kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знаем мы наверняка, как писать ЧН-ЧК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание сочетаний ЧК, ЧН».

  • Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
  • Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
  • Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
  • Развивать речь детей, творческие способности.
  • Воспитывать активную личность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Что ж, начнём урок тогда.

2.Психологический настрой.

       -  Ребята! Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

3. Чистописание.

- Мне кажется, кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?

-Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе.

- Какой звук вы слышите в середине слова? Что вы знаете о звуке [ч]?(непарный, согласный, глухой, всегда мягкий).Какой буквой обозначается ч на письме?

- Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

- Ребята, а тучка не уходит. Наверное, нам ещё что-то надо вспомнить?.Какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?( ча – пиши с а, чу - пиши с у ).Подчеркните эти сочетания в словах чашка, часы, туча.

4. Объяснение  нового материала.

- Сегодня, ребята, вы узнаете, что буква ч дружит не только с гласными а и у, но и с согласными к и н, образуя сочетания чк, чн.

На доске написаны слова:

Чк  

Печка

Удочка

Свечка

Ёлочка

Чн

Печник

Ручной

Сочный

ёлочный

- Прочитайте слова из первого столбика. Что общего вы заметили во всех словах? (чк). А теперь прочитайте слова из второго столбика (чн).

 -  Произнесите звук [ ч]. Какой это звук? (согласный, мягкий).

-Есть ли у [ ч] парный согласный по твёрдости?

- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?

- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?

( Таблица с правилом. Учащиеся списывают с доски слова и подчёркивают сочетания чк, чн).

5. Закрепление (устно).

- А сейчас, ребята, мы попробуем составить сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Смотрим на доску.

Образец: быстрая (река) - быстрая речка, (сказка) герой - сказочный герой.

Поймать (щука)

Детская (рука)

Небольшая (туча)

Кормить (белка)

Выпить (молоко)

Нарисовать (лисица)

6. Развитие письменной речи.

1. Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой»:

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

- Запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн.

а) Что нашла лисичка?

б) Где она легла спать?

в) Куда лисичка спрятала скалочку?

Сочетания чк, чн подчеркнуть.

2. – Ребята, улетая, тучка перемешала слова в предложении. Давайте  вернём слова на свои места (на слайде: Ряба снесла яичко курочка).

-Какое предложение получилось? Какое правило вы должны помнить при записи предложения? На какие правила встретились слова в предложении? Из какой сказки это предложение?

- А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка). Назовите слова с чк, чн. А чем закончилась эта сказка? Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

7. Работа в парах (по карточкам).

- Вот и мы с вами работаем дружно, поэтому у нас всё получается. Сейчас мы будем работать в парах: на стол к вам опустилось облачко, а на нём задание.

Внимательно прочитайте стихотворение. Из него вам нужно выписать слова с сочетанием чк. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Слова записываем на новой строчке, через запятую.

- Какие слова вы выписали? ( Синички, птички, червячки, кусочки, сучки).

- Ребята, а почему для синички повесили кусочки сала? ( Птицам холодно и голодно зимой, голод для них страшнее холода, поэтому птицам зимой надо помогать…)

8. Развитие устной речи.

- Составьте рассказ по картинкам. Используйте в рассказе слова с сочетанием чк: синичка форточка, девочка, птичка, тарелочка.

(1-2 ученика составляют рассказ, третий называет слова с чк, четвёртый говорит,  как пишутся эти слова).

9. Дидактическая игра.

Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём, поиграем и, играя, поучимся.

Дано слово: точка.

- Измените первую букву так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.

Н-р: точка- бочка- кочка-дочка и т.д.

- Чем похожи по написанию эти слова? (чк)

10. Работа над правильным произношением слов.

- Очень часто слова конечно, скучно, нарочно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся

правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

(Дети читают стихотворение вместе с учителем).

11.Отгадывание загадок.

- Ребята, я сейчас  буду загадывать загадки, а вы должны написать отгадки в тетради.

1. В деревянном домике

    Проживают гномики.

    Уж такие добряки-

    Раздают всем огоньки. (спич?ки)

2. Наклонилась над рекой-

    Уговор у них такой:

    Обменяет ей река

    Окунька на червяка. (удоч?ка)

3. Висит груша - нельзя скушать. (лампоч?ка).

4. На носу сидели, на мир глядели, за уши держались. (оч?ки)

5. Грамоты не знаю, а век пишу. (руч?ка)

12. Тест  для проверки усвоения материала по данной теме.

(на тучках)

13. Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Давайте ещё раз повторим правило.

14. Рефлексия.

- Вам понравился урок? Кому сегодня на уроке было легко, комфортно, интересно - поднимите белое облачко. У кого плохое настроение, урок не понравился – поднимите чёрную тучку. Что общего в словах облачко тучка?

15. Оценки.

16.Домашнее задание

С.75 упр.196

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Знаем мы наверняка, как писать ЧН-ЧК" »

Тема: «Правописание сочетаний ЧК, ЧН».

  • Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.

  • Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.

  • Продолжать учить составлять предложения из данных слов.

  • Развивать речь детей, творческие способности.

  • Воспитывать активную личность.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Что ж, начнём урок тогда.


2.Психологический настрой.

- Ребята! Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.


3. Чистописание.

- Мне кажется, кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?

-Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе.

- Какой звук вы слышите в середине слова? Что вы знаете о звуке [ч]?(непарный, согласный, глухой, всегда мягкий).Какой буквой обозначается ч на письме?

- Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

- Ребята, а тучка не уходит. Наверное, нам ещё что-то надо вспомнить?.Какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?( ча – пиши с а, чу - пиши с у ).Подчеркните эти сочетания в словах чашка, часы, туча.


4. Объяснение нового материала.

- Сегодня, ребята, вы узнаете, что буква ч дружит не только с гласными а и у, но и с согласными к и н, образуя сочетания чк, чн.

На доске написаны слова:

Чк

Печка

Удочка

Свечка

Ёлочка



Чн

Печник

Ручной

Сочный

ёлочный


- Прочитайте слова из первого столбика. Что общего вы заметили во всех словах? (чк). А теперь прочитайте слова из второго столбика (чн).

- Произнесите звук [ ч]. Какой это звук? (согласный, мягкий).

-Есть ли у [ ч] парный согласный по твёрдости?

- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?

- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?

( Таблица с правилом. Учащиеся списывают с доски слова и подчёркивают сочетания чк, чн).


5. Закрепление (устно).

- А сейчас, ребята, мы попробуем составить сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Смотрим на доску.

Образец: быстрая (река) - быстрая речка, (сказка) герой - сказочный герой.


Поймать (щука)

Детская (рука)

Небольшая (туча)



Кормить (белка)

Выпить (молоко)

Нарисовать (лисица)


6. Развитие письменной речи.

1. Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой»:

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

- Запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн.

а) Что нашла лисичка?

б) Где она легла спать?

в) Куда лисичка спрятала скалочку?

Сочетания чк, чн подчеркнуть.


2. – Ребята, улетая, тучка перемешала слова в предложении. Давайте вернём слова на свои места (на слайде: Ряба снесла яичко курочка).

-Какое предложение получилось? Какое правило вы должны помнить при записи предложения? На какие правила встретились слова в предложении? Из какой сказки это предложение?

- А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка). Назовите слова с чк, чн. А чем закончилась эта сказка? Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

7. Работа в парах (по карточкам).

- Вот и мы с вами работаем дружно, поэтому у нас всё получается. Сейчас мы будем работать в парах: на стол к вам опустилось облачко, а на нём задание.

Внимательно прочитайте стихотворение. Из него вам нужно выписать слова с сочетанием чк. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Слова записываем на новой строчке, через запятую.

- Какие слова вы выписали? ( Синички, птички, червячки, кусочки, сучки).

- Ребята, а почему для синички повесили кусочки сала? ( Птицам холодно и голодно зимой, голод для них страшнее холода, поэтому птицам зимой надо помогать…)

8. Развитие устной речи.

- Составьте рассказ по картинкам. Используйте в рассказе слова с сочетанием чк: синичка форточка, девочка, птичка, тарелочка.

(1-2 ученика составляют рассказ, третий называет слова с чк, четвёртый говорит, как пишутся эти слова).

9. Дидактическая игра.

Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём, поиграем и, играя, поучимся.

Дано слово: точка.

- Измените первую букву так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.

Н-р: точка- бочка- кочка-дочка и т.д.

- Чем похожи по написанию эти слова? (чк)

10. Работа над правильным произношением слов.

- Очень часто слова конечно, скучно, нарочно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся

правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

(Дети читают стихотворение вместе с учителем).



11.Отгадывание загадок.

- Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать отгадки в тетради.

1. В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки. (спич?ки)

2. Наклонилась над рекой-

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка. (удоч?ка)

3. Висит груша - нельзя скушать. (лампоч?ка).

4. На носу сидели, на мир глядели, за уши держались. (оч?ки)

5. Грамоты не знаю, а век пишу. (руч?ка)


12. Тест для проверки усвоения материала по данной теме.

(на тучках)


13. Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Давайте ещё раз повторим правило.


14. Рефлексия.

- Вам понравился урок? Кому сегодня на уроке было легко, комфортно, интересно - поднимите белое облачко. У кого плохое настроение, урок не понравился – поднимите чёрную тучку. Что общего в словах облачко тучка?


15. Оценки.


16.Домашнее задание

С.75 упр.196


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Знаем мы наверняка, как писать ЧН-ЧК"

Автор: Королёва Светлана Викторовна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства