Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
Развивать речь детей, творческие способности.
Воспитывать активную личность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Что ж, начнём урок тогда.
2.Психологический настрой.
- Ребята! Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
3. Чистописание.
- Мне кажется, кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?
-Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе.
- Какой звук вы слышите в середине слова? Что вы знаете о звуке [ч]?(непарный, согласный, глухой, всегда мягкий).Какой буквой обозначается ч на письме?
- Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
- Ребята, а тучка не уходит. Наверное, нам ещё что-то надо вспомнить?.Какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?( ча – пиши с а, чу - пиши с у ).Подчеркните эти сочетания в словах чашка, часы, туча.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня, ребята, вы узнаете, что буква ч дружит не только с гласными а и у, но и с согласными к и н, образуя сочетания чк, чн.
На доске написаны слова:
Чк
Печка
Удочка
Свечка
Ёлочка
Чн
Печник
Ручной
Сочный
ёлочный
- Прочитайте слова из первого столбика. Что общего вы заметили во всех словах? (чк). А теперь прочитайте слова из второго столбика (чн).
- Произнесите звук [ ч]. Какой это звук? (согласный, мягкий).
-Есть ли у [ ч] парный согласный по твёрдости?
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
( Таблица с правилом. Учащиеся списывают с доски слова и подчёркивают сочетания чк, чн).
5. Закрепление (устно).
- А сейчас, ребята, мы попробуем составить сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Смотрим на доску.
1. Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой»:
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
- Запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн.
а) Что нашла лисичка?
б) Где она легла спать?
в) Куда лисичка спрятала скалочку?
Сочетания чк, чн подчеркнуть.
2. – Ребята, улетая, тучка перемешала слова в предложении. Давайте вернём слова на свои места (на слайде: Ряба снесла яичко курочка).
-Какое предложение получилось? Какое правило вы должны помнить при записи предложения? На какие правила встретились слова в предложении? Из какой сказки это предложение?
- А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка). Назовите слова с чк, чн. А чем закончилась эта сказка? Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).
7. Работа в парах (по карточкам).
- Вот и мы с вами работаем дружно, поэтому у нас всё получается. Сейчас мы будем работать в парах: на стол к вам опустилось облачко, а на нём задание.
Внимательно прочитайте стихотворение. Из него вам нужно выписать слова с сочетанием чк. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Слова записываем на новой строчке, через запятую.
- Какие слова вы выписали? ( Синички, птички, червячки, кусочки, сучки).
- Ребята, а почему для синички повесили кусочки сала? ( Птицам холодно и голодно зимой, голод для них страшнее холода, поэтому птицам зимой надо помогать…)
8. Развитие устной речи.
- Составьте рассказ по картинкам. Используйте в рассказе слова с сочетанием чк: синичка форточка, девочка, птичка, тарелочка.
(1-2 ученика составляют рассказ, третий называет слова с чк, четвёртый говорит, как пишутся эти слова).
9. Дидактическая игра.
Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём, поиграем и, играя, поучимся.
Дано слово: точка.
- Измените первую букву так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.
Н-р: точка- бочка- кочка-дочка и т.д.
- Чем похожи по написанию эти слова? (чк)
10. Работа над правильным произношением слов.
- Очень часто слова конечно, скучно, нарочно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся
правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.
(Дети читают стихотворение вместе с учителем).
11.Отгадывание загадок.
- Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать отгадки в тетради.
1. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (спич?ки)
2. Наклонилась над рекой-
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удоч?ка)
3. Висит груша - нельзя скушать. (лампоч?ка).
4. На носу сидели, на мир глядели, за уши держались. (оч?ки)
5. Грамоты не знаю, а век пишу. (руч?ка)
12. Тест для проверки усвоения материала по данной теме.
(на тучках)
13. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Давайте ещё раз повторим правило.
14. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Кому сегодня на уроке было легко, комфортно, интересно - поднимите белое облачко. У кого плохое настроение, урок не понравился – поднимите чёрную тучку. Что общего в словах облачко тучка?
15. Оценки.
16.Домашнее задание
С.75 упр.196
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Знаем мы наверняка, как писать ЧН-ЧК" »
Тема: «Правописание сочетаний ЧК, ЧН».
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
Развивать речь детей, творческие способности.
Воспитывать активную личность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Что ж, начнём урок тогда.
2.Психологический настрой.
- Ребята! Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
3. Чистописание.
- Мне кажется, кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?
-Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе.
- Какой звук вы слышите в середине слова? Что вы знаете о звуке [ч]?(непарный, согласный, глухой, всегда мягкий).Какой буквой обозначается ч на письме?
- Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
- Ребята, а тучка не уходит. Наверное, нам ещё что-то надо вспомнить?.Какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?( ча – пиши с а, чу - пиши с у ).Подчеркните эти сочетания в словах чашка, часы, туча.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня, ребята, вы узнаете, что буква ч дружит не только с гласными а и у, но и с согласными к и н, образуя сочетания чк, чн.
На доске написаны слова:
Чк
Печка
Удочка
Свечка
Ёлочка
Чн
Печник
Ручной
Сочный
ёлочный
- Прочитайте слова из первого столбика. Что общего вы заметили во всех словах? (чк). А теперь прочитайте слова из второго столбика (чн).
- Произнесите звук [ ч]. Какой это звук? (согласный, мягкий).
-Есть ли у [ ч] парный согласный по твёрдости?
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
( Таблица с правилом. Учащиеся списывают с доски слова и подчёркивают сочетания чк, чн).
5. Закрепление (устно).
- А сейчас, ребята, мы попробуем составить сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Смотрим на доску.
1. Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой»:
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
- Запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн.
а) Что нашла лисичка?
б) Где она легла спать?
в) Куда лисичка спрятала скалочку?
Сочетания чк, чн подчеркнуть.
2. – Ребята, улетая, тучка перемешала слова в предложении. Давайте вернём слова на свои места (на слайде: Ряба снесла яичко курочка).
-Какое предложение получилось? Какое правило вы должны помнить при записи предложения? На какие правила встретились слова в предложении? Из какой сказки это предложение?
- А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка). Назовите слова с чк, чн. А чем закончилась эта сказка? Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).
7. Работа в парах (по карточкам).
- Вот и мы с вами работаем дружно, поэтому у нас всё получается. Сейчас мы будем работать в парах: на стол к вам опустилось облачко, а на нём задание.
Внимательно прочитайте стихотворение. Из него вам нужно выписать слова с сочетанием чк. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Слова записываем на новой строчке, через запятую.
- Какие слова вы выписали? ( Синички, птички, червячки, кусочки, сучки).
- Ребята, а почему для синички повесили кусочки сала? ( Птицам холодно и голодно зимой, голод для них страшнее холода, поэтому птицам зимой надо помогать…)
8. Развитие устной речи.
- Составьте рассказ по картинкам. Используйте в рассказе слова с сочетанием чк: синичка форточка, девочка, птичка, тарелочка.
(1-2 ученика составляют рассказ, третий называет слова с чк, четвёртый говорит, как пишутся эти слова).
9. Дидактическая игра.
Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём, поиграем и, играя, поучимся.
Дано слово: точка.
- Измените первую букву так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.
Н-р: точка- бочка- кочка-дочка и т.д.
- Чем похожи по написанию эти слова? (чк)
10. Работа над правильным произношением слов.
- Очень часто слова конечно, скучно, нарочно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся
правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.
(Дети читают стихотворение вместе с учителем).
11.Отгадывание загадок.
- Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать отгадки в тетради.
1. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (спич?ки)
2. Наклонилась над рекой-
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удоч?ка)
3. Висит груша - нельзя скушать. (лампоч?ка).
4. На носу сидели, на мир глядели, за уши держались. (оч?ки)
5. Грамоты не знаю, а век пишу. (руч?ка)
12. Тест для проверки усвоения материала по данной теме.
(на тучках)
13. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Давайте ещё раз повторим правило.
14. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Кому сегодня на уроке было легко, комфортно, интересно - поднимите белое облачко. У кого плохое настроение, урок не понравился – поднимите чёрную тучку. Что общего в словах облачко тучка?