Рабочая программа учебного курса «Немецкий язык» (базовый уровень) для 10-11 классов
Рабочая программа учебного курса «Немецкий язык» (базовый уровень) для 10-11 классов
Рабочая программа по немецкому языку в 10-11 классе составлена в соответствии с
- Государственным стандартом общего образования,
- Примерной программой основного общего образования по немецкому языку (базовый уровень),
- Авторской программой общеобразовательных учреждений «Немецкий язык. Контакты» 10-11 классы Г.И. Воронина, Москва, «Просвещение», 2008 г.,
с учетом
- Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год.
Программа является средством управления процессом обучения немецкому как первому иностранному языку в 10—11 классах общеобразовательных учреждений.
Программа определяет цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, адекватные педагогические технологии организации учебно-познавательного процесса, периодичность контроля успешности продвижения в изучении немецкого языка и культуры народа Германии.
Программа 10 класса рассчитана: на 105 часов,
на изучение иностранного языка в 10 классе отводится 3 часа в неделю
Внесены изменения в рабочую программу 10 класса:
Согласно годового календарного учебного графика МКОУ «Пановская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год в 10 классе составляет 34 учебных недели. В связи с нехваткой календарного времени в рабочую программу внесены изменения: сокращено количество часов на повторение. Таким образом, на освоение программы в 10 классе отводится 102 часа.
Программа 11 класса рассчитана: на 105часов,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Немецкий язык» (базовый уровень) для 10-11 классов »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Пановская средняя общеобразовательная школа
Ребрихинского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Заместитель директора по УВР
___________ Волкова Н.В.
Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_____Кузьмин С.А.
Приказ № ___ от
«___»_______2014 г.
Рабочая программа
учебного курса «Немецкий язык»
(базовый уровень) для 10-11 классов
среднего общего образования
на 2014–2015 учебный год
Составитель: Гасан Зинаида Геннадьевна, учитель немецкого языка
Паново 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по немецкому языку в 10-11 классе составлена в соответствии с
- Государственным стандартом общего образования,
- Примерной программой основного общего образования по немецкому языку (базовый уровень),
- Авторской программой общеобразовательных учреждений «Немецкий язык. Контакты» 10-11 классы Г.И. Воронина, Москва, «Просвещение», 2008 г.,
с учетом
- Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год.
Программа является средством управления процессом обучения немецкому как первому иностранному языку в 10—11 классах общеобразовательных учреждений.
Программа определяет цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, адекватные педагогические технологии организации учебно-познавательного процесса, периодичность контроля успешности продвижения в изучении немецкого языка и культуры народа Германии.
Программа 10 класса рассчитана: на 105 часов,
на изучение иностранного языка в 10 классе отводится 3 часа в неделю
Внесены изменения в рабочую программу 10 класса:
Согласно годового календарного учебного графика МКОУ «Пановская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год в 10 классе составляет 34 учебных недели. В связи с нехваткой календарного времени в рабочую программу внесены изменения: сокращено количество часов на повторение. Таким образом, на освоение программы в 10 классе отводится 102 часа.
Программа 11 класса рассчитана: на 105часов,
на изучение иностранного языка в 11 классе отводится 3 часа в неделю
Внесены изменения в рабочую программу 11 класса:
Согласно годового календарного учебного графика МКОУ «Пановская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год в 11 классе составляет 34 учебных недели. В связи с нехваткой календарного времени в рабочую программу внесены изменения: сокращено количество часов на повторение. Таким образом, на освоение программы в 11 классе отводится 102 часа.
1. КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную активность в учении, формирование способности и потребности к рефлексии, саморазвитию и самоактуализации в предметной области «Иностранный язык».
Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает, в частности:
—► интеграцию филолого-гуманитарной, социально-гуманитарной, естественно-научной, художественно-эстетической, технологической областей школьных знаний;
—► организацию обучения немецкому языку как процесса межкультурной коммуникации;
—► сотрудничество учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса;
—► коллективное сотворчество в разных видах коммуникативной и познавательной деятельности;
—► интерактивные формы обучения;
—► самостоятельность действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного (межкультурного) общения.
Для успешной реализации коммуникативно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплекте „Deutsche Kontakte" принципиально значимым становится овладение учителем современными педагогическими технологиями преподавания немецкого языка и культуры, такими, как метод проекта, обучение в сотрудничестве, кейс-метод (или метод решения ситуационных задач), деловые и имитационные игры, межкультурные тренинги.
При коммуникативно-деятельностном подходе главной целью обучения является формирование культурной социально активной языковой личности школьника старших классов, открытой для взаимодействия с окружающим миром, обладающей способностью осуществлять коммуникативную деятельность и легко интегрироваться в культурно-образовательное пространство высшего или среднего специального учебного заведения соответствующего профиля, владеющей таким уровнем коммуникативной языковой компетентности, который позволяет использовать немецкий язык как:
—► средство общения в аутентичных ситуациях межличностного (межкультурного) взаимодействия;
—► инструмент самостоятельного познания поликультурной картины мира германского народа во всем ее многообразии: географии, истории, государственного устройства, природных ресурсов, экологии, экономики, культуры и образования, международных инициатив и контактов — с помощью средств массовой информации (газет, журналов, радио, телевидения) и компьютерных технологий, обеспечивающих выход в глобальное информационное пространство;
—► способ совершенствования личностных качеств, присущих молодому патриоту и достойному гражданину Российской Федерации, Европы, мира, а именно: интеллигентность, организованность, обязательность, верность слову, ответственность, открытость к сотрудничеству и сотворчеству, толерантность;
— ключ к успеху в трудоустройстве и получении в дальнейшем престижного места в профессиональном мире.
Реализация поставленной цели требует решения коммуникативно-прагматических задач в едином процессе обучения/преподавания, воспитания, развития и образования, направленных на совершенствование владения речевой, языковой, социокультурной, межкультурной и компенсаторной компетенциями как неотъемлемыми составляющими коммуникативной языковой компетентности.
Речевая компетенция (культура владения коммуникативно-речевыми умениями устного и письменного общения, сформированными на основе лексико-грамматического материала, предусмотренного программой) обеспечивает использование немецкого языка функционально и корректно в разных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
В области аудирования старшие школьники учатся:
• понимать полно и точно в аудиозаписи высказывания учителя, речь одноклассников, зарубежных сверстников в форме кратких сообщений, обмена мнениями, короткого телефонного разговора, а также прагматические тексты, такие, как объявления, прогноз погоды, информация о событии или спортивном соревновании в городе в рамках тематики, предусмотренной программой;
• понимать основное содержание аутентичных текстов таких жанров, как описание, повествование, сообщение,актуальная информация, содержащих незначительное количество незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту, по сходству с родным языком, по словам-интернационализмам;
• понимать нужную или особо значимую информацию из аутентичного текста-рекламы, объявления, прогноза погоды, сообщения, предупреждения, письма, интервью.
В процессе аудирования с опорой на печатный текст учащиеся получают информацию одновременно по зрительному и звуковому каналам. При этом они учатся соблюдать правила немецкой фонетики: произносить слова и предложения с правильным ударением, интонацией, ритмом.
В области говорения школьники старших классов овладевают умениями диалогической и монологической речи.
Диалогическая речь
• вежливо представляться и представлять других;
• вежливо задавать вопросы и отвечать на них;
• выражать просьбу, пожелание, недоумение, радость, разочарование, надежду, согласие и несогласие, приносить и принимать извинения;
• беседовать по телефону;
• инсценировать диалог, интервью, разговор, беседу по прочитанному тексту;
• обмениваться мнениями о событиях, фактах, проблеме дискуссии;
• обмениваться впечатлениями о будущей профессии или о дальнейшем обучении;
• проводить опрос собеседников по разным жизненным проблемам.
Монологическая речь
• высказываться по содержанию текста;
• высказываться по содержанию иллюстративного, фотографического и графического материала с опорой на ключевые пункты;
• передавать содержание аудио- и визуального текста;
• делать доклад или сообщение по заданной проблеме;
• высказываться по содержанию текста или информации, полученной самостоятельно из газет, журналов, книг.
В области чтения формируются рецептивные, репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные умения.
Рецептивные умения:
• предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, предисловия, комментария, иллюстративного, графического, фотографического материала с опорой на ключевые вопросы;
• понимать общее содержание прочитанного с выделением основного смысла, идеи, личностно-значимой информации;
• извлекать из прочитанного нужный факт или событие;
• прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, комментарий, иллюстративный, графический и фотографический материал, с последующим обсуждением в парах или группе.
Репродуктивные умения:
• воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;
• делить текст на смысловые части, выделять в них главное;
• сокращать, упрощать текст путем устранения второстепенной информации в целях последующей передачи его содержания в диалогической или монологической формах.
Репродуктивно-продуктивные умения:
• раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст;
• составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана;
• передавать содержание текста от имени автора, третьего лица;
• реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе;
• обобщать информацию по проблеме, привлекая известные факты из других областей повседневной жизни.
Продуктивные умения:
• обсуждать проблемы, заключенные в тексте, в разнообразных ситуациях общения, используя новые языковые и речевые средства;
• делать сообщение на основе составленного плана или визуальных материалов: фотографий, слайдов, таблиц, диаграмм, картинок;
• передавать содержание услышанной или прочитанной информации;
• писать текст личного и делового письма с соблюдением правил речевого этикета, заполнять формуляры и анкеты.
В области письменной речи учащиеся овладевают умениями:
• писать текст личного и делового письма с соблюдением правил речевого этикета, заполнять формуляры и анкеты;
• писать небольшие сочинения и творческие работы в процессе выполнения проекта или в ходе подготовки к уроку-конференции ;
• писать статьи и заметки для школьной (классной) стенгазеты.
Языковая компетенция (определенный уровень владения орфографическим, фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами речи и способностями использовать языковые средства для построения правильно сформулированных высказываний) формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и в письменной форме.
Орфографический аспект речи предполагает:
• знание знаков и правил пунктуации;
• знание общеизвестных символов (@, $, &, # и т. д.);
• знание правил правописания;
• знание традиционно используемой в стране изучаемого языка системы транскрипции;
• умение соотносить знаки пунктуации с членением и интонационным оформлением текста.
Фонетический аспект речи предполагает знание и умение воспринимать и воспроизводить:
• артикуляционно-акустические характеристики фонем (звонкость, лабиализация, назализация);
• фонетическую организацию слов (слоговая структура, последовательность фонем, словесное ударение, интонация);
• ударение, ритм, интонацию в различных типах предложений.
Лексический аспект речи требует знания словарного состава языка, включающего лексические и грамматические элементы.
Лексические элементы:
• отдельные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), составляющие продуктивный и рецептивный словарный минимум;
• устойчивые сочетания.
Продуктивный словарный минимум составляет 250 лексических единиц. Однако продуктивный лексический запас обогащается за счет индивидуального словаря учащихся, который формируется в ходе интеркультурных тренингов, аутентичных проблемных ситуаций общения, в процессе выполнения творческих самостоятельных заданий (проект, коллаж, доклад, сочинение), а также в ходе общения с носителями языка и знакомства с различными аспектами немецкоязычной культуры (личные контакты, переписка, радио, аудиозаписи, просмотр фильмов, телепередач, общение в Интернете и с помощью электронной почты). Рецептивный словарный минимум включает 700— 750 лексических единиц, он может пополняться за счет самостоятельного приобретения новых знаний из области немецкой истории, культуры, литературы.
Грамматические элементы:
• артикли (der, die, das);
• личные местоимения (ich – wir, du – ihr, er, sie, es - sie);
Грамматический аспект речи содержит элементы и структуры, обеспечивающие грамматическую правильность речи.
Программой предусматривается систематизация грамматических явлений, которыми учащиеся овладели на предыдущих ступенях обучения, и закрепление структур, представляющих определенные трудности в коммуникативной практике. Предлагается повторение комплекса грамматических явлений, функционально связанных друг с другом в конкретной ситуативно-тематической области.
♦ Ситуативно-тематическая область 1. „Wer ist das?"
Грамматический материал:
— Классификация имен прилагательных
— Склонение имен прилагательных
♦ Ситуативно-тематическая область 2. „Кinder – Eltern - Kontakte"
Грамматический материал:
— Модальные глаголы
— Сослагательное наклонение модальных глаголов и вспомогательного глагола sein
♦ Ситуативно-тематическая область 3. „Die erste Liebe"
Грамматический материал:
— Образование сложных существительных
— Местоименные наречия (вопросительные и указательные)
— Порядок слов в придаточном предложении
♦ Ситуативно-тематическая область 4. „Familie"
Грамматический материал:
— Спряжение модальных глаголов
— Употребление инфинитива без частицы zu после модальных глаголов
— Порядок слов в сложном предложении с союзами wenn, dass, weil, denn, als
♦ Ситуативно-тематическая область 5. „Die Nation"
Грамматический материал:
— Степени сравнения имен прилагательных
— Выбор союза wenn или аls в сложном придаточном предложении
— Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками
— Формы прошедшего времени
— Действительная/страдательная форма глагола
Социокультурная компетенция (определенный уровень знаний социальных особенностей и картины мира носителей языка и умений учитывать и использовать эти знания в коммуникативной практике) формируется в процессе приобретения актуальной страноведческой и культуроведческой информации о странах изучаемого языка. Такая информация в учебно-методическом комплекте „Deutsche Kontakte" охватывает следующие области:
1. Повседневная жизнь
♦ семья, забота о близких людях, домашняя работа;
♦ любовь, дружба;
♦ работа, карьера;
♦ учеба, распорядок дня, работа на каникулах, досуг.
2. Условия жизни
♦ проживание в семье, в молодежном общежитии;
• государственная поддержка в профессиональном определении и трудоустройстве.
3. Межличностные отношения
• взаимоотношения в семье, между поколениями;
• отношения между немцами и иностранцами, проживающими в Германии;
• отношения в школе и вне школы.
4. Система ценностей
• сфера образования и трудовая сфера;
• искусство;
• менталитет, традиции, обычаи;
• молодежная культура;
• экологическая культура.
5. Язык жестов
6. Правила личного и делового этикета
• адекватное использование формул речевого этикета;
• отношение к выполняемой трудовой деятельности;
• манера общения со сверстниками, взрослыми;
• изучение иностранных языков в целях познания мира, открытость к диалогу культур;
• соблюдение чистоты и порядка на природе, в городе, в окружении собственного дома.
Компенсаторная компетенция (уровень владения коммуникативными стратегиями приобретения недостающих языковых и социокультурных знаний, активизации навыков и умений, с тем чтобы справиться с конкретной ситуацией общения и успешно решить определенную коммуникативную задачу) предполагает формирование следующих умений и навыков:
• при аудировании или говорении уметь не сосредоточивать внимание на непонятном и незнакомом, а стараться понять общее содержание прослушанного текста или устного высказывания по теме беседы;
• в ходе беседы уметь заменить забытое или незнакомое слово синонимом;
• уметь использовать язык жестов в ситуациях межличностных контактов;
• уметь упрощать высказывания, сообщение, рассказ, заменяя сложные предложения на доступные и понятные;
• уметь обратиться к партнеру по общению с просьбой повторить вопрос, говорить в более медленном темпе, подсказать слово;
• уметь планировать и контролировать выполнение познавательно-поисковой деятельности.
Овладение видами коммуникативных компетенций в рамках требований школьной программы обеспечит успех в изучении немецкого языка в профессиональных целях.
2. МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В контексте коммуникативно-деятельностного подхода наиболее существенными принципами обучения являются следующие:
1. Коммуникативно-когнитивный принцип, который предполагает развитие способности учащихся к самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, стимулирующей осознанное овладение коммуникативно-прагматическими умениями применять приобретенные знания в практике межличностного общения в ситуациях делового партнерства, а также овладение стратегиями самоконтроля и самоактуализации.
2. Принцип ориентированности на личность ученика связан с учетом познавательных интересов и жизненных потребностей учащихся. В соответствии с этим принципом на занятиях в доброжелательной, творческой атмосфере развиваются субъект-субъектные отношения, учитель и ученик становятся равноправными участниками образовательного процесса.
3. Принцип межкультурного обучения предполагает формирование социокультурного кругозора учащихся, позволяющего воспитывать и развивать способности толерантно и уважительно относиться к чужому образу и стилю жизни, национальной самобытности и культурному своеобразию других народов, сравнивать и сопоставлять исторические и культурные явления и факты, находить сходства и различия в языковой и культурной картинах мира собственной страны и страны изучаемого языка, формировать достоверные представления друг о друге.
4. Принцип функциональной направленности образовательного процесса выражается в том, что обучение всем видам речевой деятельности осуществляется на основе аутентичного и достоверного текстового материала в ситуациях, адекватных реальной практике повседневного общения носителей языка в разных сферах общественной деятельности.
5. Принцип обучения в социальном контексте ориентирован на формирование социолингвистических знаний и коммуникативно-прагматических умений, необходимых для использования немецкого языка в социальном контексте, а именно: умений выбирать и использовать формулы приветствия, общения, условностей при ведении диалога, правил вежливости в ситуациях ролевой и деловой игры; знаний народной мудрости (пословицы, поговорки, крылатые выражения, идиомы, выражения оценки). В процессе гуманного межличностного взаимодействия учащихся и учителя, учащихся между собой развиваются такие черты характера, как открытость, коммуникабельность, раскрепощенность.
6. Принцип интегративности проявляется в межпредметной обусловленности обучения. Немецкий язык, интегрируясь в предметные области отечественной и зарубежной художественной литературы, искусства, обществознания, способствует формированию целостной картины мировидения. Школьники старших классов получают ценностнозначимую информацию о стране изучаемого языка и своей собственной стране на основе культурно-контрастивного анализа событий и фактов. Деятельность, связанная с критической оценкой специфических особенностей общественных явлений и фактов, культурно-исторических событий, активизирует интеллектуальные и креативные способности школьников старших классов.
7. Принцип конструктивности и ситуативности, т. е. такой организации обучения, когда учитель не руководит учениками, а оказывает им помощь, поддержку, дает советы. От учащихся требуется большая инициативность, самостоятельность и ответственность при овладении знаниями, практическими навыками работы с информацией, извлекаемой из текста, коммуникативно-речевыми умениями межличностной коммуникации в ситуациях делового партнерства, в процессе решения ситуационных задач, заимствованных из реальной жизни, а также при выполнении совместных проектов.
8. Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности находит отражение в системе заданий и упражнений, ориентированных на обучение восприятию, пониманию, осмыслению, переработке и воспроизведению информации в определенном контексте ситуации общения. Аутентичный текст (аудиотекст, видеотекст, визуальный текст) рассматривается как основа личностно-ориентированного устного и письменного общения.
Комплексная реализация этих принципов находит отражение в гуманном (личностно-ориентированном) и деятельностном характере содержания учебника „Deutsche Kontakte".
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
К содержанию обучения относятся:
- Сферы общения;
- Темы/проблемы;
- Тексты;
- Ситуации общения;
- Языковой и речевой материал;
- Коммуникативно-прагматические умения;
- Стратегии и приемы самостоятельной работы над языком и речью;
- Контроль и самоконтроль успешности в изучении немецкого языка.
Содержание обучения структурируется в соответствии с поставленными целями и задачами, соответствующим возрастным особенностям и личностно-ориентированным интересам школьников старших классов.
Отбор языковых и речевых средств осуществляется на основе таких критериев, как аутентичность, коммуникативность, прозрачность (доступность, понятность), информативность, актуальность, достоверность, мотивированность.
В рамках таких сфер общения, как социально-бытовая, социально-культурная, художественно-эстетическая, учебно-трудовая, выделяются ситуативно-тематические области общения, соответствующие им виды текстов, коммуникативно-речевые действия, выполняемые старшими школьниками в ходе решения коммуникативных задач, разговорные темы/проблемы, в рамках которых совершенствуются коммуникативно-прагматические умения, которые составляют основу определенных коммуникативных действий.
Ознакомление с социально-бытовой и социально-культурной сферами общения планируется на первом этапе обучения — в 10 классе.
Художественно-эстетическая и учебно-трудовая сферы общения являются предметом изучения на втором этапе обучения — в 11 классе.
Коммуникативно - и личностно-ориентированное содержание обучения способствует воспитанию личностных качеств школьников старших классов, от которых зависит успешность межкультурного общения: открытость для восприятия нового языка и культур, коммуникабельность, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в способности изучить немецкий язык.
В процессе коммуникативной деятельности учащиеся совершенствуют общие и специальные учебные умения, сформированные в основной школе. К таким умениям относятся:
— умения самостоятельно работать с учебной литературой;
умения осуществлять поиск и систематизацию нужной информации в прессе: журналах, газетах, брошюрах;
— умения вырабатывать собственные образовательные стратегии по приобретению новых знаний; умения использовать информационные технологии, мультимедийные средства обучения для актуализации языковых и социокультурных знаний, обеспечивающих процесс межкультурной коммуникации.
4. КОНЕЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
По завершении изучения немецкого языка в средней общеобразовательной школе учащиеся должны продемонстрировать следующие коммуникативно-прагматические умения.
В области аудирования (три вида аудирования):
• полностью понять услышанное;
• понять основное содержание;
• извлечь необходимую информацию из прослушанного текста.
В области чтения (три вида чтения):
• полностью понять прочитанное;
• понять основное содержание прочитанного;
• извлечь необходимую информацию из прочитанного текста.
• участвовать в диалоге без предварительной подготовки;
• общаться по заданной ситуации в рамках изученной тематики социально-бытовой, социально-культурной, культурной и учебно-трудовой сфер общения;
• рассказывать о своих делах, друзьях, свободном времени, подготовке к экзаменам, будущих планах, сообщать мнение о прочитанном, поделиться впечатлениями, пояснить свою точку зрения на факты и события.
В области письменной речи:
• писать простые связные тексты на знакомые или интересующие темы;
• правильно заполнять формуляры и анкеты;
• писать заявление о приеме на работу, автобиографию в краткой и развернутой форме;
• писать личное и деловое письмо с соблюдением правил письменного речевого этикета;
• писать поздравление, приглашение.
5. КОНТРОЛЬ УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Контроль рассматривается как инструмент мониторинга учебного процесса и осуществляется учителем систематично и целенаправленно.
Контроль является основой для перспективного и краткосрочного планирования учителем учебного процесса и имеет диагностическую, оценочную и мотивирующую функции.
Контроль создает целостное представление о прогрессе учащихся в овладении коммуникативными компетенциями и способствует своевременному устранению обнаруженных пробелов в знаниях и навыках.
При личностно-ориентированной направленности учебного процесса главными требованиями к контрольным мероприятиям становятся: адекватность, валидность, объективность, прозрачность. Учащиеся заранее оповещаются об объектах контроля и критериях оценки по каждому виду заданий. Прозрачная, открытая для учащихся система контроля обеспечивает объективность полученных результатов, активизирует обратную связь в учебном процессе и создает надежную основу для самоконтроля и адекватной самооценки.
Объектами контроля являются языковые и социокультурные знания, коммуникативно-прагматические умения и навыки. При этом знания и навыки целесообразно контролировать в текущих и промежуточных тестах, а на итоговый контроль выносить умения.
Программа предусматривает проведение следующих видов контроля: текущего (проверка усвоения лексико-грамматического материала в рамках одной темы), промежуточного (проверка усвоения лексико-грамматического материала и практических умений использовать его в речевой деятельности в отдельно взятой ситуативно-тематической области), итогового (проверка уровней овладения учащимися коммуникативными компетенциями в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письменной речи).
Итоговые тесты, которые проводятся по завершении первого и второго этапов обучения немецкому языку на старшей ступени обучения, дают возможность учителю и учащимся объективно оценить успешность освоения учебного материала, предусмотренного программой.
В ходе проведения итогового контроля учащиеся демонстрируют следующие коммуникативно-прагматические умения.
Аудирование
Базовый уровень
Учащиеся полно и точно понимают четко произнесенные высказывания, простые краткие сообщения в пределах известных тем, основное содержание беседы, диалога, звукового письма, нужную личностно-значимую информацию из содержания функциональных текстов: рекламы, прогноза погоды, объявления на вокзале, в аэропорту.
Чтение
Базовый уровень
Учащиеся понимают основное содержание несложных аутентичных текстов: диалогов, интервью, статей из молодежной прессы; небольших художественно-публицистических произведений: рассказов, стихотворений, отрывков из повести, романа; сообщений, построенных на известном лексико-грамматическом материале и сопровождающихся фотографическим и иллюстративным материалом; полно и точно учащиеся понимают содержание небольших текстов — диалогов, интервью в сфере личностных взаимоотношений, в семейном и дружеском кругу; функциональных текстов: вывесок, указателей, краткой актуальной информации в молодежной прессе; нужную личностно-значимую информацию, извлекаемую из текстов небольшой рекламы, диаграммы, схемы, статистики, анкеты, концертной или театральной программы.
Говорение
Базовый уровень
Учащиеся умеют общаться в простых и типичных ситуациях, требующих обмена мнениями, информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности, поддерживать предельно ясный разговор на бытовые темы, задавать вопросы и отвечать на вопросы, выражать собственное мнение по знакомым проблемам; строить связные простые высказывания о своих близких, друзьях, школьных заботах, жизненных планах, личных чувствах и мечтах, рассказывать короткие истории, делать краткие сообщения.
Письменная речь
Базовый уровень
Учащиеся умеют писать простые личные письма, короткие сообщения, записки, выражать кому-либо благодарность, признательность, писать поздравление, краткую и развернутую автобиографию, заявление о приеме на работу, на практику, заполнять анкету.
Тематический план Рабочей программы учебного предмета
10 класс
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе:
Контрольные работы
Виды контроля на уроках
1
Кто это?
12
Контроль техники чтения, перевода. Контроль формирования лексических навыков.
2
Взаимоотношения между родителями и детьми.
12
Контрольная работа №1
Контроль техники чтения, перевода. Контроль формирования лексических навыков.
3
Первая любовь.
13
Контроль навыков аудирования и умение выражать предположение; Контроль навыков устной и письменной речи.
4
Семья.
11
Контрольная работа №2
Контроль техники чтения, перевода. Контроль формирования лексических навыков.
5
Нация.
16
Контроль навыков аудирования и умение выражать предположение; Контроль навыков устной и письменной речи.
6
Иностранцы
15
Контрольная работа №3
Контроль навыков монологической и диалогической речи, контроль навыков аудирования.
7.
Экология
15
Контроль навыков устной и письменной речи.
8.
Обобщающее повторение
8
Контрольная работа №4
Тематический поурочный план Рабочей программы учебного предмета
10 класс
Календарный период изучения
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
изучения темы/раздела
Обору-
дование
Тип урока
Примечания
Сентябрь
Кто это?
12
Уметь рассказывать о менталитете своего народа и немцев, сравнивать черты характера разных народов, отгадывать и сообщать, о ком идет речь, читать сполным пониманием информации понимать основное содержание текста, писать истории к картинкам, составлять описание личности мужского и женского пола, усвоить грамматический материал:
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выражать свое мнение, описывать и комментировать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
А какие проблемы у нас? (творческое задание). Сообщение на тему.
1
Дополнительный материал для проекта
Комбинированный
21
Аудирование
1
Комбинированный
22
Урок домашнего чтения М. Преслер «Горький шоколад»
1
Материал о писателях
Комбинированный
Презентация.
23
Повторение.
1
Карточки
Урок-повторение
24
Контрольная работа №1
1
Урок-контроль
Работа над ошибками
25
Первая любовь
13
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выражать свое мнение, обмениваться мнениями о личности: чертах характера, внешнем виде, описывать и комментировать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
Урок введения нового материала
26.
Первая любовь. Симптомы первой любви.
1
Аудиокассета
Комбинированный
Презентация.
27.
Письма о любви.
1
Наглядность
Комбинированный
28.
История любви Клары и Роберта Шумана.
1
Текст
Комбинированный
29
Урок грамматики.
Образование сложных существительных.
Местоименные наречия.
1
Таблица
Урок изучения нового материала
30.
Любовь в произведениях русских и зарубежных классиков.
1
Комбинированный
Презентация.
31.
Урок домашнего чтения
1
Комбинированный
Пересказ
32.
Участники интервью о своих первых чувствах
1
Справочник
Урок изучении я нового материала
33.
Мнения о прослушанном. Аудирование.
(Творческое задание)
1
Аудиокассета
Комбинированный
34.
Тема любви в стихотворениях немецких и отечественных писателей
1
Аудиокассета
Комбинированный
Презентация.
35.
Повторение.
1
Таблица
Урок-повторения
Повторить языковой, речевой и грамматический материал.
36.
Обобщающее повторение.
1
Дополнительный материал
Урок обобщающего повторения
37
Урок систематизации полученных знаний
1
Урок-повторение
Семья
11
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выражать свое мнение, описывать и комментировать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
Книга для чтения
38
Идеальная семья. Какая она?
1
Урок введения нового материала
Презентация.
39.
Моя семья. Плохо или хорошо иметь братьев и сестер?
1
Аудиокассета
Комбинированный
40.
Урок грамматики. Спряжение модальных глаголов. Инфинитив без частицы zu после модальных глаголов.
1
Таблица
Комбинированный
41.
Взаимоотношения в семье
1
Аудиокассета
Комбинированный
Презентация.
42.
Мои проблемы
1
Аудиокассета
Комбинированный
43.
Домашнее чтение
1
Аудиокассета
Комбинированный
44.
Урок домашнего чтения
1
справочник
Комбинированный
Ответы на вопросы
45.
Аудирование
1
Аудиокассета
Комбинированный
46.
Повторение
1
Аудиокассета
Комбинированный
Презентация.
47.
Обобщающее повторение.
1
Таблица
Урок обобщающего повторения
48.
Контрольная работа №2
1
Нация
16
49.
Что такое нация?
1
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выражать свое мнение, описывать и комментировать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
Наглядность
Урок изучении нового материала
Презентация.
50.
Знаменитые личности Германии
1
Комбинированный
Презентация.
51.
Знаменитые личности России
1
Комбинированный
Презентация.
52.
53.
Типичная Германия.
Современная Германия.
2
Справочник
Комбинированный
Презентация.
54.
Впечатления о Германии
1
Справочник
Комбинированный
Презентация.
55.
Впечатления о России
1
Презентация
Комбинированный
Презентация.
56.
Домашнее чтение
1
Комбинированный
пересказ
57.
Мнения о прочитанном. Урок – конференция
1
Урок – конференция
58.
Аудирование
1
Комбинированный
59.
Урок грамматики.
Степени сравнения имен прилагательных.
1
Словарь
Комбинированный
60.
Урок домашнего чтения
1
Таблица
Комбинированный
Написать автобиографию
61.
Урок грамматики.
Употребление инфинитива с частицей zu.
Инфинитивный оборот с ohne…zu.
1
Комбинированный
62.
Национальные герои.
1
Наглядность
Комбинированный
63.
Повторение
1
Справочник
Урок повторения
64.
Обобщающее повторение.
1
Справочник
Иностранцы
15
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь высказывать свое мнение, описывать и комментировать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
65.
Россия и Германия в сравнении (творческое задание).
Грамматика. Формы прошедшего времени Präteritum, Perfekt.
1
Справочник
Урок-повторение
Повторить языковой и речевой материал
78.
Обобщающее повторение.
1
Урок-повторение
Повторить языковой, речевой и грамматический материал
79.
Контрольная работа №3
1
Урок контроля
Экология
15
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выражать свое мнение, описывать и комментировать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
Урок – дискуссия «Глобальные проблемы человечества»
1
Наглядность
Урок – дискуссия
Презентация.
86.
Грамматика. Конструкция haben/sein+zu+Infinitiv
1
Комбинированный
87.
Природа в поэзии
1
Комбинированный
88.
Обсуждение в группе о проблемах защиты окружающей среды. Мини-конференция.
1
Комбинированный
Презентация.
89.
Домашнее чтение.
1
Наглядность
Комбинированный
Пересказ
90.
Защита проектов
1
Справочник
Урок защиты проектов
Презентация.
91.
Повторение.
1
Аудиокассета
Урок-повторение
92.
Обобщающее повторение.
1
Урок обобщающего повторения
Презентация.
93
Домашнее чтение.
1
Комбинированный
Пересказ
94.
Защита творческих работ.
1
.
Обобщающее повторение
8
Систематизировать речевой и лексический, грамматический и страноведческий материал по всем темам курса.
95.
Повторение по теме «Кто это?»
1
Урок-повторение
Презентация.
96.
Повторение по теме «Дети – родители – контакты».
1
Урок-повторение
Презентация.
97.
Повторение по теме «Первая любовь».
1
Урок-повторение
Презентация.
98.
Повторение по теме «Семья».
1
Урок-повторение
Презентация.
99.
Повторение по теме «Нация. Федеральные земли. Что нового?»
1
Урок-повторение
Презентация.
100.
Повторение по теме «Иностранцы».
1
Урок-повторение
Презентация.
101
Итоговая контрольная работа за курс 10 го класса
Урок контроля
102
Повторение по пройденному материалу.
1
Урок-повторение
Тематический поурочный план рабочей программы учебного предмета
11 класс
№ п/п
Тема (глава)
Количество
часов
Календарный период изучения темы, примечания
Планируемые результаты изучения темы
Пережить креативную культуру.
сентябрь – декабрь
47часов
Литература.
12 часов
сентябрь
1
Жанры литературы. Что я люблю читать.
1
Знать классиков немецкой литературы,
уметь делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, обмениваться культуроведческими знаниями, описывать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблемам, предполагать окончание произведения, уметь рекомендовать книгу, усвоить грамматический материал по теме.
2
Немецкие писатели
1
Презентация.
3
Отрывок из романа Т. Манна «Будденброки»
1
4
Работа над стихотворением Р.М. Рилке «Ангелы»
1
5
Мириам Пресслер. Знакомство с жизнью писательницы.
1
Презентация.
6
Д\ч «Старуха в лесу» 1 часть
1
7
Отзывы немецких подростков о книгах
1
8
Чтение с поиском инф. «Старуха в лесу» 2 часть
1
9
Пассив: настоящее и прошедшее время
1
10
Подготовка к защите проектов и контролю
1
11
Защита проектов по теме «Литература»
1
Презентация.
12
Обобщающее повторение по теме «Литература»
1
Музыка.
12 часов
октябрь
13
Музыкальные направления
1
Презентация.
Уметь оценивать музыкальное произведение,
делать краткие сообщения об известных композиторах, читать тексты с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, обмениваться культуроведческими знаниями, описывать ситуации, составлять диалоги, усвоить грамматический материал по теме.
14
Музыка, которую я слушаю, не слушаю
1
15
Музыкальные инструменты
1
Презентация.
16
Д/ч отрывок из романа М.Фриша «Штиллер».
1
17
Какие музыкальные концерты можно посетить?
1
18
Немецкие и австрийские композиторы
1
Презентация.
19
Вы любите Брамса?
1
20
Д/ч диалог
1
21
Рассказ по картинкам
1
22
Подготовка к защите проектов и контролю по теме «Музыка»
1
23
Защита проекта «Молодежь и музыка»
1
Презентация.
24
Контрольная работа по темам «Музыка» и «Литература».
1
Изобразительное искусство.
12 часов
октябрь - ноябрь
25
Жанры изобразительного искусства
1
Презентация.
Делать краткие сообщения об известных художниках, читать тексты с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, обмениваться культуроведческими знаниями, описывать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблемам, усвоить грамматический материал по теме.
26
Знакомство с немецкоговорящими художниками
1
27
Описание картины Г.Климта «Поцелуй»
1
Презентация.
28
Д/ч отрывок из романа М.Фриша «Штиллер» 1 часть
1
29
Знакомство с творчеством П.Клее
1
Презентация.
30
Программа выставок
1
31
Д/ч отрывок из романа М.Фриша «Штиллер» 2 часть
1
32
Посещение Третьяковской галереи
1
Презентация.
33
Дрезденская галерея
1
34
Подготовка к защите проектов и контролю по теме «Изобразительное искусство»
1
35
Защита проектов «Изобразительное искусство»
1
Презентация.
36
Обобщающее повторение по теме «Изобразительное искусство»
1
Кино.
11 часов
декабрь
37
Жанры кино
1
Презентация.
Делать сообщения о фильме и его жанре, читать тексты с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, обмениваться культуроведческими знаниями, описывать ситуации, составлять и инсценировать диалоги, усвоить грамматический материал по теме.
38
Мой любимый фильм
1
39
Д/ч Статья о молодой актрисе из журнала «Юма»
1
40
Говорим о кино, диалогическая речь
1
41
Творчество немецкого режиссера Р.В.Фассбиндер
1
Презентация.
42
Д/ч Статья о молодой актрисе из журнала «Юма»
1
43
«По ту сторону тишины»
1
44
Сообщения о немецких режиссерах
1
45
Защита проектов. Обобщающее повторение по теме.
1
Презентация.
46
Контрольная работа №2
1
47
Обобщение грамматического материала за полугодие.
1
В тенденции времени.
январь-май
55 часов
Работа на каникулах.
16 часов
январь-февраль
Карманные деньги
1
Работа на каникулах
1
Презентация.
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выражать свое мнение, описывать ситуации и фотоиллюстрации, составлять диалоги, высказываться по проблеме, усвоить грамматический материал по теме.
50
Первые заработки
1
51
Д/ч Работа между попкорном и стойками одежды
1
52
Употребление союзов trotzdem, deshalb, außerdem
1
53
Законы Германии для работающих учеников
1
Презентация.
54
Работа заграницей. Тяжелая работа, но это того стоит
1
55
Конструкция Haben (sein) +zu +Infinitiv
1
56
Д/ч Работа между попкорном и стойками одежды
1
57
Другие возможности работы заграницей
1
Презентация.
58
Работа над диалогом по теме «работа на каникулах»
1
59
Монолог «Работа на каникулах»
1
60
Личное письмо
1
Презентация.
61
Систематизация речевого материала.
1
62
Обобщающее повторение.
1
63
Контрольная работа № 3 по теме.
1
Учеба.
16 часов
февраль-март
64
Школьное занятие
1
Презентация.
Уметь задавать вопросы и аргументированно на них отвечать, делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, описывать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблемам, усвоить грамматический материал по теме.
65
Тильман снова получает удовольствие от учебы
1
66
Ее экзаменом было стихотворение
1
67
Партицип 1
1
68
Партицип 2
1
69
Д/ч Профессиональная школа.
1
70
Мнения об учебе
1
71
Значение иностранного языка
1
Презентация.
72
Монологическое высказывание на тему «Зачем нужны иностранные языки»
1
73
Гете-институт
1
Презентация.
74
Д/ч Отрывок из романа Барбары Ноак.
1
75
Диалог «Школьные занятия»
1
76
Монолог «Проблемы в школе»
1
77
Подготовка к защите проектов и защита проектов.
1
Презентация.
78
Обобщающее повторение по теме.
1
79
Контрольная работа № 4 по теме.
1
Профессия.
15 часов
апрель-май
80
Виды профессий
1
Презентация.
Делать краткие сообщения, читать тексты с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, обмениваться знаниями о профессиях, описывать ситуации, составлять диалоги, высказываться по проблемам, усвоить грамматический материал по теме.
81
Возможности без аттестата
1
82
Конструкция haben (sein)+zu+Infinitiv
1
83
Д/ч отрывок из новеллы Ингеборг Бахманн «Проблемы, проблемы»
1
84
Анализ статистики
1
85
Планы на будущее
1
Презентация.
86
Что нужно для работы в фирме?
1
87
Заявление о приеме на работу
1
Презентация.
88
Как писать автобиографию?
1
Презентация.
89
Автобиография
1
90
Профессия моей мечты
1
91
Диалог о рынке труда в России и Германии
1
Презентация.
92
Д/ч «Разговор поколений»
1
93
Подготовка к защите проектов и защита проектов.
1
Презентация.
94
Обобщающее повторение по теме.
Повторение.
1
(8 часов)
май
95
Подготовка к итоговому контролю (лексический и речевой материал).
1
Презентация.
Систематизировать речевой и лексический, грамматический и страноведческий материал по всем темам курса.
96
Подготовка к итоговому контролю (грамматический материал).
1
97
Подготовка к итоговому контролю (страноведческий мтериал).
1
98
Итоговый контроль.
1
99
Анализ итогового контроля, работа над ошибками.
1
100
Систематизация речевого и лексического материала.
1
Презентация.
101
Систематизация грамматического материала.
1
Презентация.
102
Систематизация страноведческих знаний.
1
Презентация.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен
знать:
– значения лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения;
– значение изученных грамматических явлений (видовременные формы глагола, условное наклонение, косвенная речь, согласование времен др.);
– страноведческую информацию из аутентичных источников;
уметь:
говорение
- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
аудирование
- понимать общий смысл высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
- оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;
чтение
- читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
- расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
- расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
- участия в профильно-ориентированных интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
- обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Специфика целей и содержания изучения немецкого языка на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение обосновыватьсвои мировоззренческие взглядыи на этой основе – высокой гражданственности и патриотизма.
Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя.
1. Программы по немецкому языку". Г.И.Воронина "Немецкий язык, контакты", 10-11 классы, Москва, "Просвещение", 2008г.
3. Рабочая тетрадь Г.И. Воронина, И.В. Карелина. Москва, «Просвещение», 2007г.
5. Немецкий язык: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной "Немецкий язык, контакты".
6. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку: 10-й класс: К учебнику Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной "Немецкий язык, контакты: 10-11 классы": Учебно-методическое пособие.
7. Клейменова О.С. Тесты по немецкому языку: 10 класс: К учебнику Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной "Немецкий язык, контакты. 10-11 классы": Учебно-методическое пособие
8. Лемякина О.В. Немецкий язык: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной "Немецкий язык. Контакты".
Литература для учеников.
1. Учебник: Г.И. Воронина, И.В. Карелина. „Deutsch, Kontakte“. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - Москва: Просвещение,2008 г.
2. Рабочая тетрадь Г.И. Воронина, И.В. Карелина. Москва, «Просвещение», 2007г.
3. Клейменова О.С. Тесты по немецкому языку: 10 класс: К учебнику Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной "Немецкий язык, контакты. 10-11 классы": Учебно-методическое пособие
Материально – техническое обеспечение (Компьютер, мультимедиапроектор)
10 – 11 классы
№
Материально – техническое обеспечение
1
Таблица. Классификация имен прилагательных
2
Таблица. Склонение имен прилагательных
3
Презентация «Склонение имен прилагательных»
4
Презентация «Причастие I. Образование, употребление»
5
Презентация « Обобщающий урок. Кто это?»
6
Презентация «Модальные глаголы»
7
Презентация «Сослагательное наклонение мод.гл. и гл. sein»
Таблица. Модальные глаголы sollen, müssen в прошедшем времени
15
Презентация «Модальные глаголы sollen, müssen в прошедшем времени»
16
СП с союзами wenn, dass, weil, denn, als
17
Таблица. Степени сравнения наречий
18
Таблица. Сложноподчиненные предложения
19
Таблица. Порядок слов в сложном предложении с союзами wenn, dass, weil, denn, als
20
Презентация «Сложноподчиненные предложения»
21
Презентация «Итоговый урок - Нация»
22
Таблица. Придаточные определительные предложения
23
Таблица. Сложные существительные
24
Таблица. Инфинитив без zu
25
Таблица. Инфинитив c zu
26
Презентация «Инфинитивные обороты»
27
Таблица. Предлоги, требующие дательного падежа
28
Таблица. Предлоги, требующие винительного падежа
29
Таблица. Предлоги, требующие дат. и винит. падежей
30
Таблица. Предлоги, требующие родительного падежа
31
Презентация « Предлоги в немецком языке»
32
Презентация «Экология»
33
Презентация «Итоговый урок за курс 10 класса»
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку среднего полного общего образования (базовый уровень)
Чтение и понимание иноязычных текстов.
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание(в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания(ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания(изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации(просмотровое/поисковое чтение).
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения - 550 - 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения – около 350 слов.
Чтение с полным понимание осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использование различных приёмов смысловой переработки текста(языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём теста для чтения – до 500 слов. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста. Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное).
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов и у него совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определённых фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным понимание содержания (изучающее).
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приёмы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приёмами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст ученик4ом не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое).
Оценка «5» ставиться ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух. (Аудирование)
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с различной глубиной проникновения в их содержание(с пониманием основного содержания, с выборочным полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, интервью, инструкция, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимися языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – 1 - 3 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 4 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования – до 3 мин.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение.
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа в виде участия в беседе с партнёром. Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог - обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объём диалога: не менее 3 реплик (5-7 классы), не менее 4-5 реплик (8-9 классы), не менее 6-7 реплик (10-11 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2-2,5 мин.(9 класс).
Монологическая речь: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания: не менее 8-10 фраз (5-7 классы), не менее 10-12 фраз (8-9 классы), не менее 12-15 фраз (10-11 классы). Продолжительность монолога – 1,5-2 мин. (9 класс). При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным. Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствие темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы – понимание партнёра, правильное реагирование на реплики партнёра, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться прежде всего при оценке речевых произведений школьников. Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т.е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушении нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этими основными критериями оценки умений говорения следует считать: соответствие теме, достаточный объём высказывания, разнообразие языковых средств и т.п., а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Обратимся к конкретным оценкам умения говорить.
Высказывание в форме рассказа, описания.
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объём высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась лёгкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объём языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в больше степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объём высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был довольно замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объёму (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость словарного запаса. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнёрами.
Участие в беседе.
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т.е. понять партнёра и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определённую тему. Диапазон используемых языковых средств в данном случае предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнёра вызвали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если ученик не справился с решением речевой задачи. Затрудняется ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
И.Л. Бим так определяет критерии оценивания письменной речи учащихся, изложенные в книге для учителя к учебнику для 10 класса общеобразовательных учреждений (М., Просвещение, 2006).
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию.Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка.В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Выполнение тестовых заданий оценивается по следующей схеме
выполнено 65% работы – «3»
80% - «4»
95-100% - «5»
Контрольно-измерительные материалы
Test
zumThema: „Weristdas?“
I Variante
I. Bitte finden Sie die richtige Variante und kreuzen Sie an
1. Die Krebs sind in der Regel sehr ordent… .
a) -haft
b) -schaft
c) -lich
d) -ig
2. Steinbock ist manchmal lustig, aber zuverläss… .
a) -ig
b) -sam
c) -lich
d) -haft
3. Eva ist …, weil sie eine Geschichte schreibt.
a) entmutigt
b) unehrlich
c) nachdenklich
d) wütend
4. Er ist sehr …, darum hat er so viele Freunde.
a) rücksichtsvoll
b) kleinlich
c) kontaktfreudig
d) unentschlossen
5. Die Gesichtsform kann … sein.
a) glänzend
b) strahlend
c) breit
d) oval
6. Inges Haare waren … und … .
a) schmal, gerade
b) glatt, lockig
c) rund, stark
d) gewellt, dünn
7. Er kann sie mit … Augen beschreiben.
a) geschlossenden
b) geschlossenen
c) geschließenden
d) geschließenen
8. Sie hatte … Hände und … Zähne.
a) pflegende, gestrahlte
b) gepflegende,
gestrahlende
c) gepflegte,
strahlende
d) gepflegte,
gestrahlte
9. Sind die erwähnt… Probleme aktuell?
a) -e
b) -en
c) -em
d) -enden
10. Es war ein schönes Mädchen mit d… dick… blond… Zopf.
a) em, en, en
b) en, en, en
c) em, em, em
d) er, en, en
11. Stier bevorzugt physisch… Arbeit und sehr konkret… Aufgaben.
a) en, en
b) er, en
c) e, e
d) em, en
12. Mit analytisch… Fähigkeiten strebt die Jungfrau nach intellektuell… Lösungen.
a) er, em
b) e, e
c) en, en
d) en, er
13. Meine Freundin strebt nach stabil… Vorrangstellung in unserer Klasse.
a) em
b) en
c) er
d) e
14. Die jungen Menschen aus Deutschland … einige Themen.
a) gestallten
b) beherrschen
c) behandeln
d) glauben
15. … Sie ein interessantes Interview mit einem der deutschen Jugendlichen.
a) Fordern
b) Gestalten
c) Raten
d) Markieren
16. Ich … ihn für kleinlich.
a) bevorzuge
b) kenne
c) halte
d) nenne
17. Die „Berliner Zeitung“ …. eine Umfrage im deutschen Gymnasium.
a) spielt
b) macht
c) bezeichnet
d) gibt
18. Ein glänzendes Lächeln spielt …. ihre Lippen.
a) für
b) von
c) an
d) um
19. Glauben Sie … die ewige Liebe?
a) über
b) an
c) von
d) mit
20. Diese Jugendlichen interessieren sich … fremde Kulturen.
a) durch
b) gegen
c) für
d) mit
II. Schreiben Sie folgende Adjektive auf Deutsch
задумчивый
гневный, разъяренный
скептичный
свирепый (яростный)
довольный
веселый
уставший
лишенный мужества
целеустремленный
ответственный
III. Beschreiben Sie das Äußere und den Charakter ihrer Freundin oder ihres Freundes.
Test
zum Thema: „Wer ist das?“
II Variante
I. Bitte finden Sie die richtige Variante und kreuzen Sie an
1. Die Krebs sind in der Regel sehr ordent… .
a) -haft
b) -schaft
c) -lich
d) -ig
2. Steinbock ist manchmal lustig, aber zuverläss… .
a) -ig
b) -sam
c) -lich
d) -haft
3. Eva ist …, weil sie eine Geschichte schreibt.
a) entmutigt
b) unehrlich
c) nachdenklich
d) wütend
4. Er ist sehr …, darum hat er so viele Freunde.
a) rücksichtsvoll
b) kleinlich
c) kontaktfreudig
d) unentschlossen
5. Die Gesichtsform kann … sein.
a) glänzend
b) strahlend
c) breit
d) oval
6. Inges Haare waren … und … .
a) schmal, gerade
b) glatt, lockig
c) rund, stark
d) gewellt, dünn
7. Er kann sie mit … Augen beschreiben.
a) geschlossenden
b) geschlossenen
c) geschließenden
d) geschließenen
8. Sie hatte … Hände und … Zähne.
a) pflegende, gestrahlte
b) gepflegende,
gestrahlende
c) gepflegte,
strahlende
d) gepflegte,
gestrahlte
9. Sind die erwähnt… Probleme aktuell?
a) -e
b) -en
c) -em
d) -enden
10. Es war ein schönes Mädchen mit d… dick… blond… Zopf.
a) em, en, en
b) en, en, en
c) em, em, em
d) er, en, en
11. Stier bevorzugt physisch… Arbeit und sehr konkret… Aufgaben.
a) en, en
b) er, en
c) e, e
d) em, en
12. Mit analytisch… Fähigkeiten strebt die Jungfrau nach intellektuell… Lösungen.
a) er, em
b) e, e
c) en, en
d) en, er
13. Meine Freundin strebt nach stabil… Vorrangstellung in unserer Klasse.
a) em
b) en
c) er
d) e
14. Die jungen Menschen aus Deutschland … einige Themen.
a) gestallten
b) beherrschen
c) behandeln
d) glauben
15. … Sie ein interessantes Interview mit einem der deutschen Jugendlichen.
a) Fordern
b) Gestalten
c) Raten
d) Markieren
16. Ich … ihn für kleinlich.
a) bevorzuge
b) kenne
c) halte
d) nenne
17. Die „Berliner Zeitung“ …. eine Umfrage im deutschen Gymnasium.
a) spielt
b) macht
c) bezeichnet
d) gibt
18. Ein glänzendes Lächeln spielt …. ihre Lippen.
a) für
b) von
c) an
d) um
19. Glauben Sie … die ewige Liebe?
a) über
b) an
c) von
d) mit
20. Diese Jugendlichen interessieren sich … fremde Kulturen.
a) durch
b) gegen
c) für
d) mit
II. Schreiben Sie folgende Adjektive auf Deutsch
удивленный
внимательный
мелочный
дружелюбный
спокойный
надменный (заносчивый)
осторожный
гибкий
сдержанный
терпимый
III. Beschreiben Sie das Äußere und den Charakter ihrer Freundin oder ihres Freundes.
Test zum Thema: „Kinder Eltern Kontakte“
I. Finden Sie die richtige Variante und kreuzen Sie an
1. Die junge… strebt nach Selbstständigkeit.
a) Jugend
b) Generation
c) Situation
d) Leute
2. Die Erwachsenen können nicht allein das Problem…
a) machen
b) erfahren
c) lösen
d) bestehen
3. Ihre Eltern … es ihr, bis 12 Uhr wegzubleiben.
a) verstehen
b) verlassen
c) erlauben
d) sich verhalten
4. Die Eltern … mir, in die Disko mit meinem Freund zu gehen.
a) bekommen
b) reden
c) unternehmen
d) verbieten
5. Die Mutter hatte immer … für meine Probleme.
a) Kummer
b) Verständnis
c) Beziehungen
d) Kontakte
6. Er durfte Freunde einladen, er durfte…
a) vergehen
b) weggehen
c) umgehen
d) ausgehen
7. Die Erwachsenen kümmern sich … ihre Kinder.
a) von
b) für
c) mit
d) um
8. In der letzten Zeit ist es gelungen, die Kontakte zwischen den Generationen zu … .
a) beantworten
b) bestehen
c) verwandeln
d) verbessern
9. Den Jugendlichen gefällt es nicht, wenn die Erwachsenen mit ihnen wie mit kleinen Kindern … .
a) entscheiden
b) behandeln
c) umgehen
d) ansprechen
10. Die Jugendlichen in der Wohngemeinschaft sehr eng ….
a) geteilt
b) besetzt
c) verbunden
d) gekriegt
11. Sie können miteinander über ihre Probleme … .
a) erklären
b) sagen
c) unterhalten
d) reden
12. Ich … zuerst nachdenken, um auf diese Frage zu antworten.
a) kann
b) will
c) muss
d) mag
13. Wenn ich fleißiger …, …. ich bessere Noten haben.
a) hätte, wäre
b) wäre, würde
c) würde, habe
d) bin, werde
14. Linda erklärte, dass … .
a) muss sie sein zu Hause zu einer bestimmten Zeit.
b) sie muss sein zu Hause zu einer bestimmten Zeit.
c) sie muss zu Hause zu einer bestimmten Zeit sein.
d) sie zu Hause zu einer bestimmten Zeit sein muss.
15. Es … ja auch ein Unfall passieren.
a) konnte
b) könnte
c) könntet
d) können
II. Schreiben Sie diese Wörter auf Deutsch
поколение
решать проблемы
запрещать что-л.
позволять
понимать
заботиться о ком-л.
обращаться с кем-либо как с ребенком
отважиться, решиться
доверять кому-л.
III. Schreiben Sie 3 Grundformen von diesen Verben