КУМО: учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы |
Организационно-мотивационный | 1 мин. | Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы тихонечко вздохнем Урок окружающего мира начнем. - Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Алексеевна. | Приветствуют учителя. Присаживаются за рабочее место. | Л: интерес к учебной деятельности; К: Готовность к сотрудничеству. | Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма |
Постановка темы и задач урока. | 4 мин. | -Ребята, посмотрите пожалуйста на эту куклу. Вы уже знакомы с ней? Вы знаете, как её называют? Так вот ребята, нашу куклу зовут «Многоручка». Наша кукла приготовила нам несколько загадок, давайте попробуем их отгадать. -Ребята, кто-нибудь хочет прочитать загадки на доске? Белое покрывало На земле лежало Лето пришло, Оно все ушло. (Снег)
Он рисует на окне Пальмы, звезды, валенки, Говорят ему сто лет А шалит как маленький. (Мороз)
В лето стояли Зимы ожидали Дождались поры Помчались с горы. (Санки)
В гости прилетела Звёздочка хрустальная. На ладошку села – От тепла растаяла. (Снежинка) - Кто может сказать нашей Многоручке, к какому времени года относятся эти загадки? Давайте отгадаем еще одну загадку: Молодцом тебя зовут Если очень любишь (труд) - Молодцы, ребята, кто догадался, какая тема нашего урока? | Один ученик читает, все остальные внимательно слушают. -к зиме; -Труд зимой; | К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу; Развить умение прогнозировать предстоящую работу; П: умение ориентироваться в своей системе знаний; | Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма |
Актуализация знаний | 4 мин | -Ребята, а зачем нашей кукле-многоручке столько рук? Верно, а кто мне может сказать, как люди летом и осенью трудятся, готовятся к зиме? - Ребята, как думаете — много зимой дел или мало? Чем занимаетесь вы зимой? Каким трудом? - Теперь внимательно посмотрите на картинку. Скажите, что на ней изображено? Это является зимним трудом? - Как вы считаете, зачем надо убирать снег на дорогах и тротуарах? Чем убирают снег? - Ребята, посмотрите пожалуйста на подоконники, что вы там видите? В зимнее время что нужно делать с растениями? | - Чтобы трудится; - Собирают урожай, утепляют дома, заготавливают дрова; - Много; приводят примеры;
- Уборка снега; Да; для безопасности, для удобства; - Лопатами, снегоуборочной машиной и т.д. - Растение. Ухаживать. | П: Развивать уважительное отношение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие; Развивать навыки сотрудничества Л: Формировать понимание практической значимости данной темы для собственной жизни К: Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; | Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма |
Первичное усвоение новых знаний | 14 мин | -Молодцы. Еще раз посмотрите на нашу куклу-многоручку, как вы думаете старинная это кукла или современная? - А раз эта кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков? - Посмотрите пожалуйста на картинку. Кто-нибудь знает, что это за растение? Правильно, это ЛЁН. Ребята, а почему говорят, что лён одевает весь мир? - Представляете, как много нужно было посадить льна, чтобы одеть всю семью! Но не только посадить лен, надо было собрать его, обработать, чтобы получить ткань. - А теперь давайте узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник. Откройте учебник на странице 44. Как вы думаете, что изображено на картинке? Начиная с первой парты, по цепочке читает по одному предложению. Будьте внимательны, потому что потом кукла-многоручка задаст вам несколько вопросов. - Мы с вами прочитали небольшой текст. Ответьте пожалуйста на вопросы нашей Многоручки: О каких старинных зимних работах мы узнали? Давайте еще раз обратимся к тексту. Что делали юноши в старину? Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают? - Откроем рабочую тетрадь, на 24 странице. Что нужно сделать в упражнении номер один? - Ребята, а что же такое прялка? Верно, прялка – это предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Сейчас давайте приступим к выполнению упражнения. На работу вам дается 4 минуты. - Ребята, мы немного устали и кукла-многоручка предлагает нам отдохнуть. | - Старинная; Предполагаемые ответы детей: - Лён; Потому что из льна изготавливали одежду; Читают по цепочке текст. Отвечают на вопросы: Уборка снега, забота о растениях и животных, готовили орудия для весенних работ, прядение нитей. Чтобы лучших девушек приглашать плясать и петь. | Р: Формировать умение реконструировать по рисункам учебника трудовую операцию – прядение пряжи; П: Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; Регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира; К: Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; Формировать умение слушать и вступать в диалог; | Словесный метод (слово учителя) наглядный, практический. Фронтальная форма |
Физминутка |
Первичная проверка понимания | 10 мин | - А теперь давайте перенесемся в наши дни. Закружилась по улице метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. Как вы думаете, у людей прибавилось забот? А чем занимаются жители нашего края зимой? - В каких работах вы сами принимаете участие? - Есть ли у вас любимые зимние занятия? - Ребята, скажите пожалуйста, когда собирают урожай? А едим мы овощи, фрукты, зерна всю зиму? - Представьте, что у каждого из вас есть собственное домашнее хозяйство и вы собрали много урожая. А как вы бы сохранили свой урожай? - Ребята, оказывается, для хранения нашего урожая его помещают в специальные помещения. В нем сухо и прохладно, а для того чтобы зерно проветривалось, его время от времени перемешивают. Обратите внимание на картинку. Вы знаете, что это такое? Это зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки зерна. И называется это зернохранилище элеватор. | - Да; - В конце лета и осенью. Ответы детей: Нет; | П: Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; К: Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; Формировать умение слушать и вступать в диалог; П: Осознавать нравственное значение совместной работы людей; | Словесный метод (слово учителя), наглядный. Фронтальная форма |
Рефлексия | 4 мин | Вы хорошо поработали сегодня на уроке. - Наша кукла-многоручка оставила вам некоторые вопросы и попросила на них ответить.1. О каких старинных зимних работах мы узнали? 2. Что делают зимой в зернохранилищах? 3. Как называется современное зернохранилище? 4. Каким трудом вы занимаетесь зимой? Кто хочет ответить на вопросы? -Вы сегодня порадовали меня. Спасибо за урок, можете отдыхать. | | Л: Развивать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; Р: Формировать умения проводить рефлексию своих действий; | Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма |