Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Образовательная программа
«ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ДОНБАССА»
возраст обучающихся – ученики 5-8 классов
срок реализации – 2 года
Автор Кириленко Лидия Константиновна,
педагог дополнительного образования
Республиканского эколого-
натуралистического центра
Донецк – 2015
Образовательная программа «Зеленая аптека Донбасса» составлена на основе типовой программы дополнительного образования «Лекарственные растения», относится к биолого-сельскохозяйственному направлению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Зелёная аптека Донбасса» рассчитана на два года обучения для учеников средней школы. Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).
Лечение растениями и препаратами из них (фитотерапия) имеет большое значение в современном мире. Несмотря на увеличение ассортимента лекарственных средств, в настоящее время около 30% лекарственных препаратов относится к средствам растительного происхождения. Это объясняет большой интерес к лекарственным растениям.
Содержание программы расширяет и углубляет знания и умения учащихся по биологии, экологической культуре, способствует формированию здорового образа жизни. Изучение лекарственных растений и взаимосвязь их с человеком, позволяет улучшить потенциал возможности самого человека, жизнь и здоровье которого зависит, в том числе, и от природы.
Знания лекарственных растений и правил их использования в повседневной жизни играет большое значение в жизни человека.
Программа кружка предусматривает знакомство учащихся с особенностями лекарственных растений, их химическим составом и действием на организм. Для получения навыков использования лекарственных растений выполняется ряд теоретических занятий по изучению химического состава растений и составлению рецептов сборов для лечения и профилактики различных заболеваний. Для углубления знаний и расширения кругозора для учащихся предусматривается проведение экскурсий в природу, в Донецкий ботанический сад по ознакомлению с лекарственными растениями лесов, лугов, полей, водной среды. Программа знакомит учащихся с различными видами деятельности, связанной с изучением лекарственных растений, позволяет учащимся распознавать лекарственные растения, находить их на территории Донбасса, овладевать навыками сбора и заготовки лекарственного сырья.
Направленность программы – валеологическая и биологическая.
Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по изучению особенностей различных лекарственных растений, их химического состава и, в первую очередь, биологически активных веществ. Кроме того, в ходе проведения практических занятий учащиеся смогут получить специальные знания и навыки применения лекарственных растений в повседневной жизни.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.Создание данной программы вызвано необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения. Особое место в ней отводится формированию у школьников стремления вести здоровый образ жизни. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся овладеют знаниями, умениями и навыками, которые направлены на формирование у них познавательного, эмоционально-нравственного, деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Цель программы:
научить учащихся распознавать наиболее распространенные в Донбассе лекарственные растения, формировать навыки сбора и заготовки лекарственного сырья и использования его при различных заболеваниях.
Для достижения цели предусматривается решение таких задач:
Образовательная:
- расширение знаний учащихся о многообразии лекарственных растений Донбасса, их морфологических особенностях, химическом составе и действии на организм;
- формирование навыков заготовки лекарственного сырья и его практического применения для лечения и профилактики различных заболеваний;
- формирование практических умений по интродукции лекарственных растений;
- изучение технологии приготовления целебных чаев и других лечебных форм;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторность, уникальность каждого человека.
Развивающая:
- содействие накоплению учащимися опыта общения с окружающей природой;
- развитие интереса к фитотерапии, творческих способностей и расширения кругозора учащихся;
-развитие у учащихся навыков слаженности в работе;
-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;
- применение личного опыта.
Воспитательная:
- воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её состояние и сохранение;
- использование содержания занятий для формирования здорового образа жизни;
- способствование укреплению здорового образа жизни учащихся;
-воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Программа реализует принципы валеологического воспитания:
- системность;
- непрерывность;
- межпредметность связей;
- доступность;
- наглядность.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.
Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности учащихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительные особенности:
- Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения;
- при проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений;
- Программа составлена на основе здоровьесберегающих технологий с включением блоков по валеологии и биологии;
- дети оказываются активными участниками занятий.
Возраст воспитанников ученики 5-8 классов общеобразовательных учебных заведений, в том числе детских домов, школ-интернатов, профессионально-технический учебных заведений.
Формы и режим занятий: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций; поощряется проявление инициативы и самостоятельности со стороны воспитанников. Занятия проводятся после уроков, обеда и небольшого отдыха в течение 2 часов.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- морфологические особенности лекарственных растений;
- основные биологические активные вещества лекарственных растений;
- направления использования лекарственных растений в соответствии с характером заболевания;
- перечень мероприятий по охране лекарственных растений;
- редкие и эндемичные виды лекарственных растений;
- определять запасы отдельных видов лекарственных растений.
Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ воспитанников, викторины.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Наименование раздела
Количество часов
Теорети
ческих часов
Практических часов
Всего
1.
1. Вводная часть. Знакомство с лекарственными растениями
1.1. Морфологические особенности лекарственных растений и места их произрастания. Использование лекарственных растений человеком с древних времен до наших дней. Аптекарский огород.
1.2. Экскурсия.
Итого по теме:
3
3
3
3
6
2.
2. Химический состав и физиологическое действие биологически активных веществ.
2.1. Алкалоиды, сердечные гликозиды. Эфирные масла. Дубильные вещества. Кумарины. Органические кислоты. Витамины, их классификация. Водорастворимые витамины группы В, жирорастворимые витамины А и Д, их различия.
2.2. Физиологическое действие биологически активных веществ. Растения, содержащие эти вещества.
2.3. Практическое занятие.
Итого по теме:
3
3
6
3
3
9
3.
3. Заготовка, сушка и хранение лекарственного сырья.
3.1. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков, соцветий, корневищ, клубней, луковиц.
3.2. Составление календаря сбора лекарственных растений, применительно к условиям Донбасса. Сушка: воздушная, солнечная, тепловая. Условия и сроки хранения лекарственного сырья.
3.3. Практическая работа. Заготовка корней одуванчика, цикория и др. Оценка качества лекарственного сырья.
Итого по теме:
3
3
6
3
3
9
4.
Способы приготовления лекарственных форм.
4.1. Приготовление настоев и отваров лекарственных растений
4.2. Получение экстрактов и настоек из различных лекарственных растений.
4.3. Приготовление различных сборов из лекарственных растений
4.5. Приготовление порошков и мазей из лекарственных растений
4.6. Компрессы и примочки из лекарственных растений и их использование.
4.7. Практическая работа. Приготовление настоя ромашки лекарственной (или из другого лекарственного растения по выбору). Приготовление сбора для лекарственного чая.
Итого по теме:
3
3
3
3
3
3
18
3
3
21
5.
5.Наиболее распространенные лекарственные растения Донбасса
5.1. Морфологическая характеристика, особенности химического состава некоторых лекарственных растений.
5.2. Лекарственные растения леса
5.3. Лекарственные растения лугов
5.4. Полевые лекарственные растения
5.5. Лекарственные растения влажных мест обитания
5.6. Сорные лекарственные растения, их особенности
5.7. Редкие и эндемические растения Донбасса
5.8. Практическая работа. Изучение морфологических особенностей лекарственных растений с использованием гербария и натурных экспонатов
Итого по теме:
3
9
15
21
21
6
6
81
6
6
87
6.
6.Ядовитые лекарственные растения Донбасса
6.1. Морфологические особенности ядовитых лекарственных растений
6.2. Характеристика ядовитых растений: белладона, ландыш майский и др. Особенности их применения в медицине.
6.3. Проведение интеллектуальной викторины «Знакомые незнакомцы»
6.4. Практическая работа. Изучение гербарного и натурного материала ядовитых лекарственных растений.
Итого по теме:
3
3
6
3
3
6
12
7.
7.Факторы влияния на состояние и динамику ресурсов лекарственных растений
7.1. Реестры видов лекарственных растений Донбасса, подлежащих охране. Красная книга Донбасса.
7.2. Состояние ресурсов дикорастущих лекарственных растений. Способы учета дикорастущих лекарственных растений. Картирование мест произрастания отдельных видов лекарственных растений.
7.3. Проведение игры «Поле чудес», посвященной лекарственным растениям Красной книги.
7.4. Экскурсия в отдел лекарственной флоры Донецкого ботанического сада.
Итого по теме:
6
6
12
3
3
6
18
8.
8.Комнатные лекарственные растения
8.1. Особенности морфологии комнатных лекарственных растений. Лечебные свойства комнатных лекарственных растений.
8.2. Характеристика и особенности комнатных лекарственных растений: золотой ус, коланхоэ, алоэ, герань и др.
8.3. Выращивание и использование комнатных лекарственных растений учебного заведения. Наблюдения за ними. Оформление этикеток для комнатных лекарственных растений в учебном заведении.
8.4. Практическая работа. Выращивание в кабинете наиболее распространенных комнатных лекарственных растений. Получение сока из них.
Итого по теме:
3
6
3
12
6
6
18
9.
9.Садово-огородные лекарственные растения
9.1. Значение овощных и плодовых культур в народной медицине. Химический состав и свойства овощных лекарственных растений.
9.2. Химический состав и лечебные свойства садовых лекарственных культур. Лечебные свойства цитрусовых культур. Применение их в народной медицине.
9.3. Использование косточек различных плодовых культур для получения лечебного масла. Ядовитые свойства косточек некоторых плодовых культур (абрикос, слива и др.) и меры предосторожности при их использовании.
9.4. Проведение интеллектуальной игры «Чудо-овощ, чудо- фрукт».
9.5. Практическая работа. Приготовление масла из косточек облепихи. Приготовление соков из различных овощных и плодовых культур.
Итого по теме:
6
9
6
21
3
6
9
30
10
Итоговое занятие. Заслушивание творческих работ и проведение интеллектуальных игр.
Итого по теме:
6
6
Всего
171
45
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
Тема 1.Вводная часть (6 часов).
1.1.Знакомство с лекарственными растениями. Морфологические особенности лекарственных растений. Места произрастания лекарственных растений. Использование лекарственных растений человеком с древних времен до наших дней. Аптекарский огород. Ученые, посвятившие жизнь лекарственным растениям. Классификация лекарственного сырья.
1.2.Экскурсия.
Тема 2.Химический состав и физиологические вещества лекарственных растений (9 часов).
2.1.Алкалоиды, сердечные гликозиды. Эфирные масла. Дубильные вещества. Кумарины. Органические кислоты. Витамины, их классификация. 2.2.Водорастворимые витамины группы В, жирорастворимые витамины А и Д, их различия. Физиологическое действие биологически активных веществ. Растения, содержащие эти вещества.
3.1. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков, соцветий, корневищ, клубней, луковиц.
3.2. Составление календаря сбора лекарственных растений применительно к условиям Донбасса. Сушка: воздушная, солнечная, тепловая. Условия и сроки хранения лекарственного сырья.
Тема 5. Наиболее распространенные лекарственные растения Донбасса (87 часов).
5.1.Морфологическая характеристика, особенности химического состава некоторых лекарственных растений.
5.2. Лекарственные растения леса (сосна, ель, береза, рябина, черемуха, ольха, липа, дуб, крушина, шиповник, малина, боярышник и др.).
5.3. Лекарственные растения лугов (горец змеиный, пижма, тысячелистник, подорожник большой, мать-и-мачеха, одуванчик, спорыш, чабрец, тмин и др.).
5.4. Полевые лекарственные растения (клевер, хвощ, василек синий, ромашка аптечная, пырей и др.).
5.5. Лекарственные растения влажных мест обитания (багульник, вахта, черника, брусника, голубика, сфагнум, аир, сабельник, кровохлебка и др.). 5.6. Сорные лекарственные растения, их особенности.
5.7. Редкие и эндемичные растения Донбасса.
5.8. Практическая работа. Изучение морфологических особенностей лекарственных растений с использованием лекарственного сырья и гербария.
Участие в Республиканской викторине «Знатоки лекарственных растений».
Тема 6. Ядовитыелекарственные растения Донбасса (12 часов).
6.1. Морфологические особенности ядовитых лекарственных растений.
6.2.Характеристика ядовитых растений: белладонны, ландыша майского и др. Особенности их применения в народной медицине.
6.3. Практическая работа. 1. Изучение гербарного материала ядовитых
лекарственных растений.
6.4. Проведение интеллектуальной викторины «Знаешь ли ты?».
Тема 7. Факторы влияния на состояние и динамику ресурсов лекарственных растений (18 часов).
7.1.Реестры видов лекарственных растений Донбасса, подлежащих охране. Красная книга Донбасса.
7.2. Состояние ресурсов дикорастущих лекарственных растений. Способы учета дикорастущих лекарственных растений. Картирование мест произрастания отдельных видов лекарственных растений.
7.3. Проведение игры «Поле чудес».
7.4. Экскурсия в отдел лекарственных растений Донецкого ботанического сада
Тема 8. Комнатныелекарственные растения (18 часов).
8.1.Особенности морфологии комнатных лекарственных растений. Лечебные свойства комнатных лекарственных растений.
8.2. Характеристика и особенности растений алоэ древовидного, коланхоэ перистого, герани и др.
8.3. Выращивание комнатных лекарственных растений. Наблюдения за комнатными лекарственными растениями. Оформление этикеток для комнатных лекарственных растений в учебном заведении.
8.4.Практическая работа. Выращивание в кабинете комнатных лекарственных растений алоэ, коланхоэ. Получение сока из растений.
Тема 9. Садово-огородныелекарственные растения (30 часов).
9.1.Значение овощных и плодовых культур в народной медицине. Химический состав и свойства лекарственных овощных растений. 9.2.Химический состав и лечебные свойства садовых лекарственных культур. Лечебные свойства цитрусовых культур. Применение в народной медицине. 9.3.Использование косточек различных плодовых культур для получения лечебного масла. Ядовитые свойства косточек некоторых культур и меры предосторожности при их использовании.
9.4. Проведение интеллектуальной игры «Чудо овощ, чудо фрукт».
9.5.Практическая работа. Приготовление масла из косточек облепихи. Приготовление соков из различных овощей и фруктов (по выбору руководителя).
Тема 10. Итоговое занятие (6 часов).
Заслушивание творческих работ членов кружка.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Название раздела
Количество часов
Теоретических часов
Практи
ческих часов
Всего
1.
Вводное занятие
1.1. Понятие фитотерапии. Значение фитотерапии в жизни человека
1.2. Проведение викторины «Знатоки лекарственных растений»
Итого по теме:
3
3
3
3
6
2.
Общие приемы использования лекарственных растений в народной медицине
2.1. Что такое «народная медицина». Понятие о галеновых препаратах и лекарственных сборах. Отечественные и зарубежные ученые фитотерапевты, их роль в становлении народной медицины.
2.2. Просмотр видеофильмов о лекарственных растениях.
Итого по теме:
6
6
6
6
12
3.
Использование лекарственных растений для профилактики и лечения различных заболеваний
3.1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей, бронхитов , трахеобронхитов и др. Роль лука и чеснока для профилактики простудных заболеваний.
3.2. Практическая работа. Составление рецептурных сборов (с учетом интересов учащихся). Заслушивание рефератов о значении лука и чеснока в профилактике простудных заболеваний.
3.3. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (пищевода, желудка, кишечника и др. органов)
3.4. Практическая работа. Составление рецептурных сборов (с учетом интересов учащихся)
3.5. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистых заболеваний
3.6. Практическая работа. Составление рецептур лекарственных растений (с учетом интересов учащихся)
3.7. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении органов опорно-двигательного аппарата.
3.8. Практическая работа. Составление рецептур сборов лекарственных растений (с учетом интересов учащихся)
3.9. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении заболеваний мочевыводящих путей и почек.
3.10. Практическая работа. Составление рецептур лекарственных растений (с учетом интересов учащихся)
3.11 Использование лекарственных растений в профилактике и лечении некоторых заболеваний нервной системы.
3.12. Практическая работа. Составление сборов для профилактики заболеваний нервной системы (с учетом интересов учащихся).
Итого по теме:
12
15
15
12
15
15
84
3
3
3
3
3
3
18
102
4.
Лекарственные растения, применяемые в профилактике глазных болезней
4.1. Растения, применяемые в народной медицине для лечения глазных болезней. Использование продуктов пчеловодства при лечении глазных заболеваний. Изучение некоторых продуктов пчеловодства.
4.2. Практическая работа. Состав сборов лекарственных растений для профилактики глазных болезней (с учетом интересов учащихся).
Итого по теме:
3
3
3
3
6
5.
Лекарственные растения в косметологии
5.1. Особенности приготовления различных мазей с использованием лекарственных растений в косметологии (для укрепления волос, кожи лица и др.)
5.2. Характеристика лекарственных растений, применяемых в косметологии.
Итого по теме:
6
3
9
9
6.
Растения-радиопротекторы
6.1. Свойства растений- радиопротекторов и их использование при выведении радионуклидов из организма человека. Приемы их использования.
6.2. Овощные и плодовые растения – радиопротекторы. Правила использования некоторых овощных культур в питании человека.
6.3. Практическая работа. Изучение некоторых растений радиопротекторного действия. Составление рецептур из растений радиопротекторного действия. Получение соков капусты, моркови, свеклы и других овощных культур.
Итого по теме:
9
9
18
12
12
30
7.
Витаминные чаи, их состав и применение в народной медицине
7.1. Растения, богатые витаминами А, С, группы В. Свойства зеленных культур (укропа, петрушки, салата и других).
7.2. Практическая работа. Составление, приготовление и дегустация витаминных чаев радиопротекторного действия.
Итого по теме:
12
12
9
9
21
8.
Эфиромасличные и пряноароматические лекарственные растения
8.1. Понятие о фитонцидах и фитонцидной активности растений. Особенности их действия на организм человека.
8.2. наиболее распространенные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью. Значение лука и чеснока в народной медицине. Комнатные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью.
8.3. Практическая работа. Определение фитонцидной активности некоторых комнатных растений для очистки воздуха в кабинетах учебного заведения.
Итого по теме:
3
3
6
3
3
9
9.
Возможности интродукции лекарственных растений
9.1. Понятие об интродукции лекарственных растений и ее значение в сохранении генофонда растений
9.2. Особенности интродукции растений и технология ее проведения.
9.3. Практическая работа. Интродукция некоторых лекарственных растений возле учебного заведения.
Итого по теме:
3
6
9
6
6
15
10.
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Заслушивание рефератов. Приготовление и дегустация витаминных чаев.
Итого по теме:
6
6
Всего
156
60
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (6 часов).
1.1.Понятие фитотерапии. Значение фитотерапии в жизни человека.
1.2.Практическая работа. Проведение викторины «Знатоки лекарственных растений Донбасса».
Тема 2. Общие приемы использования лекарственных растений в народной медицине (12 часов).
2.1.Что такое народная медицина? Понятие о галеновых препаратах и лекарственных сборах.
2.2.Отечественные и зарубежные ученые фитотерапевты, их роль в становлении народной медицины.
2.3.Экскурсия
2.4.Практическая работа. Просмотр видеофильма о лекарственных растениях.
Тема 3. Использованиелекарственных растений для профилактики и лечения различных заболеваний (102 часа).
3.1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей, бронхитов и трахеобронхитов.
3.2. Практическая работа. Составление рецептурных сборов (с учетом интересов учащихся).
3.3. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (пищевода, желудка, кишечника и др. органов).
3.4.Практическая работа. Составление рецептурных сборов (с учетом интересов учащихся)
3.5. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний сердечнососудистой системы.
3.6.Практическая работа. Составление рецептур лекарственных растений (с учетом интересов учащихся).
3.7. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении органов опорно-двигательного аппарата.
3.8. Практическая работа. Составление рецептур сборов лекарственных растений (с учетом интересов учащихся).
3.9. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении заболеваний мочевыводящих путей и почек.
3.10. Практическая работа. Составление рецептур сборов лекарственных растений (с учетом интересов учащихся).
3.11. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении некоторых заболеваний нервной системы.
3.12.Практическая работа. Составление рецептур сборов лекарственных растений (с учетом интересов учащихся).
Тема 4. Лекарственные растения, применяемые в профилактике и лечении глазных заболеваний (6 часов).
4.1. Использование продуктов пчеловодства при лечении глазных заболеваний.
4.2.Практическая работа. Составление сборов лекарственных растений для профилактики глазных болезней. Изучение некоторых продуктов пчеловодства, рекомендуемых для профилактики глазных болезней.
Тема 5. Лекарственные растения в косметологии (9 часов).
5.1. Характеристика лекарственных растений, применяемых в косметологии. 5.2. Особенности приготовления мазей с использованием лекарственных растений в косметологии.
Тема 6. Растения-радиопротекторы (30 часов).
6.1. Их свойства и использование при выведении радионуклидов из организма человека. Приемы их использования. Овощные и плодовые растения-радиопротекторы. Правила использования некоторых овощных культур в питании человека.
6.2.Практическая работа. Изучение некоторых растений радиопротекторного действия. Составление рецептур из растений радиопротекторного действия. Получение соков капусты, моркови, свеклы и других культур.
Тема 7. Витаминные чаи, их состав, особенности и применение в народной медицине (21 час).
7.1.Растения, богатые витамином А. С, группы В. Свойства зеленых культур (укропа, петрушки, салата и др.).
Тема 8. Эфиромасличные и пряноароматические лекарственные растения (9 часов).
8.1.Понятие о фитонцидах и фитонцидной активности растений. Особенности их действия на организм человека. Наиболее распространенные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью. Значение лука и чеснока в народной медицине. Комнатные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью.
8.2.Практическая работа. Определение фитонцидной активности некоторых комнатных растений для очистки воздуха в кабинете.
Тема 9. Возможности интродукции лекарственных растений (15 часов).
9.1.Понятие об интродукции лекарственных растений и ее значении в сохранении генофонда растений. Особенности интродукции растений и технология ее проведения.
9.2.Практическая работа. Интродукция некоторых лекарственных растений на участке возле школы.
Тема 10. Итоговое занятие (6 часов).
10.1. Подведение итогов за год. Заслушивание рефератов. Приготовление витаминных чаев. Экскурсия в природу.
Глоссарий
Алкалоиды (от лат. alkali — щелочь и др.-греч. εἶδος — вид, облик) — группа азотсодержащих органических соединений природного происхождения (чаще всего растительного), преимуществен-но гетероциклических, большинство из которых обладает свойствами слабого основания. К ним также причисляются некоторые биогенетически связанные с основными алкалоидами нейтральные и даже слабокислотные соединения. Аминокислоты, нуклеотиды, аминосахара и их полимеры к алкалоидам не относятся.
Биологически активные вещества – это вещества, которые оказывают влияние на биологические процессы в организме человека и животных. Они могут быть продуктами первичного (витамины, жиры, углеводы, белки) и вторичного биосинтеза (алкалоиды, гликозиды, дубильные вещества).
Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)
Генофонд растений (от ген и франц. fond основание) – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции, группы популяций или вида.
Гликозиды – органические соединения, в состав которых входят углеводы (гликоны): глюкоза, фруктоза, галактоза, рамноза, рутиноза, манноза, рибоза, арабиноза, цимароза и др. и неуглеводный компонент (агликон или генин): стероидные спирты или фенолы. Нестойкие химические соединения, избирательно действующие на сердце.
Дубильные вещества – группа разнообразных и сложных по составу растворимых в воде органических веществ ароматического ряда, содержащих гидроксильные радикалы фенольного характера. Дубильные вещества широко распространены в растительном царстве, обладают характерным вяжущим вкусом. Они способны осаждаться из водного или водно-спиртового раствора раствором клея, а с солями железа давать различных оттенков зелёные или синие окрашивания и осадки (чернильного свойства).
Интродукция лекарственных растений – введение в культуру дикорастущих растений, как в пределах ареала, так и в новых областях, где эти виды не встречались. Понятие «интродукция» неразрывно связано с понятиями «акклиматизация» и «натурализация». Высшая степень акклиматизации, при которой растение настолько приспосабливается к новым условиям обитания, что может самостоятельно размножаться, давать самосев и не уступать в ценозах другим видам в борьбе за существование.
Кумарины – класс природных органических соединений, представляющих собой ненасыщенные ароматические лактоны, в основе которых лежит 5,6-бензо-α-пирон (кумарин) — лактон цис-орто-оксикоричной кислоты.
Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Органические кислоты – органические вещества, проявляющие кислотные свойства. К ним относятся карбоновые кислоты, содержащие карбоксильную группу -COOH, сульфоновые кислоты, содержащие сульфогруппу -SO3H и некоторые другие. Самыми известными органическими кислотами являются уксусная, лимонная, молочная, муравьиная бензойная, щавелевая и яблочная кислоты.
Пряно ароматические лекарственные растения – это растения, обладающие оригинальным запахом. Их добавляют для приготовления питательной пищи, а также при консервировании овощей и фруктов. Исследованиями установлено, что пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения обладают не только консервирующими, но и антисептическими, бактерицидными и лекарственными свойствами.
Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые расте-ния. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и пр.
Фитонциды – выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.
Фитотерапия (от др.-греч. φυτόν — «растение» и θεραπεία — «терапия»), уст. траволечение — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.
Эфирные масла – это смеси химических соединений разных классов (альдегиды, дитерпены, катоны, лактоны, окиси, сесквитерпены, сульфиды, сложные эфиры кислот, терпеновые углеводы, фенолы и др.), образующихся в растениях. Они чрезвычайно легкие и обладают сильным ароматическим запахом, жгучие на вкус, почти нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в спиртах, эфире, маслах, смолах. Эфирные масла могут быть бесцветными, желтоватого, темно-коричневого, красного, зеленого и темно-зеленого цвета.
Список литературы
Книги
1. Антонова В.И, Паланов А.В. Лекарственные растения – Вологда, 1999, 312 с.
2. Блинков И.Л. Лекарственные растения в клинике. – М.:Медицина, 2008, 89 с.
3. Блинков И.Л. Растения и лекарства из них. –М.: Медицина, 2010, 165 с.
4. Гринкевич Н.И. Химический анализ лекарственных растений. –М.: Высшая школа, 2003, 97 с.
5. Ковалева Н.Г. Лечат растения. – М.: Медицина, 2011. – 123 с.
6. Кузнецова М.А. Лекарственное растительное сырье и препараты. – М.: Высшая школа, 2013. – 89 с.
7. Лавренов В.К., Лавренова Г.В. Полная энциклопедия лекарственных растений Донбасса. – М.:Олма – пресс, 1999. – 432 с.
8. Машковский М.Д. Лекарственные средства. –М.:Медицина, 2012. – 76 с.
9. Николаев С.М. Лекарствоведение в тибетской медицине. – Новосибирск: Наука, 1989. – 29 с.
10. Царев В.П. 1000 рецептов народной медицины. – М.: Медицина, 2013. 63 с.
11. ШадурскийК.С.Руководство по рецептуре. Минск:Белар., 2013. – 67 с.
12. Щербакова В.Л. Тайны зеленой косметики. – М.: Медицина, 2012. – 98 с.
Статьи
1. Ладынина Е.А. Морозова Р.С Лечение травами // «Химия и жизнь, 1992, №2, 43 с.
2. Ромашов Ф.Н., Фролов А.М. Жизнь без лекарств.- М.: Советская Россия, 2003. – 5 с.
Нормативные документы
Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)
Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)
Требования к программам дополнительного образования (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)
Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)
Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).