kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с разделительным мягким и твердым знаками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит детей с ролью разделительного мягкого и твердого знаков в слове.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с разделительным мягким и твердым знаками»

Обучение грамоте 1 класс

Тема: Знакомство с разделительным мягким и твердым знаками.

Вид урока: получение новых знаний

Тип урока: урок-исследование

Технология: проблемно-поисковая

Система обучения: развивающая

Цели урока:

  • познакомить детей с ролью разделительного мягкого и твердого знаков в слове;

  • начать «открывать» правила употребления разделительного мягкого и твердого знака в слове;

  • обогащать словарный запас учащихся, путем образования новых слов при помощи разделительного мягкого и твердого знака;

  • развивать мыслительные операции: способность видеть варианты действий, умение их планировать, обдумывать, выбирать, т.е. подходить к проблеме творчески;

  • развивать способности учащихся к общению, умению работать в парах, группах;

  • воспитывать интерес к изучению предмета, любознательность.

Ход урока

I. Оргмомент. Мотивация.

- Внимательно слушайте – и все услышите.

Внимательно смотрите – и все увидите.

Думайте – и все обязательно поймете!

Рассмотрите рисунок. Что вы видите? (следы птиц и животных, следы от машин) (слово на слайде - СЛЕДЫ)

- Можем ли мы узнать, кто здесь прошел?

- Кому надо уметь «читать» по следам животных и птиц?

- Какие профессии требуют умения по деталям составлять целое?

(слово на слайде - СЛЕДОПЫТ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ)

- Какой общий признак этих слов? (однокоренные, родственные)

- Какой общий корень в словах? (СЛЕД)

- Я предлагаю вам, сегодня на уроке, провести исследование тайн русского языка и по его «следам» сделать новое для вас открытие. А исследовать мы будем с вами вместе с мальчиком – следопытом КОЛЕЙ.

(на слайде показан мальчик)

II. Звуко – буквенная работа со словами

- Давайте вместе с Колей исследуем слова. Но сначала отгадайте их.

(Загадки на слайдах. Дети читают загадку, по слову – отгадке составляют звуковую схему у себя на партах. Звуковые схемы на доске. Дети выбирают нужную схему на доске и сверяются на слайде)

- Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Какой общий признак у этих слов?

- Найдите лишнее слово. ( работа со слайдом – лишнее слово высвечивается красным цветом)

ІІІ. Работа над темой.

1. Введение в тему

- Расскажите про слово КЛЮЧИ ( 2 слога, ударение падает на второй слог, неодушевленное, многозначное)

- Приведите примеры другого значения ключа. (показ на слайде)

- В жизни мы с вами встречаем много различных знаков. Некоторые из них показаны на слайде. (слайд)

Что обозначают эти знаки? ( дорожные знаки, знаки соревнований, буквы –это тоже знаки.)

- Правильно, дорожные знаки, по которым водители и пешеходы читают, как правильно вести себя на дорогах. Есть знаки, при помощи которых люди записывают и читают музыкальные мелодии. Это ноты. Есть знаки, которые применяют на спортивных соревнованиях. А также знаки, которые нам встречаются каждый день – это буквы.

- Распределите буквы на группы. (буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки)

- У нас осталось два знака. Почему никуда не вошли знаки: Ь и Ъ? ( они не показывают звука)

- Звуков они не обозначают. Но для чего же они нам нужны? (буква Ь обозначает мягкость согласного звука)

- Но у Ъ и Ь знаков есть еще одна роль, а вот какая, мы вместе с мальчиком Колей исследуем эту проблему и узнаем роль этих знаков в русском языке. (слайд)

2.Работа над темой

  • Прочитайте слово на слайде. (СЕЛ, СЕМЯ)

- А теперь попробуйте написать слово съел. (один ученик пытается написать слово на доске, остальные в тетрадочках)

- Для того чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, разделяется, в этом месте, договорились ставить разделительный ь или ъ знаки. Если перед знаком произносится звук мягко, то ставим ь знак, а если твердо, то ставим ъ.

То –есть ь и ъ разделяют гласный звук от гласного. Поэтому их назвали разделительными. (чтение слогов с разделительным ь и ъ знаками на слайде)

  • Прочитайте слова на слайде. Вставьте в них разделительный ь знак, напечатайте новые слова и прочитайте их.

( работа в парах в тетрадочках)

(читают получившие слова и проверяют на слайде)

  • Наш мальчик Коля решил поискать разделительный твердый и мягкий знак. Поможем ему?

- Прочитайте стихотворение и найдите в нем слова с разделительным ь и ъ знаками. Подчеркните их. ( у каждого карточка со стихотворением)

Рано утром натощак

Пошли мы к букве «твердый знак».

Но не могли найти никак

Ни твердый знак,

Ни мягкий знак.

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки нам найти,

И после размышленья

В печать

Решили мы послать

Такое объявленье:

«Пропала

Не собака,

А два

Печатных знака.

В одной из утренних газет

Мы через день прочли ответ

От школьника Петрова

Из города Тамбова.

Илья Петров ответил так:

«И твердый знак, и мягкий знак

Найдёшь в одно мгновенье.

Ты их найдёшь,

Когда прочтёшь

Своё же объявленье!»

( коллективная проверка на слайде)

- Для чего нужны разделительный мягкий и разделительный твердый знак?

  • А сейчас поработаем в группах

Каждая группа должна изменить слова, вставив разделительный ь или разделительный ъ знаки.

( карточки со словами)

брат

друг

колос

перо

прут

звено

подели

полено

друг

прут

клок

кол

перо

обели

лист

полено

ком

полоз

кол

колос

сел

прут

брат

клин

ком

лист

колос

Сёмка

сук

клок

стул

клин

крыло

сын

обедать

звено

клок

стул

клин

крыло

сын

подели

(Проверяются на слайде только подчеркнутые слова.) (слайд)

  • Стр. 106, в азбуке прочитать стихотворение и найти слова с этими знаками.

ІV. Обобщение.

- Какую же роль выполняют разделительный мягкий и разделительный твердый знаки?

- Доказали ли мы сегодняшним исследованием важность знаний о написании слов с разделительным мягким и твердым знаком?

- Но мы с вами вместе с Колей узнали совсем немного. А что мы будем узнавать на следующем уроке? Прослушайте сценку, которую приготовили дети.

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил твердый знак. –

Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!

Знак мягкий твердому на это отвечал. –

Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять!

- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-

Услышав этот спор, сказала буква А. –

Вы оба хороши, достойны оба чести, -

Когда стоите в нужном месте.

- И вот, в каком месте стоят в слове разделительный ь и разделительный ъ знаки, мы узнаем на следующем уроке.

VI. Рефлексия.

Из предложенных предложений выберите то, которое соответствует вашему отношению к работе на уроке (показать на пальчиках нужную цифру)

  1. Было легко и интересно.

  2. Было интересно, но трудно. Предложения на слайде

  3. Было интересно.

  4. Я не определил.

V. Домашнее задание: поищите в книгах слова с разделительным ь и ъ знаками, напечатайте их в своих тетрадочках

- Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Знакомство с разделительным мягким и твердым знаками

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока грамоты в 1 классе "Ь разделительный""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-ghramoty-v-1-klassie-razdielitiel-nyi"
    ["file_id"] => string(6) "308354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458570075"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Русский язык 2 класс. Урок по теме "Мягкий и твердый разделительные знаки". "
    ["seo_title"] => string(80) "russkii-iazyk-2-klass-urok-po-tiemie-miaghkii-i-tvierdyi-razdielitiel-nyie-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "245736"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446201829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства