Тема: «Правописание сочетаний ЧК, ЧН».
- Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
- Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
- Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
- Развивать речь детей, творческие способности.
- Воспитывать активную личность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Что ж, начнём урок тогда.
2.Психологический настрой.
- Ребята! Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
3. Чистописание.
- Мне кажется, кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?
-Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе.
- Какой звук вы слышите в середине слова? Что вы знаете о звуке [ч]?(непарный, согласный, глухой, всегда мягкий).Какой буквой обозначается ч на письме?
- Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
- Ребята, а тучка не уходит. Наверное, нам ещё что-то надо вспомнить?.Какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?( ча – пиши с а, чу - пиши с у ).Подчеркните эти сочетания в словах чашка, часы, туча.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня, ребята, вы узнаете, что буква ч дружит не только с гласными а и у, но и с согласными к и н, образуя сочетания чк, чн.
На доске написаны слова:
Чк
Печка
Удочка
Свечка
Ёлочка
Чн
Печник
Ручной
Сочный
ёлочный
- Прочитайте слова из первого столбика. Что общего вы заметили во всех словах? (чк). А теперь прочитайте слова из второго столбика (чн).
- Произнесите звук [ ч]. Какой это звук? (согласный, мягкий).
-Есть ли у [ ч] парный согласный по твёрдости?
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
( Таблица с правилом. Учащиеся списывают с доски слова и подчёркивают сочетания чк, чн).
5. Закрепление (устно).
- А сейчас, ребята, мы попробуем составить сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Смотрим на доску.
Образец: быстрая (река) - быстрая речка, (сказка) герой - сказочный герой.
Поймать (щука)
Детская (рука)
Небольшая (туча)
Кормить (белка)
Выпить (молоко)
Нарисовать (лисица)
6. Развитие письменной речи.
1. Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой»:
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
- Запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн.
а) Что нашла лисичка?
б) Где она легла спать?
в) Куда лисичка спрятала скалочку?
Сочетания чк, чн подчеркнуть.
2. – Ребята, улетая, тучка перемешала слова в предложении. Давайте вернём слова на свои места (на слайде: Ряба снесла яичко курочка).
-Какое предложение получилось? Какое правило вы должны помнить при записи предложения? На какие правила встретились слова в предложении? Из какой сказки это предложение?
- А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка). Назовите слова с чк, чн. А чем закончилась эта сказка? Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).
7. Работа в парах (по карточкам).
- Вот и мы с вами работаем дружно, поэтому у нас всё получается. Сейчас мы будем работать в парах: на стол к вам опустилось облачко, а на нём задание.
Внимательно прочитайте стихотворение. Из него вам нужно выписать слова с сочетанием чк. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Слова записываем на новой строчке, через запятую.
- Какие слова вы выписали? ( Синички, птички, червячки, кусочки, сучки).
- Ребята, а почему для синички повесили кусочки сала? ( Птицам холодно и голодно зимой, голод для них страшнее холода, поэтому птицам зимой надо помогать…)
8. Развитие устной речи.
- Составьте рассказ по картинкам. Используйте в рассказе слова с сочетанием чк: синичка форточка, девочка, птичка, тарелочка.
(1-2 ученика составляют рассказ, третий называет слова с чк, четвёртый говорит, как пишутся эти слова).
9. Дидактическая игра.
Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём, поиграем и, играя, поучимся.
Дано слово: точка.
- Измените первую букву так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.
Н-р: точка- бочка- кочка-дочка и т.д.
- Чем похожи по написанию эти слова? (чк)
10. Работа над правильным произношением слов.
- Очень часто слова конечно, скучно, нарочно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся
правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.
(Дети читают стихотворение вместе с учителем).
11.Отгадывание загадок.
- Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать отгадки в тетради.
1. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (спич?ки)
2. Наклонилась над рекой-
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удоч?ка)
3. Висит груша - нельзя скушать. (лампоч?ка).
4. На носу сидели, на мир глядели, за уши держались. (оч?ки)
5. Грамоты не знаю, а век пишу. (руч?ка)
12. Тест для проверки усвоения материала по данной теме.
(на тучках)
13. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Давайте ещё раз повторим правило.
14. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Кому сегодня на уроке было легко, комфортно, интересно - поднимите белое облачко. У кого плохое настроение, урок не понравился – поднимите чёрную тучку. Что общего в словах облачко тучка?
15. Оценки.
16.Домашнее задание
С.75 упр.196