Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе
Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и новые программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Иностранный язык как учебный предмет имеет большой развивающий и воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию и развитию интеллектуальных способностей, ценностных ориентиров и эстетических идеалов. Данная презентация может стать для Вас, уважаемые коллеги, образцом работы над темой самообразования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе »
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы (Леонардо да Винчи)
Тема методической разработки:
«Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе»
Цель работы:
Анализ содержания обучения немецкому языку в начальной школе и его развивающие возможности
Задачи:
Выявить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
Проанализировать основные принципы развивающего обучения немецкому языку для начальной школы;
Разработать комплекс развивающих упражнений в обучении немецкому языку для начальной школы.
Проверить опытным путем эффективность предложенных приемов.
Методы исследования:
Анализ научной литературы по теме;
Анализ учебно-методического комплекса по немецкому языку для 3 класса начальной школы;
Наблюдение за учебным процессом обучения немецкому языку во 2-3-х классах и его результатами;
Обобщение опыта других учителей по данному вопросу;
Опытное обучение.
Задачи изучения предмета ИЯ:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе.
Сущность развивающего обучения состоит в том, что это процесс, в ходе которого происходит обогащение учащихся знаниями и всестороннееразвитиеличности ребенка при ведущей роли умственного развития, обуславливающего развития всех других сторон его личности.
Развивающий аспект ИЯ обеспечивает:
осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов,
сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков,
развитие чувства языка, языковой догадки,
развитие памяти во всех ее видах,
Развитие логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения),
развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться,
Развитие таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться.
В современной методике преподавания иностранных языков развивающее обучение рассматривается как общий принцип обучения.
Принципы развивающего обучения на начальном этапе:
Принцип коммуникативной направленности
Принцип развивающего обучения
Принцип устного опережения
Принцип интегративного развития коммуникативных навыков
Принцип доступности и посильности
Принцип опоры на родной язык
Принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры
Принцип диалога культур
Принцип дифференциации требований к подготовке учащихся
Содержание обучения
Развивающая функция ОИЯ
\
Специальной организации общения учителя с учащимся
Формы и приемы организации УД:
Использование аутентичных материалов (стихи, рифмовки, сказки, комиксы, открытки и мн.др.)
Рассказ в сочетании с иллюстрированием, обсуждением
Беседа ( чаще в форме речевой зарядки)
Видеометод
Упражнения
Нестандартные уроки
Дидактические игры
Самостоятельная работа
подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками, таблицами и т. п.);
самостоятельное изучение нового материала, аналогичного ранее усвоенному, проводимое по детальной инструкции;
упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;
контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.
Компьютерные технологии:
презентации;
обучающие программы: Professor Totto; Deutsch Delux
материалы сети Internet
Анализ УМК «Немецкий язык 3 класс»
Содержание учебника имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, позволяющую успешно решать задачи развития младших школьников средствами немецкого языка.
Результаты опытного обучения
Этапы:
1. первичный контроль для учащихся;
2. применение предложенного комплекса развивающих упражнений на практике с целью выявления его эффективности;
3. Вторичный контроль;
4. анализ и интерпретация результатов опытного обучения.
1. Итоги первичного контроля
2. Применение комплекса развивающих упражнений
3. Вторичный контроль
4. Анализ и интерпретация
Выводы:
1) регулярное использование дополнительных заданий развивающего характера будет оказывать положительное влияние на результативность учебного процесса. Кроме этого, соответствие приемов языковой подготовке учащихся, их интересам и потребностям влияет на весь процесс обучения в целом и на развитие коммуникативной компетенции в частности.
2) использование упражнений, содержащих развивающий потенциал, способствуют не только развитию личности учащихся, но и через свой характер повышению интереса к изучению немецкого языка, что значительно важно на начальном этапе обучения.
3) В период опытного обучения можно было констатировать повышение уровня мотивации, укрепление внутренних мотивов изучения немецкого языка.
4) Выяснилось, что учащимся был полезен прослушанный курс. Он вызвал большую заинтересованность и оказал воздействие на эмоциональное содержание их мотивации.
5) Предлагаемый комплекс развивающих упражнений помогает сделать изучение иностранного языка для ребят более интересным, а также закрепить их умения и навыки в данном виде речевой деятельности. Данная методика способствовала тренировке слуховой памяти, воображения, тренировке лексических навыков, а все это в комплексе создает более благоприятные условия для изучения иностранного языка.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы
(Леонардо да Винчи)
В процессе исследования было выявлено:
сущность принципов развивающего обучения отвечает основным психологическим особенностям учащихся, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрыть их личность;
основное содержание принципов развивающего обучения иностранным языкам заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров;
В процессе исследования было выявлено:
кроме заданий учебного пособия, при подготовке и проведении уроков немецкого языка в начальной школе необходимы задания, учитывающие условия обучения, личностные особенности школьников, их наклонности, увлечения, уровень развития;
практика показала, что неоценимую помощь учителю в организации работы по обучению иностранному языку могут оказать творческие задания, способствующие развитию интереса, памяти и мышления детей;
В процессе исследования было выявлено:
использование развивающих упражнений способствует развитию самостоятельности учащихся, их активности и заинтересованности, что делает процесс обучения иностранному языку не только привлекательным для учащихся, но и эффективным;
дополнительные средства обучения позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся при формировании основных компетенций практически во всех аспектах языка и речи.