Конспект урока «Окружающий мир», Тема: Зелёная аптека (2-й урок)
Цель: закрепление и систематизация знаний о лекарственных растениях
Задачи:
- Продолжить знакомство с разнообразным миром лекарственных растений
- Повторить правила сбора и использования лекарственных растений, составить памятку
- Провести экологическую викторину «Целебное лукошко»
Примечание: класс (26 человек) разбит на команды по 5-6 человек в каждой. Каждая команда сидит за своим игровым столом. Команду возглавляет заранее выбранный капитан. У капитанов на груди отличительные значки (бейджики).
№
Этап урока
Содержание деятельности
УУД
Оборудование
1
Орг момент
Проверка готовности команд к уроку
Регулятивные: самоконтроль
Учебники, цветные карандаши, ручки
2
Постановка темы и целей урока
Посмотрите внимательно на доску. Проанализируйте её содержание, вспомните, о чём мы начали разговор на предыдущем уроке окружающего мира.
Послушайте стихотворение и определите тему урока:
Вот травы- лекари: душица,
И зверобой и медуница,
И земляника, и черника,
А вот брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лён, календула, крапива.
Травы где найти такие
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас
Поведут сейчас рассказ.
Учитель открывает записанную на доске тему урока. Прочитайте, проконтролируйте, правильно ли я её записала?
Какова будет цель урока? Куда мы должны посмотреть, чтобы определить цель и содержание урока? (В учебник) Откройте учебник, на какую страницу мы попали? (стр 60). Что нового, неизвестного, интересного вместе с Машей и Мишей Ивановыми мы узнаем на уроке? Познакомимся с лечебными свойствами лекарственных растений, с правилами сбора лекарственных растений. Учитель открывает цель урока, записанную на доске. Прочитайте цель урока, проконтролируйте, правильно ли я её записала? Знакомство с лечебными свойствами лекарственных растений, с правилами сбора лекарственных растений.
Регулятивные: целеполагание, контроль,
Тема и цель урока записана на доске и закрыта листом бумаги
3
Планирование работы
Для достижения цели мы будем работать по плану. План работы: (читают ученики)
- Вспомним знакомые нам лекарственные растения
- Познакомимся с новыми лекарственными растениями и их свойствами
- Проанализируем памятку по сбору лекарственных растений
Регулятивные: мотивация, планирование
План на стенде
4
Работа по плану: Вспомним знакомые нам лекарственные растения
Для выполнения первого пункта плана мы сыграем в «Поле чудес».У каждого на парте карточки с окошечками, в которые вам необходимо вписать название лекарственного растения. Я зачитаю описание растения, вы вписываете название, затем капитаны по очереди называют растение (крапива, клюква, липа, зверобой, тысячелистник). Что необходимо сделать, чтобы не перепутать карточки? Подписываем своё имя в правом верхнем углу карточки. Капитаны контролируют.
После завершения игры учитель задаёт вопрос: можем мы эти лекарственные растения употреблять сразу? Почему? Человек какой профессии из лекарственных растений делает лекарства? (фармацевт) Где у нас в городе работают фармацевты? (в аптеке)
Выполнили мы первый пункт плана? (подведение итогов данного этапа)
Коммуникативные: работа в группе; регулятивные: мотивация, ориентация в пространстве, контроль деятельности; познавательные: логические
У учителя «Поурочные планы, окр мир», стр 137-138
У детей карточки для игры, ручки
Карточка со словом фармацевт
5
Познакомимся с новыми лекарственными растениями и их свойствами
Найдите второй пункт плана, прочитайте его. Для этого проведём викторину «Целебное лукошко». Капитаны команд выбирают цвет- название для команды (красный, синий, зелёный, желтый, белый). Эти цвета помогут нам с вами смоделировать части живой и неживой природы и увидеть связь растений с неживой природой. С чем ассоциируется желтый цвет? (солнце). Синий-вода, зелёный- трава, лекарственные растения, красный-цветы, белый- воздух. На листах бумаги нарисуйте символ своей команды. Прикрепите на доску. Назовите элементы живой природы, неживой природы. Как они связаны между собой? (Для живых растений нужна вода, тепло, воздух). Наука о взаимосвязях в природе называется экологией.
Проведёт викторину ученик 8б класса Артём Кононов, руководитель Пучкова Л. В., библиотекарь школы. В летнем оздоровительном лагере одним из направлений работы было экологическое направление. Результатом работы стал альбом и викторина о лекарственных растениях. Вы сейчас в ней примите участие. Судить игру будет жюри (представление жюри). Содержание викторины – в Приложении к уроку.
регулятивные: мотивация, контроль деятельности; моделирование, познавательные: логические, Коммуникативные: работа в группе;
На игральных столах- скатерти, определители названий команд поставлены в центр. На столе жюри надпись «жюри».
Карточка со словом экология
6
Составим памятку по сбору лекарственных растений
Два варианта проведения этапа
- Анализ готовой памятки, выделение правил сбора
- Самостоятельное составление памятки по материалам учебника
Познавательные, регулятивные: мотивация, контроль деятельности;
7
Итог урока
Поведём итог урока. Смотрим на план. Анализ выполнения плана по пунктам.
регулятивные: мотивация, контроль деятельности;
8
Рефлексия
Игра «Плюс, минус, интересно». Кому вы можете рассказать о лекарственных растениях, кого научить? (родителей, друзей). Спасибо за работу! Урок окончен.
Личностные