Общеизвестно, что грамматика облегчает путь овладения иностранным языком.Данная программа предназначена для учащихся 7 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный по УМК "Alles klar" О.А.Радченко. Отличительной особенностью программы является не только грамматический тренинг, но и подбор коммуникативных заданий на соответствующие правила. С целью повышения мотивации обучения в программу включены короткие познавательные и забавные истории, взятые из рабочей тетради к учебнику,языковой материал которых служит иллюстрацией сущности того тли иного грамматического явления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка "В стране грамматики" »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Иностранный язык занимает одно из ведущих мест в воспитании и общеобразовательной подготовке будущих выпускников классов с углублённым изучением иностранных языков. В основу данной программы положены Программа "Alles klar!" О.А. Радченко по немецкому языку для общеобразовательных учреждений (5 – 9 классы) М. Дрофа. 2010г., УМК "Alles klar!" (для 7 класса, 3-й год обучения) О.А. Радченко, Г. Хебелер, Н.П. Стёпкин, М. Дрофа,2012 г.,рабочая тетрадь по грамматике к учебнику, разработанных в строгом соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования, а также в соответствии с Примерными программами основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1ч. занятий в неделю)
Изучение грамматики иностранного языка в школе имеет огромное практическое и образовательно-воспитательное значение. Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, облегчает путь овладения иностранным языком. Известно, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе. Практическая задача обучения грамматике состоит в том, чтобы,
во-первых, обеспечить ученикам овладение грамматическим строем языка, то есть грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме и понимания их при чтении и на слух;
во-вторых, в том, чтобы сообщить обучающимся знания о строе немецкого языка. В последние годы наблюдается усиление практической направленности в преподавании грамматики. Это находит выражение
в четком отборе грамматического минимума,
в максимально рациональном использовании учебного времени;
в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, включая работу по моделям,
в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений,
Обучение грамматике немецкого языка имеет свои трудности и проблемы. С одной стороны родственность грамматического строя немецкого и русского языков обнаруживается в наличии ряда сходных грамматических категорий, например, падежа, числа, лица, времени, наклонения, состава членов предложения и пр. С другой стороны в немецком языке существуют явления, которых нет в родном языке. Работа над грамматикой создает благоприятные условия для решения образовательно-воспитательных задач. Знакомство с грамматическим строем немецкого языка, открывает для учащегося новую картину, где будут новыми такие синтаксические явления, как строгий порядок слов в предложении и возможность изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в предложении.
Изучение грамматических явлений, имеющих аналогию в родном языке, помогает лучше осознать грамматический строй родного языка. Работа над грамматикой развивает логическое мышление школьников, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти. При обучении грамматике необходимо учитывать и возрастные особенности учеников. На среднем этапе обучения у школьников проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. Все больше формируется избирательный познавательный интерес, но вместе с тем наблюдаются также случаи спада интереса, формального отношения к учебе. Говоря иначе, это возраст острых противоречий, что требует от учителя особенно большого педагогического такта и методического мастерства. Если на начальной ступени можно говорить о преобладании благоприятных факторов для овладения иностранным языком, имея в виду условия обучения в целом, то на средней ступени условия с каждым годом становятся все сложней. На средней ступени обучения учителю приходится бороться с двумя группами проблем: 1. сохранением мотивации и интереса к учебному предмету, которые весьма интенсивно начинают ослабевать из-за малой ощутимости результатов трудоемкости всего процесса обучения; 2. сохранением приобретенных на начальной ступени знаний, навыков и умений, которые тоже начинают интенсивно «затухать». В этом одна из отличительных особенностей средней ступени обучения. Другая ее особенность состоит в том, что здесь можно наметить следующие тенденции в организации обучения: 1) возрастающую роль самостоятельной работы учащихся; 2) большую опору на вербальную наглядность (ситуацию, контекст); 3) уменьшение длительности устного опережения, широкое использование зрительных опор; 4) увеличение количества парных и групповых форм работы; 5) большее сочетание урочной и внеурочной работы и в целом речевой деятельности с другими видами деятельности: предметно-практической, игровой. ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА:
формирование грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от ситуации
формирование специфичных для данного языка грамматических механизмов, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА
рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание;
отобрать необходимый и достаточный грамматический минимум (на основе грамматических тем, рассматриваемых в УМК для 7 класса), усвоение которого обеспечит относительно правильное грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности.
обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи, что требует в условиях школы особых усилий, т.е. добиться такого положения, чтобы при говорении достаточно было «запустить лишь первый элемент, и все остальные «срабатывают» по заданной программе»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из сказанного, можно несколько уточнить общие требования к овладению грамматической стороной речи. Учащиеся 7 класса должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои элементарные устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на их содержании; они должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен соответствовать отобранный учителем грамматический минимум. Он определяется действующей Программой и материалами УМК. Критерием отбора выступают такие показатели, как его частотность и употребительность в речи, а также его обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество грамматических явлений.
Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания, не говоря уже о разных тонкостях, выражающихся в возможном подтексте сказанного. Недостаточный уровень грамматических навыков становится барьером на пути формирования речевой и социокультурной компетенции.
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Процесс становления грамматических навыков и умений протекает поэтапно.
Грамматический навык – это способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи. Под грамматическим навыком мы понимаем автоматизированное использование грамматических средств в речи.
Под речевым грамматическим навыком мы понимаем автоматизированное употребление грамматических (морфологических и синтаксических) явлений в речи на основе “грамматического чувства”. Эти речевые грамматические связи формируются в процессе приобретения человеком индивидуально-речевого опыта, т. е. овладения различными видами речи - ситуативной и контекстной, диалогической и монологической, устной и письменной.
Под языковыми навыками понимаются операционные навыки образования отдельных форм и структур по правилам, вне условий речевой коммуникации.
Характер навыка определяет в значительной мере и характер упражнений: языковые навыки приобретаются в языковых, неситуативных, неречевых упражнениях, тогда как речевые грамматические навыки могут успешно формироваться преимущественно в ситуативных речевых упражнениях.
Обучать грамматике иностранного языка – это значит формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.Умение изменять и сочетать слова – одно из важнейших условий практического владения языком и использования его как средства общения. Оно эффективно только в том случае, если осуществляется автоматически, т. е. включает необходимый набор грамматических навыков
. Исходя из этого, следует выделить основные положения, на которых должно строиться обучение грамматике:
Обучению грамматике следует придавать с первых шагов ее изучения коммуникативную направленность, так как грамматика - это одно из важнейших средств, обеспечивающих акт коммуникации. Следовательно, весь процесс ее преподавания должен быть построен на естественной мотивационной основе, чему в настоящее время придается большое значение. Обучение грамматике должно быть стилистически целенаправленно, причем очень важно обращать внимание на тот факт, что употребление грамматических форм и конструкций, также как и лексических единиц, обусловлено не только нормой языка, но и нормой речи. Коммуникативную направленность следует считать основополагающим положением, так как она определяет содержание обучения грамматике, методику работы над ней и саму организацию педагогического процесса. В содержании обучения грамматике должен найти отражение не только языковой, но и речевой материал, отобранный в соответствии с определенными критериями. При установлении критериев отбора важно помнить об общей коммуникативной ориентации на данном этапе обучения.
На основе языкового и речевого материала учащиеся будут постепенно овладевать грамматическими навыками и умениями, необходимыми для распознавания и узнавания речевых сигналов при аудировании и чтении, а также для порождения устных и письменных речевых высказываний. Обучение грамматике в практическом курсе предполагает учет особенностей родного языка ,ознакомление с новым грамматическим материалом, включающее показ, объяснение,грамматический тренинг
Планируется, что во время работы кружка обучаемые будут формировать и развивать общеучебные и универсальные умения и действия, как – то
работать с информацией
составлять предложения с использованием полученной теории
работать со словообразованием
взаимодействовать с партнёрами в рабочей группе
уметь работать индивидуально
специальные учебные умения:
находить ключевые слова, грамматические формы и социокультурные реалии в рассматриваемом тексте
семантизировать слова на основе языковой и грамматической догадки
группировать и систематизировать языковые средства по определённому признаку
описывать факты /явления/ события в сообщении или письме личного и делового характера,
заполнять различные виды анкет, формуляров,
излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;
Основная задача каждого образовательного учреждения изучающего два иностранных языка состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур.Отличительная особенность данной программы состоит не только в усиленном грамматическом тренинге, но и подборе коммуникативных заданий на соответствующие правила. Грамматические правила являются только вспомогательными опорами для понимания, важнее применение правил в речи. Этой цели служат упражнения, имеющие форму естественных диалогов в типичных ситуациях общения. Большинство упражнений, написанных современным разговорным немецким языком, составлены с использованием ситуативного контекста. Кроме того, с целью повышения мотивации обучения в программу включены короткие познавательные или забавные истории, взятые из рабочей тетради по грамматике, языковой материал которых служит наглядной иллюстрацией сущности того или иного грамматического явления.
Список использованной литературы
1.Программа "Alles klar!" О.А. Радченко по немецкому языку для общеобразовательных учреждений (5 – 9 классы) М. Дрофа. 2010г.
2.УМК "Alles klar!" (для 7 класса, 3-й год обучения) О.А. Радченко, Г. Хебелер, Н.П. Стёпкин, М. Дрофа,2012 г
3.Рабочая тетрадь по грамматике к учебнику "Alles klar!" (7 кл.) О.А. Радченко, Г. Хебелер М. Дрофа. 2012г.
4.Справочник по грамматике немецкого языка О.Э. Михайлова, Е.И. Шендельс М. Просвещение 1998г.
5.MoniraReimann Грамматика немецкого языка. Основной курс. Изд-во MaxHüber, 2000г.
10.Склонение артикля. Типы склонения существительных. Образование множественного числа существительных. Склонение существительных во множественном числе
08.12.14-29.12.14
12.01.15-30.01.15
3
3
11.Прилагательные и их степени сравнения
02.02.15-07.02.15
1
12.Сильный тип склонения прилагательных
09.02.15-21.02.15
2
13.Слабый тип склонения прилагательных
24.02.15-09.03.15
2
14. Смешенный тип склонения прилагательных
10.03.15-21.03.15
2
15.Употребление парных союзов
31.03.15-11.04.15
2
16.Путешествие в глаголию. Глагольное управление. местоимённые указательные наречия