Просмотр содержимого документа
«Диалог двух культур на уроках иностранного языка»
Социокультурная компетенция в обучении иностранному языку.
Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. И воспитательная задача наиболее значима, поскольку от решения этой задачи зависит формирование в современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма. Изучая иностранный язык, мы формируем культуру мира в сознании человека. Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры, например немецкоговорящих стран и родной страны.
Познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом (средством) для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры. Главное в процессе познания - не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям.
В течение всего периода обучения языкам формируется коммуникативная компетенция, составляющей которой являются:
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
ДИСКУССИВНАЯ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ – знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения.
Способность применить знания о национально-культурных особенностях стран изучаемого языка состоит из:
Лингвострановедческих знаний;
Страноведческих знаний;
Знаний о культуре страны изучаемого языка
.
В государственном стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с “вторичной социализацией”. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
Формирование социокультурной компетенции должно пронизывать всё содержание обучения иностранного языка, то есть этот аспект должен рассматриваться на любой теме, присутствовать на каждом занятии, представляя особенности моделей национального поведения в различных коммуникативных ситуациях, находя сходства и различия между культурной своего и иностранного языка, формируя положительное отношения к изученным особенностям.
Таким образом, формирование и развитие социокультурной компетенции имеет положительное влияние не только на изучение культуры иностранного языка, но и на углубленное изучения реалий, встречающихся в своем языке, ведь одно и тоже явление в различных языках может передавать различные средствами речи, а одни и те же лексические единицы могут нести разное значение
Формирование социокультурной компетенции обучающихся осуществляется на уроках иностранного языка, а также во внеурочной деятельности. Процесс основывается на следующих принципах: коммуникативности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, сознательности, наглядности, учета родного языка, приобщения к иноязычной культуре и практического применения иностранного языка. Педагог активизирует речевую и мыслительную деятельность обучающихся, дает возможность применять свои знания на практике, высказывать собственное мнение касаемо изучаемой темы.
Однако, при организации обучения иностранному языку не стоит забывать и о том, что процесс формирования и развития социокультурной компетенции строится на основе приобщения к культуре страны изучаемого языка на основе родной культуры, т.е. путем диалога двух культур.
Сегодня, для сравнения родной культуры с культурой страны изучаемого языка есть все условия. Конечно, лучшим способом формирования языковых компетенций является полное погружение в иноязычную культуру, что является невозможным в условиях современного образовательного пространства.
На сегодняшний день благодаря сети Интернет мы имеем возможность использовать огромное количество ресурсов. Вне иноязычной среды эффективным средством формирования и развития социокультурной компетенции являются различные аутентичные тексты: тематические, страноведческие и художественные. Также для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, к культуре изучаемого языка и традиций данной страны необходимо использовать аутентичные видео- и аудиоматериалы.