- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
(Слайд1)
Ход мероприятия
Педагог:Мы с вами живем в красивой, удивительной стране – Россия. А с давних времен у нас есть прекрасный обычай встречать гостей… а чем? Для этого я предлагаю вам отгадать загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем мероприятие:
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб)
-Правильно. Сегодня мы с вами будем разговаривать о хлебе. И тема нашего занятия
«Откуда на стол хлеб пришел?»
(Слайд2)
Сегодня мы с вами узнаем как рождается хлеб , кто участвует в его появлении на столе. Порой мы забываем об истиной цене хлеба, о том что хлеб вобрал в себя великий труд не одного человека, тысячи людей трудятся чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолотить и наконец выпечь хлеб. Ребята , хлеб вы едите каждый день и он никогда вам не надоедает, а как вы думаете почему ? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос, оказывается в нем очень много питательных веществ .Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что этот самый распространенный продукт даётся человеку ценой больших усилий.
- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.
1. Из истории хлеба.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился очень много лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.
Слайд 3
Сначала человек, ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.
Слайд4
А когда добавили воды – получилось первое тесто Первый хлеб имел вид жидкой каши. Шло время ,люди научились добывать огонь и стали поджаривать тесто на огне , где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».
Вот он, хлебушек душистый,
С хрустящей корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
(Слад5)
- Ребята, а давайте вместе проследим за рождением хлеба. Как только весной растает снег, начинается посевная пора для хлеборобов. Хлеборобы – это те, кто выращивает хлеб. На поля выходят тракторы, которые пашут землю
.1 За лесами, за лугами Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами Пашут легкий чернозем
.(Картинка трактор пашет)
2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
(Картинка сеялка)
3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер, да вода
.(Картинка поле со всходами)
4. Посеяли хлеб хлеборобы весною
Он созрел и встал золотистою стеною
(Картинка поле со зрелыми колосками)
5. И слышит страна –
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!
(Картинка комбайны убирают хлеб)
6 . Хлеб созрел
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Он уселся на машину И спешит на элеватор.(картинка элеватор)
( Объяснить что такое элеватор).
В элеваторе для нас,
Зерно хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть И опять собраться в путь.
7.Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
(Картинка мельница)
8. Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь, испечет
Целый город угостит
Был бы только аппетит!
(Картинка пекарня)
Вот теперь- то хлеб готов!
Его грузят по машинам
И развозят в магазины.
(Картинка грузят хлеб в машину )
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
(Беседа о профессиях)
- В производстве хлеба принимают участие очень много людей разных профессий.
-Кто сидит за рулем трактора пашет землю и сеет зерно?
-Тракторист
- А знаете ли вы, что самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?
-Комбайнер
- Зерно везут на элеваторы или на мельницу на машинах
- Кто его везёт?
-Шофер
- Шофёр везёт зерно на мельницу? Кто работает на мельнице?(мельник)
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука.
Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины).
Кто работает на пекарне? (Пекарь)
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает? (Продавец)
-Посмотрите, сколько много людей разных профессий принимают участие в рождении хлеба.
- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)
- Давайте прочитаем и запомним правила обращения с хлебом: (Слайд6)
1. Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Не играй с хлебом.
3.Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
4.Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
5. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Физминутка
«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)
- Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок. -Молодцы! Отдохнули. Размялись…
- Посмотрите, сколько разных изделий можно приготовить из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно приготовить из муки. А какие блюда делают из муки в нашей столовой?
-А теперь поиграем . Игра «Что лишнее?».
- У нас на столе лежат продукты. Ваша задача убрать в корзинку те изделия в составе которых нет муки.
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились. И поэтому народ сложил много пословиц и поговорок о хлебе.
-Хлеб – всему голова!
-Будет хлеб -будет и обед
-Без хлеба живот никогда не живет
-Хлеба к обеду в меру бери, хлеб- драгоценность, его береги!
-Без хлеба -половина обеда.
-Хлеб бросать- труд не уважать.
-Молодцы!
-О чем мы сегодня говорили?
-Почему хлеб -самая большая ценность?
-Как хлеб к нам на стол пришел?
- Как нужно к нему относиться?
-Вы хорошо сегодня поработали. Я вами довольна Молодцы.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
-Я вас тоже сегодня угощаю!
-И в заключении хочу сказать
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
А сейчас я предлагаю вам закрепить то, о чем мы с вами говорили на занятии и посмотреть мультфильм « Откуда к нам на стол хлеб пришел»