Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зима – трудный период в жизни зимующих животных и птиц.
Все мы – и люди, и звери, и птицы – Дети одного большого царства – Природа. Она наш дом, а дом нужно всегда беречь и защищать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3) Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.(медведь)
4) Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует. (воробей)
5) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (снегири)
II слово
Хитрая плутовка. Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут ее ... (лиса)
III слово
1)
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат.(цапля)
2) Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит.(дятел)
3) Ночью в рощах и лесах Уханье наводит страх, Страшен дикий крик и силен, Так кричит огромный …(филин)
4) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.(синица)
5) Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки; боится кошки.(мышь)
IV слово
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
- Тема нашего урока «Звери и птицы зимой»
Обобщение знаний у детей о зимующих птицах и зверях.
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
- А как звери готовятся к зиме? Как зимует медведь, белка, волк, лиса, ёж?
Сейчас об этом нам расскажут ребята.
(сообщения)
(лось, волк, медведь, лиса, белка, бобер,)
-
- И птицам приходится нелегко. Какие же птицы с нами переживают зиму нам расскажут ребята. (стихи-сообщения)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
- Ребята, внимательно ли вы слушали сообщения о птицах? Кто из этих пернатых выводит своих птенчиков зимой? Это клест. Встречается клест в еловых лесах. Обнаружить эту птицу легко по отрывочному, но очень звучному, с металлическим оттенком крику, который он всегда издает, перелетая с дерева на дерево. Питается клест семенами шишек елей, сосен, иногда ест ягоды и семена растений. И выводит птенцов он в феврале месяце! Потому что кормит своих деток семенами еловых и сосновых шишек, которые доступны только зимой.
-Какие еще птицы зимуют в наших краях?
(вороны, сороки, воробьи)
-А некоторые птицы прилетают к нам зимовать с севера! Это снегири и свиристели.
- Ребята, как много птиц собралось у нашей кормушки! А кормушка-то пустая! Кто расскажет ,чем можно покормить птиц? ( хлеб, семечки, крупа, сало несоленое)
-Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет!
4. Физминутка.
Закрепление пройденного материала.
Задание 1.»Рассели по домикам»
- А сейчас мы с вами будем расселять животных по домикам.
В 1 домик – животных, которые к зиме делают запасы.
Во 2 домик – животных, которые зимой впадают в спячку.
В 3 домик – животных, которые зимой ищут корм в природе.
-Ребята, посмотрите, наши звери оставили следы на снегу. Давайте , попробуем
отгадать чьи это следы? Отгадав, приклейте следы к тому животному, кому они
принадлежат?
7 . Обобщение учителя. - Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу нужно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту и морковь, сено оставляют в стогах.
8 .Домашнее задание.
- Ребята, дома вы найдите и запишите в свои тетради загадки, стихи о животных, про которых мы говорили на уроке .
9. Итог урока.
- А теперь, сделаем вывод по нашей схеме.
ЗИМА ПУШИСТАЯ МОРОЗЫ СНЕГ ИЗМЕНЕНИЕ ШЕРСТЬ ОКРАСКИ
НЕТ КОРМА
ИСПОЛЬЗУЮТ ИЩУТ КОРМ СПЯТ В СПЯЧКЕ ЗАПАСЫ
10. Заключительная часть.
- Ребята, посмотрите, сколько животных собрались на нашей поляне: здесь и птицы, и звери, и люди. И никто никого не боится. Все мы – и люди, и звери, и птицы – Дети одного большого царства – Природа. Она наш дом, а дом нужно всегда беречь и защищать.
- Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением:
-Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям.
Давайте, будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она.
- Ребята, вы сегодня все очень хорошо поработали на уроке. Спасибо.