Повторение о гласных и согласных звуках. -Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ.) -Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые; звонкие и глухие;.) -Как произносятся звонкие согласные'? (С шумом и голосом.) -Как произносятся глухие согласные? (Только с шумом.) -Когда согласные произносятся мягко? (Перед гласной и.) -Когда согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными а о у ы.) Игра «Найди свой домик». -Была хорошая погода, гласные вышли погулять (а, о, у, ы, и ). Вдруг небо потемнело. Начался дождь. Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих. - Кто в какой домик попадает? Почему? а о у ы - в синий, т.к, согласные звуки перед ними твёрдые и – в зелёный, т.к, согласные звуки перед ними мягкие Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок. Учитель читает загадки. 1. Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. (лось). Картинка – лось. 2. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто ж это?.. (лиса) Картинка – лиса. Звукобуквенный анализ слов лось и лиса Выделение новых звуков [Л], [Л']. -Произнесите хором слово лось и лиса. -Какой звук слышите в начале этих слов? (Звук [л] и звук [л']) - Подберите соответствующую схему А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква? Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. - А сейчас скажите мне, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель нашего урока. Сообщение темы и цели урока Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л. Сегодня на уроке: Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они. Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки. Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки. Научиться читать слоги и слова с этими буквами. Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке. 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами. 4. Будем читать слоги. 5. Будем читать слова и предложения. Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску. -Ребята. А для чего мы всё это будем делать? 1. Характеристика звука 2. Игра «Кто внимательный». - Поиграем в игру «Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками ([л], [л’]), которые встретятся вам в сказке. Садитесь поудобнее, спины прямые, ноги на полу. – Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуками [л], [л’] – Что вам понравилось в сказке? – Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово? (любовь) – Ребята, а в каком слове немало волшебного спрятано? (лес) – Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? (Звуки [л], [л’]) – В каких словах? 3. Распознавание нового звука в словах. - 1) Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите. Лес, радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы, половинка. 2) А сейчас, если услышите звуки вначале слова, то встанут из-за парт девочки, а если в середине или конце слова, то встанут мальчики. Лето, пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол. Знакомство с буквой Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Алфавит продолжит наш Буква Л- лесной шалаш. -Что такое шалаш? Шалаш-это постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Словарь С.И. Ожегова). - На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.) - Как называется новая буква? (Эль).
Дрессировщик буквой машет. Перед ним лошадка скачет. Показ письменных букв. Письмо строчной буквы л Пропись стр.20 Напишите в воздухе Напишите носиком На ладошке На спине у соседа Работа по карточке - Найдите в этом отрывке изучаемую букву «л» и подчеркните её карандашом. Летний лес. Шелестят ласковые листья клёна. Лучи солнца ласкают лицо. На полянке летают бабочки. Желтеют в зелёной траве одуванчики. Лягушка ловит легкокрылых мошек. - Сколько букв нашли? (18) - Подчеркни буквы Л (зелёный и синий карандаш) -В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему? -В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ? Назовите эти слова. Почему? Письмо слогов с буквой л 1. чтение слога. 2. написание слога - Дополните слог до целого слова Физминутка Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать себе лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша! Составление слов по схемам. Л
л
л
Развитие связной речи. Работа по картинке «Букваря». Рассматривание картинки. - Что изображено на картинке? - К кому стучится лиса? - Что она говорит хозяевам? - Почему хозяин отдает лисе уточку? 2. Чтение предложений: Тут лиса. Она мила. А тут утка. Она мала. Работа «над словесным рисованием»: нарисуй по воображению, как все происходило, дополни букварный текст. -Сравните ваш рассказ с мультфильмом. Просмотр мультфильма «Лисичка со скалочкой» |