Просмотр содержимого документа
«Откуда хлеб на стол пришёл?»
Проектно-исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришёл?».
Автор: Левченко Владислав Андреевич. ученика 2 класса МБОУ «МДСОШ №2» Руководитель работы: Пономарева Наталья Ивановна Воспитатель группы
Введение.
«Хлеб - всему голова» всем известная пословица. В нем заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь.
С давних пор в жизни народа было и остается на первом месте воспитание с раннего детства заботливого отношения к хлебу.
Хлеб. Вот он - свежий, мягкий, душистый - лежит на вышитом полотенце. От него пахнет золотой нивой, знойным солнцем, слышится песня жаворонка.
Как пахнет хлеб? Вы знаете, как пахнет хлеб? Он пахнет дыханием косарей, огнем горячих суток, трудом и творчеством, человеческим горячим потом. Он пахнет сладко, как пахнут медовые соты. Пусть он, хлеб - совесть наша - будет всегда лежать на столе, на вышитом полотенце, а нашей первой молитвой пусть будет хвала хлебу.
Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит недорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).
Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.
Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Актуальность проблемызаключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, хлеб. Хлеб, который мы едим, чтоб попасть на стол, проходит долгий путь, мы должны любить и беречь его.
Цель нашей работы: проведение исследования как произошло слово «хлеб» и откуда он пришёл на стол.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Отобрать и изучить литературу по данной теме. 2. Сделать выводы по изученной литературе. 3. Сравнить полученные практические и теоретические данные. 4. Уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба.
5. Познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
6.Сделать выводы. Объект исследования:хлеб.
Предмет исследования: этапы производства хлеба.
Методы исследования:
-изучение литературы;
-поиск информации в Интернете;
-собственные наблюдения;
-анкетирование;
-опрос воспитанников и взрослых;
-экскурсия в хлебокомбинат города;
-беседа со специалистами.
Место исследования:
город Октябрьский Республики Башкортостан.
В начале работы была сформулирована следующая гипотеза: «Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.»
Теоретическое исследование.
История хлеба.
Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те времена была не легкой. Главной задачей была забота о пропитании. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Долго люди в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше шестнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии
Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку.
Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.
Хлебопроизводство опиралось на ручной, мануфактурный труд до начала XX века. В 1908 году в Мельбурне этот процесс был впервые механизирован с помощью техники.
Лексическое значение слова «Хлеб».
Хлеб 1.Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или чёрный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2.Такой продукт в виде выпеченного изделия какой-нибудь формы. Круглый хлеб.
3.Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба. Обмолоченный хлеб. 4.Хлебный злак. Озимые хлеба. 5.Пища, пропитание (разг.) Заработать на хлеб. 6.Средства к существованию, заработок (разг.) Добывать хлеб. Отбить или отнять у кого-нибудь хлеб. Кусок хлеба- средство к существованию; пропитание, пища. Быть без куска хлеба. Хлебом не корми кого, только (сделай что-нибудь) (разг.)-ему ничего не надо , кроме… Её хлебом не корми, только дай посплетничать. И то хлеб (разг.)-и это хорошо, и на этом спасибо.
Слово хлеб является именем существительным.Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», которое напоминает наш «хлеб».
Мифологическое значение слова « хлеб»
Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. У восточных и западных славян буханка хлеба постоянно должна лежать на столе в красном углу. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.
Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть, выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы. Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях. Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее. Не из –за скупости подбирают крошки хлеба за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.
Хлеб- символ достатка, изобилия и материального благополучия. ХЛЕБ символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка ХЛЕБА постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома,постоянную готовность к примеру гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами,как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладёт ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, ХЛЕБ –«дар Божий», а по русскому, «стол – ладонь Божья»
Разрезание ХЛЕБА и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту.
ХЛЕБ оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом. ХЛЕБ широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с ХЛЕБОМ и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли ХЛЕБ вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях. В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на ХЛЕБ при заключении договорённости о свадьбе. Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ»
Путь от зерна до буханки хлеба
Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании.
Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.
Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай. На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебное изделие (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.) Путь от зерна до буханки хлеба изображен на схеме.
1.5. Хлеб – всему голова
Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом.
На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»…
Хлеб на Руси ассоциировался вообще со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения: - «Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования.
-«Хлебное место» – доходная работа.
-«Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь.
- «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход.
- «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода.
-О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»
-О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»
В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. (см. Приложение 1)
Многие русские поэты, писатели, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд и плод этого труда – хлеб.В. Фёдоров. «Любовь и хлеб» А.Платонов. «Сухой хлеб» М.Пришвин. «Лисичкин хлеб».
В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.
Мы не знаем, что такое голод, хлебныекарточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день. Когда читаем воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь задумываться о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.
Практическое исследование.
Работая над исследовательской работой, мы узнали много новой и интересной информации о хлебе, о том, как он приходит к нам на стол. Оказалось, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом на машинах везут зерно на элеватор. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить через сито. Замешивается тесто в специальных больших емкостях. Сначала готовят опару – жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении 4-х часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Затем разделывают на отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают, т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.
Тесту тесно – мало места. “Ох, пустите”, - шепчет тесто Ладно, пустим, в печь давай! Народился каравай! Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.
Заключение.
Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.
Проведенное анкетирование доказывает, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Теперь мы еще больше будем ценить хлеб и дорожить им, будем учить этому своих друзей.
В работе использовались как теоретическое исследование, так и практическая работа. На основе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревне был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. 2. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд и плод этого труда – хлеб. 3. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным. 4. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников.
5. Хлеб - не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть!
3.М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г. 4.Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г 5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г 6. Барыкин, К.К. Хлеб, который мы едим / К.К. Барыкин.- М.: Госполитиздат, 2000. – 128 с.
7.Данилов, Н.Ф., Романов, А.Н., Пархоменко, Н.Н. Мастера хлебопечения / Н.Ф. Данилов. - М.: Пищевая промышленность, 1977.- 104 с.
9. Ковалев Н.И. Энциклопедия гурмана.- СПб.: Издательство «Фламинго», 2006.- 204 с.
10. Кузьминский, Р.В., Поландова, Р.Д., Патт, В.А., Кочергин, В.В. Хлеб в нашем доме / Р.В. Кузьминский. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2001.- 112 с.