Развитие памяти и мышления при изучении иностранного языка
Развитие памяти и мышления при изучении иностранного языка
Память-это основа психической жизни,основа нашего сознания.Это волшебная шкатулка,которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Человек без памяти не был бы человеком.Любая простая или сложная деятельность(чтение,письмо или осмысливание собственного поведения)оснгвано на том,что образ воспринятого сохраняется в памяти,по крайней мере,несколько секунд.Если бы не было памяти,мы не могли бы понять ни одного предложения,т.к.не успев дочитать до конца,забыли бы его начало.Информация от наших органов чувств была бы бесполезной,если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.Память многолика.Существует определённый запас слов,сведений,понятий,образов,которые хранятся в памяти,как в арсенале,всю жизнь;это ,например,собственное имя,образы папы и мамы,родной язык,черты и особенности того места,где человек родился т.д.Всё это долговременная память.Но существует и кратковременная память.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти и мышления при изучении иностранного языка »
Развитие памяти и мышления при изучении иностранного языка
Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной.
Но кратковременная память может превращаться в долговременную. Бывают ситуации, когда, едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое очень давно было показано нам на фотографии.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д.
Итак, память – сложный психический процесс, это способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали.
Изучение памяти началось много веков назад, при этом память всегда связывалась с процессом обучения, (то есть, накопления информации). Древние греки, например, считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или на воске. В начале XX века в связи с созданием телефонной сети, ЭВМ и других устройств память трактовали в соответствии принципами, на которых основаны механизмы действия этих устройств. Наконец, развитие генетики и молекулярной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации побудили привлечь к объяснению механизмов памяти биологические аналогии. Предполагают, что механизмы одного из видов памяти имеют молекулярную основу. (Запечатлевание информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот).
Психологи выделяют 4 вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различных системы памяти.
1. Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает в памяти довольно точную и полную картину мира в течение 0,1-0,5 секунд.
2. Кратковременная память, которая удерживает информацию, интерпретирующую события, произошедшие на сенсорном уровне. Отпечатки сенсорной памяти сохраняются несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
3. Долговременная память. Наиболее важная и сложная из систем. Емкость ее безгранична. Все, что удерживается на протяжении нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.
А вот Татьяна Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются:
недостаточная концентрация внимания
несоблюдение основных законов памяти
сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация
cлабо развитая природная память
В памяти, как известно, различают несколько процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение. Каждый из этих процессов осуществляется успешнее, будучи включенным в деятельность. Прочность, подвижность, оперативность памяти определяются тем, «какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей»1. Поэтому запоминание трактуется «не как однообразное многократное запечатление того, что надо запомнить, а как разнообразно протекающая деятельность» (А. А. Смирнов). Проблема взаимоотношения памяти и мышления возникает, потому что «всякое разумное поведение, предполагающее решение проблемной ситуации, опирается на прошлый опыт» (В. П. Зинченко).
Из сказанного следует очень важный для обучения вывод, который заключается в том, что в единствах «мышление-память», «деятельность-память» ведущими являются первые компоненты. Причем ведущими не в том смысле, что должна соблюдаться некая пропорция между работой памяти и работой мышления, а в том, что работы памяти в изолированном, обособленном от деятельности виде быть вообще не должно.
В обучении предпочтительнее опираться на механизм непроизвольного запоминания.
Психологи давно отмечали, что непроизвольное запоминание может быть весьма эффективным, что оно не низшая категория памяти, а столь же важное средство фиксации опыта, как и произвольное запоминание, В частности, П. И. Зинченко писал, что необходимым условием продуктивного непроизвольного запоминания является взаимодействие субъекта с объектом (ученика с материалом). Причем лучше всего непроизвольно запоминается то, что как-то мешает или содействует выполнению задачи, т. е. имеет значение для достижения результата. Думается, что есть все возможности именно такой организации обучения говорению. Поскольку постановка учебных задач осуществляется учителем, то существует и возможность управлять процессами памяти.
Если бы всевозможные упражнения выполнялись так, что учащийся не получал бы прямых указаний на запоминание, но запоминание явилось бы побочным продуктом речевой деятельности, то это постоянно оживляло бы прошлый речевой опыт и, следовательно, обогащало опыт теперешний, иными словами, соотношение старого и нового в говорении приобрело бы необходимый вид: постоянная новизна, требующая речемышления, стимулировала бы как запоминание и сохранение, так и воспроизведение материала.
Нельзя не отметить и то, что новизна как компонент методического содержания урока является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы уроков (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция и т. п.), новизна видов работ (разумная смена известных видов и введение новых), новизна характера работы (урочная, внеурочная, кружковая и т. п.) — иначе говоря, постоянная (в разумных пределах) новизна всех элементов учебного процесса.
«Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя», — писал Л. Н. Толстой.
Если учителя используют на уроках материалы из газет, журналов, радио, телевидения, это абсолютно правильно, ибо никакой учебник не угонится за современностью. А современность — обязательный компонент информативности, новизны урока.
Информативность материала — одна из важных предпосылок эффективности урока, влияющих на его воспитательную ценность, на развитие учащихся. Отсутствие информативности, как и связанное с ним «духовно» заучивание,— не такое безобидное явление, как может показаться, поскольку вместе с бездумным усвоением готового человек невольно усваивает и соответствующий характер мышления. «Искалечить орган мышления гораздо легче, чем любой другой орган человеческого тела, а излечить его очень трудно. А позже — и совсем невозможно. И один из самых «верных» способов уродования мозга и интеллекта — формальное заучивание знаний» (Волков Г. Н.). Причем «начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста» 1.
Именно за целенаправленное развитие творческого мышления и ратует принцип новизны, на который опирается, коммуникативное обучение.
Итак, что должен помнить учитель в связи с новизной как обязательной характеристикой методического содержания урока:
— при развитии речевого умения необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций, связанное с речемыслительной деятельностью учащихся;
— речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе выполнения речемыслительных заданий;
— повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в ткань урока;
— упражнения должны обеспечивать постоянное комбинирование, трансформацию и перефразирование речевого материала;
— содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся прежде всего своей информативностью;
— необходима постоянная новизна всех элементов учебного процесса .
Таково вкратце методическое содержание современного урока иностранного языка. Как видно из сказанного, все основные положения взаимосвязаны и взаимообусловлены: несоблюдение одного из них наносит ущерб всей системе коммуникативного обучения. Отсюда и главная задача — соблюдать коммуникативную основу во всем ее объеме. Только такое методическое содержание урока способно обеспечить его эффективность.
Изучив литературу, пришла к выводу, что развитие памяти зависит от того, сталкивается ли ученик с трудностями при изучении материала и как учитель управляет этим процессом. Создает ли учитель на уроке ситуации противоречия между необходимостью владеть материалом и трудностями его запоминания? Это могут быть ситуации, когда нужно запомнить разнообразный материал большого объема или когда информация бывает кратковременная и с помехами. Создание на уроке противоречивых ситуаций – это одно из условий развития памяти. Следующее условие - это придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники.
Мнемоника - это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Американским психолингвистом Дж. А. Мюллером была предложена классификация ассоциаций, учитывающая логику, психологию, философию, лингвистику.
Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, по корню слова, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать новые слова так, чтобы между зрительным образом и словесным обозначением установились связи. Таким способом можно добиться непосредственного понимания иностранной речи как речи на родном языке. При изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса. Для избежания зубрежки можно использовать следующие методы: метод ключевых слов (МКС), метод взаимодействия всех ощущений и технику «что меня окружает». В своей работе с детьми я использую следующие мнемонические приемы: ассоциации – установление связей по сходству, смежности, противоположности. Выделение опорных пунктов «зацепок». Можно использовать приемы группировки, классификации, разбиения материала на части по смыслу, схематизация при изучении грамматики, структурирование для установления взаиморасположения частей, составляющих целое. Находят применение метод парных ассоциативных связей, рифмовки, в том числе и придуманные детьми, сравнение с английским, французским и латинским языками. Прекрасно зарекомендовали себя приемы: выделение написанного цветом, размером, объемом, нумерацией. Хорошо тренирует память проговаривание и заучивание пословиц, клише, поговорок, скороговорок. Большое внимание уделяю поэтическому переводу стихотворений известных немецких классиков. Всегда стремлюсь создавать ситуацию успеха.