kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Золотое правило нравственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка направленна на создание условий для усвоения понятия "Золотое правило нравственности"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Золотое правило нравственности»»

Тема : «Золотое правило нравственности»

Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности», как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.

Задачи:

-личностные:

-развивать этические чувства как результата морального поведения;

-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;

-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

-воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

-следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

-метапредметные:

-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;

-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

-предметные:

-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.

-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оборудование:

-презентация;

-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;

-конверты с заданиями;

--наглядный материал (дерево Этики, плоды)


Ход урока


1.Организационный момент.

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди– улыбки и люди– сердца.

А значит, наверное, всё ещё будет

Нам надо лишь жить с любовью к людям, до конца.



-Я не случайно начала урок, с этого четверостишия, что вам захотелось сделать, прослушав его. (Улыбнуться друг другу, быть хорошими людьми, жить любовью к людям)

-Наши улыбки согревают души людей, которые рядом, как солнечные лучи греют землю.

Урок сегодня не простой,

Для нас он будет золотой.

Он многому научит вас.

Так за работу! В добрый час!



2.Введение в тему урока через актуализацию знаний. (Опорные понятия)

-Какое красивое деревце стоит перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались? (Дерево Этики)

-И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках.

-Я предлагаю вам сорвать плод , назвав одно из нравственных правил . ( дети называют правила, а я срываю плод и отдаю)

Например:

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3.Люби и прощай людей.

4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.

- Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека.

-Но ответьте, почему остался еще один «плод»? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали).

- Обратите внимание, чем отличается он от остальных? (по цвету, по размеру)

-А цвет у яблока, какой?

-Что может быть золотым?

-А теперь слово золотое примените к правилам, которые вы назвали.

- Как будет звучать тема урока?

- Подумайте, что значит «золотое» правило нравственности? (жить хорошо, не врать, помогать старым, не обижать младших)


3. Целеполагание.

А ответ на этот вопрос нам предстоит сегодня на уроке найти.

Для этого нам надо разработать план дальнейшего действия:

1.Мы сейчас повторили.

2.Следующим этапом мы узнаем что –то новое.

3.Поупражняемся и подведём итог.

4. Исследовательская работа. (работа в группе)

Вашему вниманию предлагается притча «Мальчик и зеркало»

каждому (распечатать)

«Мальчик и зеркало»

Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» – Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Как вы прокомментируете слова матери в этой притчи? ( В жизни каждому нужно быть дружелюбным.Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей. И зло обернётся к тебе тоже.).

-Можно ли выражения добро и зло возвращается принять, как правило?

5. Работа по учебнику

-Так что же такое золотое правило нравственности вы узнаете из статьи учебника с.42 (чтение по абзацам)

- Мы должны с вами найти ответы на заданные вопросы

  1. В. Чтобы люди смогли управлять своим поведением.

  2. В. Чтение правила

  3. Чтение с.43



6. Первичное закрепление.

-Предлагаю поработать в группах. У вас на столах лежат изречения великих людей. Прочитайте их и найдите в них правила нравственности. Докажите, что они являются золотым правилом.


Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.

2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом»..


Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и

что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его.

Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и

поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось

в пурпур почестей.

« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил:

«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его.

Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и поношением...

Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало:

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и

вы с ними».

Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и

есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его.

Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и

поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось

в пурпур почестей.

«Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание

о суть иудаизма так кратко,

чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил

ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»



Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль)

-Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. 

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».


-Это и есть «золотое правило» нравственности. Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к оно общее для людей разных религий и культур)

7. Вторичное закрепление.

-Продолжаем работу в группах. Выполняете задания по карточкам

Задание:

  1. Прочитайте

  2. Выберите пословицу как название данного вашего произведения и объясните


Группа №1

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Не смейся над старцем, сам станешь старцем.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Сделав худо, не жди добра.

Каков привет, таков и ответ.

Каков сад, таковы и яблоки.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

Группа №2

"Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Не смейся над старцем, сам станешь старцем.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Сделав худо, не жди добра.

Каков привет, таков и ответ.

Каков сад, таковы и яблоки.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться


Группа №3

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Не смейся над старцем, сам станешь старцем.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Сделав худо, не жди добра.

Каков привет, таков и ответ.

Каков сад, таковы и яблоки.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

Группа №5

"Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Не смейся над старцем, сам станешь старцем.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Сделав худо, не жди добра.

Каков привет, таков и ответ.

Каков сад, таковы и яблоки.

- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться


(работа с текстом и объяснение заголовка)


- А сейчас каждой группе предлагаю составить синквейн по золотому правилу..


Правило

Золотое, главное

Подумать, осмыслить, совершить

Делай добро

Принцип



Добро

Бескорыстное, милосердное

Помогать, заботиться, любить

Жизнь дана на добрые дела

теплота


Золотое

Быть мудрым, ответственным.

"Чего в другом не любишь, того и сам не делай".

Правило



Поступок

Нравственный, безнравственный

Совершаешь, губишь, управляешь.

Созданы совестью

Поведение



8. Итог урока.

-Над какой темой мы работали на уроке?

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живешь ты не зря!

-Какие поступки можно отнести к золотому правилу нравственности.

9. Рефлексия

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! (Клип «Дорогою добра» )













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Золотое правило нравственности»

Автор: Валеева Оксана Валихматовна

Дата: 10.06.2021

Номер свидетельства: 583060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "111508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407570039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Золотое правило нравственности "
    ["seo_title"] => string(34) "zolotoie-pravilo-nravstviennosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "148534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419765546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация на тему "Золотое правило нравственности"для урока "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-na-tiemu-zolotoie-pravilo-nravstviennosti-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "148537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419767027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок по основам светской этики  "Золотое правило нравственности" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-po-osnovam-svietskoi-etiki-zolotoie-pravilo-nravstviennosti-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "240850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445146164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок по ОРКСЭ. "Золотое правило нравственности""
    ["seo_title"] => string(46) "urok_po_orkse_zolotoie_pravilo_nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "350609"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476900441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства