Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Великие люди Германии»»
Исследовательский проект «Великие люди Германии»
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать внеурочную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа. В своей работе я использую метод проектной деятельности достаточно часто. Считаю его одним из самых успешных в обучении иностранному языку, так как он при правильной организации наиболее эффективно реализует познавательную активность и творческие способности учащихся, развивает коллективные формы общения и позволяет каждому ученику подняться на более высокую ступень обученности.
Прежде всего, стараюсь подобрать темы, которые будут наиболее интересы для учащихся при выполнении проекта. Уже на начальном этапе обучения языку есть темы, при прохождении которых я использую проектный метод: “Ich und meine Freunde”, “Meine Schule”, “Meine Hobbys”. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает из творческие способности.
В 5-6 классе во внеурочной деятельности я использовала традиционные формы работы: кружок«Калейдоскоп немецких сказок», на котором учащиеся рисовали иллюстрации к сказкам, инсценировали сказки.
Сейчас в 7 классе усложняю формы работы. Здесь уже практикуется научный подход к их оформлению, при этом соответственно увеличивается время на их подготовку. Учащиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке, используя информационно-коммуникационные технологии. Они не только ищут информацию в Интернет-ресурсах, но и делают первые шаги в создании презентации своего проекта.
Приведу пример работы над исследовательским проектом «Великие люди Германии», который проводится в этом году в 7-х классах. Опытно-экспериментальная работа «Великие люди Германии» разработана для исследовательской работы учащихся 7-8 классов, изучающих немецкий язык. Курс составлен на основе Программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык.», УМК «Немецкий язык»,И.Л.Бим для 7-8 классов. Программа предоставляет учащимся возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны изучаемого языка (Германия), особенностей культуры народов – носителя немецкого языка. Однако наиболее актуальной задачей предлагаемого курса является обучение детей навыкам поисковой, исследовательской деятельности с целью получения новых знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, т.е. научить ученика учиться, получать информацию из разных источников, сравнивать ее, анализировать, делать выводы, обсуждать, трансформировать полученные материалы, что требует ФГОС.
Курс рассчитан сроком на 2 года для учащихся 7-8 классов. Он составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Учащиеся были разделены на две группы с учётом их способностей и интересов. В начале 1 четверти в учебнике есть текст, в котором учащиеся познакомились с именами великих людей Германии. Это и стало отправной точкой нашего проекта.
На последующих занятиях мы доводили свой проект до совершенства.
Алгоритм действий был такой: 1) поиск информации 2) чтение выбранных материалов, 3) отбор материала, 4) чтение отобранного материала с полным пониманием, 5) выбор формы и средств изложения содержания проекта, 6) прогноз его результатов, 7) составление информации по теме проекта с учётом логики на родном или иностранном языке, 8) перевод информации на иностранный, если она была составлена на родном, 9) первичная апробация проекта. В итоге первая группа приготовила презентацию проекта в форме творческого отчёта с иллюстрациями на немецком и русском языках, вторая – в форме устного журнала.
Учащиеся собирали информацию о великих людях Германии из учебника, интернета, дополнительной литературы.Они выполняли задания самостоятельно, иногда обращаясь за помощью к учителю. Результаты работы над общим проектом будут представлены на научно-практической конференции.
Вывод. Метод проектов дал возможность каждому ученику эффективно реализовать себя в разных аспектах. Так, на подготовительном этапе при отборе материала учащиеся научились ориентироваться в информационном диапазоне. Исследуя тему проекта, они научились выделять главное, актуальное, интересное, а значит развивали исследовательские способности анализировать, сравнивать, прогнозировать. На основном этапе они научились излагать результаты своего исследования на иностранном языке, а значит реализовали себя в языковом аспекте, развивая лексический и речевой потенциал. Выше сказанное подтверждает решающую роль методически грамотной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся для её успешной реализации в процессе обучения школьников.