Тема урока: Знакомство с учебником.
Задачи: Познакомить с новой учебной книгой, логикой ее построения, правилами обращения с книгой; создать условия для формирования представлений об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент | Предлагает рассмотреть учебник, организует наблюдение за условными обозначениями. Приветствует обучающихся. Поделитесь своими впечатлениями | Рассматривают учебник и рабочую тетрадь иллюстрации. Знакомятся с условны- ми обозначениями. Отвечают на вопросы. Слушают учителя, ответы одноклассников. Приветствуют учителя. Слушают стихотворение | |
II. Подготовка к основному этапу урока Вводная беседа | Брать книгу только чистыми руками. Книга любит «одежду» - обложку и закладку. Переворачивать странички надо за верхний правый угол. Не делать в книге пометок, не загибать страницы. Если книга порвалась, ее обязательно надо «вылечить». Почему необходимо беречь книги? Прочитайте название учебника. Что такое литература, как вы понимаете? Обратимся к толковому словарю. Слова, которые вам непонятны, вы найдете в толковом словаре ваших учебников. Литература - произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература). Мы живем в очень интересное время, когда без умения читать просто не обойтись | Строят свободные высказывания, понятные для одноклассников и учителя | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий | Назовите автора учебника. Рассмотрите рисунки на первом развороте учебника, назовите героев произведений, изображенных на этих страницах. Какие разделы содержит учебник? Где мы можем узнать, на каких страницах начинается раздел? В каком разделе мы будем знакомиться с животными? Какие слова вам подсказали? Полистайте учебник. Какие иллюстрации вам особенно понравились? Расскажите, что на них нарисовано. Рассмотрите условные обозначения на доске. Найдите условные знаки в учебнике. -Мы будем сочинять считалки, песенки, сказки, рассказы. Прочитайте или спойте собственные произведения | Формируют представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи Соотносят новую информацию с прошлым опытом общения с книгой. Желающие читают свои сочинения | |
Физминутка | Проводит физкультминутку. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два, вперед нагнуться, Раз и два, назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Работа по учебнику (с. 6) | Хотели бы вы узнать, кто написал для вас эту замечательную книгу? Послушайте, с какими словами обращается к нам автор учебника. Для чего нам нужны словарные разминки? Прочитайте разминку в учебнике. Объясните значение слова «шалун». Если вы не знаете значения слова, можно найти его в словаре (с. 137). Найдите значение слова «непоседа». Найдите раздел «Читальный зал» по содержанию учебника. Что мы там найдем? Для чего авторы предлагают данный раздел? Что мы будем тренироваться читать? В каком случае надо советоваться со взрослыми? Дома придумайте вопросы, которые вы хотели бы задать взрослым. Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощница - рабочая тетрадь. Дома рассмотрите ее, приготовьте вопросы. | Находят в учебнике фамилию автора. Слушают чтение статьи, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с примерами разминки. Осуществляют поиск информации в толковом словаре | Осуществляют поиск и выделение полученной информации |
IV. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов | Что вам особенно понравилось? | Слушают вопрос учителя. Строят развернутые ответы. Слушают мнения одноклассников | Понимают значение вопроса учителя. Формулируют выводы, высказывают свое мнение и позицию |