Тема: Звёздное небо.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок - путешествие.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Для активизации познавательной активности обучающихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационно-коммуникативные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы обучающихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Природа». На уроке ставилась цель: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя деятельностный подход в обучении.
Технология интегрированного обучения позволила на протяжении всего урока решать поставленные на данном уроке задачи направленные на формирование метапредметных и личностных УУД.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока способствовали достижению предметных задач урока, стимулированию познавательного интереса обучающихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности обучающихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.
На уроке использовались следующие формы работы:
-
индивидуальная;
-
коллективная;
-
групповая;
-
фронтальная.
Обучающиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке проведена тематическая физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивировала обучающихся на активное участие в образовательном процессе. Рефлексия обучающимся дала возможность осмысления своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как обучающиеся с интересом применяют, полученные знания на практике.
В начале урока был создан позитивный настрой на весь урок. В этом помог правильно подобранный психологический настрой. Этот игровой метод способствует формированию у обучающихся сплоченности, уравновешенности, собранности.
На втором этапе урока «Проверка домашнего задания (игра-викторина)» обучающиеся актуализировали ранее приобретённые умения и знания. Ученики выполняли задания, как самостоятельно, так и по командам. Проверка показала высокий уровень усвоения ранее изученного материала. 100% обучающиеся выполнили эти без ошибок на полном уровне самостоятельности.
На этапе урока «Введение в тему урока. Постановка цели и задач урока» определение темы урока, постановка цели и задач урока осуществлялась в совместной деятельности с учётом субъективного опыта обучающихся. Обучающимся была дана возможность предположить по теме урока, чтобы они хотели узнать о звёздном небе. Выдвинутые предположения сравнивались с задачами, которые представлены в учебнике. Ученики самостоятельно определили с помощью учебника задачи урока.
Повторили материал первого класса (созвездия Большая Медведица и Льва). Была проведена работа с атласом-определителем: дополнительный материал – Полярная звезда.
На следующем этапе урока «Работа над новой темой» была создана ситуация для развития логического мышления, установления причинно-следственных связей, созданы условия для восприятия нового материала. Были подобраны специальные задания, которые также нацелены на развитие внимания, логического мышления, способности к анализу и синтезу, самоконтролю. Самостоятельная работа с Толковым словарём С.И. Ожегова.
Ученица Шевцова Дарья подготовила дополнительный материал на тему: «Размеры и «наряды» звёзд» и подготовила одноклассникам вопросы по этому материалу. Обучающиеся знакомились по учебнику с новыми созвездиями: Орион, Лебедь, Кассиопея. Предлагаемые задания способствовали развитию познавательных УУД: анализу, сравнению, классификации, установлению причинно-следственных связей. Выполнили задание «Определи изображения созвездий» без ошибок на полном уровне самостоятельности-100% обучающихся. Астроном познакомил обучающихся с новыми созвездиями Зодиака.
На этапе «Подведение итогов. Рефлексия» проведена коллективная творческая работа.
Внимание на уроке уделялось развитию речи, умению осуществлять самоконтроль и самооценку. Принимают и понимают требования учителя 5 учеников, что составляет 100%. Ученики умеют наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей: 5 человек-100%. Ученик может осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, производить её самоанализ, самооценку и самокоррекцию: 4 человека-80%. Моя задача продолжить формирование самоконтроля.
При работе с информацией дети сами предложили варианты её поиска (посмотреть в Интернете, спросить у родителей, прочитать в Толковом словаре).
В ходе урока дети слышали и понимали друг друга, уважали мнение своих одноклассников. Для этого применялись следующие формы работы: работа в группах, ответы учащихся, контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
На уроке использовала элементы современных педагогических технологий:
• Здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка).
• ИКТ (презентация к уроку).
• Проблемное обучение (поиск ответа на вопрос: «Почему перед вами лежат звёзды разного цвета?», «Как догадался?», «Какие созвездия?»).
• Развивающие обучение (загадка).
Было организовано взаимодействие ученик-учитель-ученик, ученик-ученик по средствам коллективной, групповой и фронтальной работы.
Считаю, что цель урока достигнута. Поставленные задачи выполнены в полном объёме. Это показала рефлексия и умения, закрепляемые на уроке. 80% обучающихся оценили свою работу на «Отлично».
Избежать перегрузки удалось, используя игровые технологии, физкультминутку, смену видов деятельности.
Урок обеспечил реализацию развивающей функции обучения.
Урок цели достиг.