kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Процесс чтения – восприятие с помощью зрительных анализаторов графических знаков и декодировка значений этих символов. Чтение – процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной в тексте на том или ином языке. Психофизиологические механизмы чтения обусловлены 2 процессами:

  • Восприятие написанного текста (операции перцептивной зрительной обработки поступающей информации).
  • Операции осмысления (смысловая обработка поступающей информации).

        Процесс восприятия текста и его осмысление не расчленён во времени. В каждый данный момент эти процессы взаимосвязаны и реализуются одновременно. Чтение протекает как последовательная смена отдельных движений и фиксации, остановок глаз. Причем  зрительное восприятие читаемого осуществляется лишь в момент пауз, на долю которых приходится 90% при быстром и 95% при медленном чтении. Количество букв и слов, которые воспринимает и опознает читающий за одну фиксацию называется полем чтения (полем узнавания).  Чем шире поле чтения, тем быстрее протекает процесс чтения. У начинающего читать поле чтения незначительно. Оно ограничивается буквой или слогом. Чтение протекает при этом очень медленно, так как для того, чтобы воспринять или осознать слово, букву или слог учащиеся должны оторваться от предыдущего отрезка строки, на котором они задерживаются довольно долго, так как не сразу осознают его. При обучении иностранному языку  чтение идет быстрее, чем на родном языке, благодаря переносу навыков. Поле чтения составляет в среднем 1,5-2,5 слова (10-15 букв). В зоне ясного видения – 3-4 буквы, опираясь на которые читающий прогнозирует дальнейшее.      

          Зрительное восприятие текста – изначальный момент чтения и его сенсорная (чувственная) основа, это так называемая техническая сторона чтения. Показателем сформированности техники чтения про себя служит скорость чтения, которая в учебном процессе обычно измеряется количеством слов, прочитанных за 1 мин. Индексом сформированности чтения про себя является отношении скоростей чтения про себя и вслух которое должно быть больше единицы. Данное отношение выражает минимальный порог чтения. Если этот порог=1 или меньше ее, то это свидетельствует о недостаточном владении чтением. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Процесс чтения – восприятие с помощью зрительных анализаторов графических знаков и декодировка значений этих символов. Чтение – процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной в тексте на том или ином языке. Психофизиологические механизмы чтения обусловлены 2 процессами:

  • Восприятие написанного текста (операции перцептивной зрительной обработки поступающей информации).

  • Операции осмысления (смысловая обработка поступающей информации).

Процесс восприятия текста и его осмысление не расчленён во времени. В каждый данный момент эти процессы взаимосвязаны и реализуются одновременно. Чтение протекает как последовательная смена отдельных движений и фиксации, остановок глаз. Причем зрительное восприятие читаемого осуществляется лишь в момент пауз, на долю которых приходится 90% при быстром и 95% при медленном чтении. Количество букв и слов, которые воспринимает и опознает читающий за одну фиксацию называется полем чтения (полем узнавания). Чем шире поле чтения, тем быстрее протекает процесс чтения. У начинающего читать поле чтения незначительно. Оно ограничивается буквой или слогом. Чтение протекает при этом очень медленно, так как для того, чтобы воспринять или осознать слово, букву или слог учащиеся должны оторваться от предыдущего отрезка строки, на котором они задерживаются довольно долго, так как не сразу осознают его. При обучении иностранному языку чтение идет быстрее, чем на родном языке, благодаря переносу навыков. Поле чтения составляет в среднем 1,5-2,5 слова (10-15 букв). В зоне ясного видения – 3-4 буквы, опираясь на которые читающий прогнозирует дальнейшее.

Зрительное восприятие текста – изначальный момент чтения и его сенсорная (чувственная) основа, это так называемая техническая сторона чтения. Показателем сформированности техники чтения про себя служит скорость чтения, которая в учебном процессе обычно измеряется количеством слов, прочитанных за 1 мин. Индексом сформированности чтения про себя является отношении скоростей чтения про себя и вслух которое должно быть больше единицы. Данное отношение выражает минимальный порог чтения. Если этот порог=1 или меньше ее, то это свидетельствует о недостаточном владении чтением.

При ознакомительном чтении скорость чтения 180-190 слов в минуту для английского и французского языков и 140-150 - для немецкого. Однако индексом сформированности чтения про себя является соотношение скоростей чтения про себя и вслух, которое должно быть больше единицы. Главным показателем зрелости чтения служит полнота и глубина понимания смыслового содержания читаемого, смысловой обработки поступающей информации. Понимание смыслового содержания текста осуществляется чтецом сразу на нескольких уровнях.

Это требует от читающего самых разнообразных мыслительных операций: сравнения и обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и конкретизации, что свидетельствует о том, что процесс осмысления текста это сложная мыслительная деятельность.

И.А.Зимняя предлагает в качестве характеристики уровней понимания принять глубину проникновения в основное содержание текста.

Уровни:

1. Умение уяснить, о чём идет речь в тексте (самое общее восприятие текста).

2. Отражается понимание того, что говорится в этом тексте. На этом уровне устанавливаются смысловые связи между основными планами раскрытия мысли.

3. Осознание не только того, о чём рассказывается в тексте, но и какими средствами это достигается.

4. Понимание главной мысли текста, независимо от того, сформулирована ли она в тексте или дана в подтексте.

На процесс чтения влияют следующие факторы:

1.Субъективные:

  • Жизненный опыт

  • Читательский опыт

  • Образование

  • Фактор пола (гендорный)

  • Интеллектуальный уровень

  • Психологическое состояние в момент восприятия

  • Степень сформированности коммуникативной компетенции

2.Объективные:

  • Условия, в которых протекает процесс чтения

  • Оформление самого текста

  • Иллюстрации

  • Цвет издания

Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения:

  • повторение за учителем текста по предложениям;

  • чтение текста в установленное время;

  • чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов;

  • нахождение в ряду, состоящем из 6—8 примеров, слова, рифмующегося с одним из приведенных образцов;

  • составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме.

На среднем и старшем этапах обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения. Уровень сформированности умений и навыков перцептивно-смысловой базы может считаться достаточно высоким, если учащийся может:

    • автоматически пользоваться правилами чтения;

    • правильно артикулировать и интонировать;

    • опираться на опознавательные признаки (знаки препинания, шрифт, грамматические формы, средства синтаксической и логической связи и др.);

    • пользоваться механизмом зрительного охвата композиционно-структурных особенностей текста;

    • мгновенно определять графический образ по слухомоторному (и слухомоторный по графическому).

Рассмотрим подробнее две формы чтения – вслух и про себя. Эти техники чтения роднят общие механизмы. При обучении чтению вслух легче наблюдать, управлять механизмами чтения. Обучение чтению вслух характерно на начальном этапе. На среднем и старшем этапе удельный вес чтения вслух снижается.

При обучении чтению вслух существует 2 периода:

Дотекстовый – освоение графем. От графемы к слогу, слову, к словосочетанию. Прием печатания и сопоставления письменных букв с печатными. Осваиваются правила чтения.

Текстовый – его задача – подвести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. На втором этапе отрабатываются графемно-фонемные ассоциации, словесное и фразовое ударение, паузация, мелодика, беглость чтения.

Остановимся на более подробном анализе видов чтения, предложенных и детально описанных С. К. Фоломкиной.

В основу классификации С. К. Фоломкина положила практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение, если нужно, языка и содержания. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решением определенных коммуникативных задач.

Ознакомительное и поисковое чтение относятся к видам быстрого чтения. Различие между ними заключается в достижении степени полноты и точности понимания.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70—75%. Этот показатель принимается психологами за норму. Программа этот уровень проникновения в содержание относит к общему/глобальному пониманию. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация.

Изучающее чтение предполагает достижение детального/полного (100 %) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении. Анализ выполняет вспомогательную роль. Языковая форма текста содержит много ориентиров и подсказок, используя которые учащийся может в дальнейшем самостоятельно преодолевать языковые трудности.

Просмотровое чтение связано с получением самого общего представления о содержании текста.

Обучение ознакомительному чтению

Условия, определяющие успешность обучения:

  • проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

  • организация как одноразового чтения про себя;

  • проверка понимания основной информации;

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

  • прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

  • составьте план текста;

  • найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

  • просмотрите текст и озаглавьте его;

  • укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

  • выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

Условия успешности обучения:

  • медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

  • перечитывание с решением новых задач;

  • перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

  • чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);

  • самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

  • распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

  • назовите данные, которые вы считаете особо важными; обоснуйте свое решение;

  • найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;

  • прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами.

Обучение поисковому чтению

Условия, определяющие успешность обучения данному виду чтения:

  • основная цель поиска — содержательная информация;

  • проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);

  • принятие решения о целевом использовании информации;

  • знание структурно-композиционных особенностей текстов;

  • использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

  • начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

  • проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

  • найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

  • просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

  • найдите абзацы, посвященные указанной теме;

  • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

  • просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

  • найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным.

Контроль прочитанного следует проводить поэтому в строгом соответствии с коммуникативной задачей, видом чтения и характером текста.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Место лингвострановедческого аспекта в содержании обучения и мотивационный стимул изучения иностранного языка"
    ["seo_title"] => string(116) "miestolinghvostranoviedchieskoghoaspiektavsodierzhaniiobuchieniiaimotivatsionnyistimulizuchieniiainostrannoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "333991"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465564431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Факультативные занятия, как вид внеклассной работы по иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(67) "fakultativnyiezaniatiiakakvidvnieklassnoirabotypoinostrannomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "333996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465565569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок по теме «Литература. Свифт «Путешествие Гулливера» Технологическая карта дистанционного урока по иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_teme_literatura_svift_puteshestvie_gullivera_tekhnologicheskaia_karta_di"
    ["file_id"] => string(6) "635762"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1692618401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Внеклассное мероприятие на иностранных языках "Конкурс инсценированной песни" "
    ["seo_title"] => string(86) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-inostrannykh-iazykakh-konkurs-instsienirovannoi-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "223356"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1437571345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства