kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматика - как средство формирования правильного речевого общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи обучения грамматике вытекают из общих целей обучения иностранному языку в средней школе – привить учащимся практические умения во всех основных видах речевой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматика - как средство формирования правильного речевого общения»

«Грамматика – как средство формирования правильного речевого общения».


Без владения грамматикой не может быть речевого общения. Цели и задачи обучения грамматике вытекают из общих целей обучения иностранному языку в средней школе – привить учащимся практические умения во всех основных видах речевой деятельности. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что нужно сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Обучать грамматике иностранного языка - это значит, формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой грамматической цели необходимо рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание.

Знакомство с грамматическим строем немецкого языка открывает для учащихся новую картину. Для них будут новыми такие синтаксические явления, как строгий порядок слов в предложении и возможность изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в предложении. Общеобразовательное значение изучения грамматики немецкого языка состоит в том, что она расширяет лингвистический кругозор учащихся. Выявление всех особенностей, отличающих грамматику одного языка от грамматики другого, дает возможность учащемуся сопоставлять факты родного языка с фактами иностранного языка, выделить сходные и различные черты обоих языков. Грамматика иностранного языка, таким образом, позволяет учащемуся значительно глубже вникать в грамматику своего родного языка, тем самым, способствуя лучшему его осознанию.

Предъявление грамматического материала включает следующие этапы:

  1. ознакомительно-подготовительный - он связан с ознакомлением учащихся с новым грамматическим материалом;

  2. этап автоматизации – выработка грамматического навыка;

3. овладение речевыми грамматическими умениями, а при выполнении завершающих упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать в составе сложных систем речевых умений.

Так, на первом этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно, в чтении или при помощи мультимедийных презентаций. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определённую функционально-коммуникативную роль в общении. Так при ознакомлении и формировании первичных грамматических навыков временной формы Рerfekt возможно использование на первом этапе следующей мультимедийной презентации. При работе с данной презентацией уместны такие упражнения как: подчеркивание, выписывание, грамматический разбор; модель SOS (sammeln – ordnen – systematisieren).

Предъявление данного грамматического явления в чтении может происходить дедуктивно или индуктивно, т. е. обучающимся сразу же после приведения текста может быть дано правило, и они будут искать в тексте конкретный материал для его подтверждения (дедукция); или на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов вывести правило (индукция). 

Наводящие вопросы привлекают внимание к форме, с их помощью обучающиеся смогут сделать самостоятельный вывод об образовании Рerfekt и вывести схему.

Примеры наводящих вопросов:

— Из каких двух частей состоит эта временная форма? Назовите их.

— В каком времени стоит вспомогательный глагол haben— В какой основной форме употреблен знаменательный глагол?

— Как располагаются части сказуемого, выраженные глаголом в Рerfekt?

На основе наводящих вопросов обучающимися выводится схема образования Рerfekt. Как мы видим из приведенного примера, главное при ознакомлении с новым грамматическим явлением — это стимулирование исследовательского поиска обучающихся, наблюдения под определенным, заданным углом зрения.

При такой работе над грамматическим явлением осуществляется деятельностный подход к обучению, что является основным требованием ФГОС нового поколения.

На втором этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения:



- имитационные;

Примеры упражнений

  1. Повторите… вслед за диктором.

  2. Повторите следующие предложения, выполняя соответствующие действия.

  3. Повторите… в паузах вслед за диктором, обращая внимание на повышение (понижение) тона к концу предложения.



- повторительные;

Вставь вспомогательный глагол haben в нужной форме.

  1. Der Junge ... seine Haustiere gefüttert.

  2.  Der Opa ... im Garten Äpfel gepflückt.

  3.  . ... du in den Ferien im Fluss gebadet?

  1. Wir ... Ball gespielt.

  2. . ... ihr im Herbst Pilze gesammelt?

  1. Mein Vater ... gestern lange gearbeitet.

  2.  Wie ... ihr Ostern gefeiert?

  3.  Es ... geregnet.

Какой глагол использовать — haben или sein? Выберите правильную форму.

  1. Wir  10 Kilometer gelaufen.

  2.  du den Film gesehen?

  3. Ich  nicht mit dem Zug gefahren.

  4.  ihr im Urlaub gewesen?

  5. Sie  sich verlaufen.



- подстановочные;

Составьте предложения в перфекте (слабые глаголы).

  1. (ich/suchen/dich) .

  2. (er/zeigen/uns/den Weg) .

  3. (wir/nicht/glauben/ihm) .

  4. (wohin/ihr/reisen) ?

  5. (hören/ihr/das) ?

Составьте предложения в перфекте (сильные глаголы).

  1. (der Schnee/schmelzen) .

  2. (meine Großeltern/kommen/zu Besuch) .

  3. (ich/nicht lesen/den Text) .

  4. (wann/du/gehen/nach Hause) ?

  5. (schließen/du/das Fenster) ?



- трансформационные;

Поставить предложения в Perfekt.

а) из Präsens.

  1. Er macht eine Reise auf dem Schiff.

  2. Warum fällt Frau Schulz ins Wasser?

  3. Das Thermometer zeigt 6 Grad unter Null.

  4. Ich gehe auf die Strasse.

  5. Heute kommt mein Freund Dima.



II. Перевести предложения на немецкий язык.

  1. Вы работали вчера в саду? – Да, мы работали в саду, потом пошли гулять.

  2. Ты написала упражнения? – Да, я написала его еще вчера.

  3. Что ты вчера делала? – Я вчера много читала, а потом играла с братом.

  4. Вечером я ездила к бабушке.

  5. Ты принесла книгу? – Нет, я забыла.



-игровые упражнения;



С каким из вспомогательных глаголов образует Perfekt каждый из представленных глаголов?

При правильном употреблении вспомогательных глаголов haben/sein обучающиеся должны проверить себя, получив следующий результат:



Использование тестирования играет огромную роль при формировании грамматической компетенции. При этом тестирование выступает не только как способ формирования грамматической компетенции, но и как метод контроля.

Тест № 1

Er ... oft Komplimente ...

 hat ... gemachen
 habt ... gemacht
 hat ... gemacht

Тест № 2 
Mein Freund ... immer sehr gut ...

 habt ... gelernet
 hat ... gelernt
 hat ... gelernen

Тест № 3 
Das Maedchen ... virtuell Klavier ...

 haben ... gespielt
 hast ... gespielt
 hat ... gespielt



На третьем этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа, как подчеркивает Ж.С. Гергенредер, должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:

- коммуникативные задания;

- учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);

- коммуникативные игры.

Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и др. При этом взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др.

1) реальные жизненные обстоятельства; 2) заинтересованность говорящих в содержании разговора (в получении информации); 3) необходимость вести разговор на иностранном языке – иначе информация не может быть получена.

Во многих применяемых на уроках УРС реальность достигается успешно за счёт следующих заданий: "Разыграйте диалог между друзьями о прошедших летних каникулах" или "Расскажите о последнем посещении торгового центра". От учащихся в работе по таким УРС требуется умение вообразить себя в определённой роли, а также желание участвовать в своего рода игре, необходимой для того, чтобы овладеть иностранным языком. Они должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора.

Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если учитель хорошо знает, что вызывает интерес и эмоциональное отношение учащихся. Например, можно начать рассказ о посещении учителем европейских стран с обязательной демонстрацией своих фотографий и остановиться на самом интересном месте, тогда учащиеся будут вынуждены задавать вопросы, чтобы получить максимум интересующей их информации. Сформированный навык постановки вопроса развяжет речевую инициативу учащихся, сделает их равноправными, активными участниками коммуникации. Кроме того, учителю необходимо искусно вызвать аутентичную беседу, не выходя за рамки отработанных моделей без пояснений и тренировок, создав непринуждённую обстановку.

Грамматические навыки входят в состав не только диалогической и монологической устной речи, но и в состав всех других видов речевой деятельности. Имеются грамматические навыки в аудировании и чтении. Это рецептивные грамматические навыки. В них отправной точкой является воспринятый речевой материал - в нем требуется вычленить грамматическую форму по ее признакам, узнать ее значение и смысл всего контекста.

Таким образом, процесс формирования грамматических навыков требует больших умственных усилий. В результате этого возникает ряд проблем при обучении грамматики. Для наибольшей эффективности работы по формированию грамматических навыков у учащихся необходимо соблюдение последовательности методических действий с учетом особенностей каждого этапа формирования навыков и целевой направленности обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматика - как средство формирования правильного речевого общения

Автор: Токарева Инесса Эдуардовна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Грамматика – как средство формирования правильного речевого общения"
    ["seo_title"] => string(77) "grammatika_kak_sriedstvo_formirovaniia_pravil_nogho_riechievogho_obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "372016"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482303243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Вы загрузили файл: Развитие разговорной речи по принципу формирование речевого общения на уроках предметно-практического обучения. "
    ["seo_title"] => string(153) "vy-zaghruzili-fail-razvitiie-razghovornoi-riechi-po-printsipu-formirovaniie-riechievogho-obshchieniia-na-urokakh-priedmietno-praktichieskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423398382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методы формирование грамматических навыков школьников "
    ["seo_title"] => string(60) "mietody-formirovaniie-ghrammatichieskikh-navykov-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "229176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441637202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства