kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный проект "Зелёная аптека Рязанского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, и о том, как они помогают людям.

Проект "Лекарственные растения леса" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Зелёная аптека Рязанского края» ориентирован на изучение темы: «Родной край – часть большой страны» из раздела учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Зелёная аптека Рязанского края" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38»










Зелёная аптека Рязанского края

Практико-ориентированный проект










Исполнители: учащиеся 4-А класса

Руководитель: Болховитина Лидия Ивановна,

учитель начальных классов











Г. Рязань

2012 год


ВВЕДЕНИЕ


1. Проблема

Знакомясь со статьёй «Лекарственные растения» на уроке окружающего мира по учебнику для 4 класса Плешакова, мы с учащимися пришли к выводу, что материал, представленный в учебнике по данной теме, недостаточно раскрывает её. Какие лекарственные растения произрастают на территории Рязанской области? Могут ли растения заменить лекарство? Эти вопросы заинтересовали детей, готовых ответов на них не было, и мы захотели самостоятельно найти на них ответы. Творческое название нашего проекта «Зелёная аптека Рязанского края».
Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, и о том, как они помогают людям


2. Актуальность

В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть быстродействующие таблетки, микстуры, но с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой разрушают его, оказывая побочные явления.
Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться с многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. Не зря современная фармакология все чаще и чаще обращается к природным компонентам при разработке лекарственных препаратов. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек
ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты.
Если мы будем знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.


3. Объект исследования:

Предмет исследования:


4. Образовательная область:

Окружающий мир (внеурочная деятельность)

Проект "Лекарственные растения леса" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Зелёная аптека Рязанского края» ориентирован на изучение темы: «Родной край – часть большой страны» из раздела учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4класс.


4. Цели проекта:

Дидактические цели проекта:

  • развитие у учащихся практических и исследовательских умений и навыков;

  • приобщение школьников к умению сохранять и укреплять индивидуальное здоровье;

  • использование и применение школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Методические цели проекта:

  • исследование вопроса, могут ли растения заменить лекарство.

  • создание копилки материалов практической направленности, которые помогут изучить и правильно использовать лекарственные растения Рязанского края (буклеты, книжки-малышки, игры, презентации и др.)


5. Задачи проекта:

Результаты, полученные при анализе входных анкет по теме «Знают ли дети лекарственные растения?», позволили конкретизировать и развить цель в задачах, сформулировать задачи более точно:

Методические задачи проекта:

- выяснить, где растут лекарственные растения,

- узнать, какие болезни лечат лекарственные растения,

- уточнить, какие части лекарственных растений используют в лечебных целях,
- изучить, как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения

Дидактические задачи проекта:

  • научиться анализировать, обобщать и интегрировать полученную информацию;

  • приобщиться к коллективной творческой деятельности, направленной на получение нового, оригинального результата.

6. Сроки и время проведения проекта:

третья учебная четверть, 1 месяц


7. Методы работы
Теоретические: изучение, анализ и собирание литературы о лекарственных растениях, подготовка сообщений и рефератов.
Эмперические: экскурсии и прогулки (в том числе и виртуальные), проведение конкурсов и праздников, выращивание образцов лекарственных растений в классе и дома.

8. Критерии.
Критерии оценивания выполненных работ были заданы до начала самой работы учащихся для того, чтобы результативность была более высокой.

9. Характер контактов в процессе выполнения работы:

внутриклассный


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Перед началом работы в помощь каждому участнику проекта предложена Памятка-помощник в работе над проектом. (Приложение 1)


Работа над проектом содержит 4 этапа:

1 этап – погружение в проект


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формулирует:

Осуществляет:

проблему проекта

личностное присвоение проблемы

сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизации цели и задач

Разговор учителя и ученика

Что в мире всего нам дороже?

Конечно, здоровье, ответишь ты мне.

А как сохранить его, знаешь?

Конечно, ответишь ты мне.

Я знаю аптеки "Зеленые цены", и "Здрава",

"Семейная", всех их не счесть.

В них можно купить все лекарства.

И жить без болезней аж сто десять лет.

Но химия-это же вредно!

И где навредишь, не узнаешь сейчас.

Зато это быстро, мгновенно,

Здоровья эффект видишь ты через час.

А знаешь ли ты, что в природе лекарства безвредные есть?

Растут возле дома, дороги, повсюду - названий не счесть.

Конечно, я знаю немного растений,

Они ведь известны давно: малина, шиповник, лук да чеснок.

А хочешь узнать о них больше, чем в книжке дано?

Что лечат, когда собирать, как сушить,

Готовить отвары, настои и прочее?

Здесь требуется только желанье твое.

Узнай о зеленых друзьях все полезные свойства

Учись применять их себе не во вред.

Конечно, тогда проживешь ты без химии

Счастливые долгие сто десять лет!

"Нет растения, чтобы не было лекарственным.     Нет болезни, чтобы не излечили растения"                                                         Авицена                 

На этом этапе создания проекта, который включал в себя выбор проблемы и темы, разработку целей и задач, в классе среди учащихся было проведено первичное анкетирование по теме. Анкета содержала 6 вопросов: (Приложение 2)

1.      Какие растения называются лекарственными?

2.      Какие растения лечат?

3.      Знаешь ли ты правила сбора лекарственных растений?

(когда, как собирают, как сохраняют и т.д.).

4.      Знаешь ли ты правила поведения в лесу?

5.      Лечат ли вас лекарственными растениями?


6. Что бы вам хотелось знать о лекарственных растениях?


Результаты, полученные при анализе анкет, позволили сделать однозначный вывод: ученики нашего класса хорошо знают правила поведения в лесу, но имеют недостаточно сведений о лекарственных растениях нашего Рязанского края и их волшебных свойствах, затрудняются назвать, какими лекарственными растениями их лечат мамы и бабушки. Тема о зелёных целителях вызвала живой интерес, захотелось узнать о них больше, поэтому решили продолжить изучение лекарственных растений самостоятельно во внеурочное время, создав проект «Зелёная аптека Рязанской области»

На этом же этапе были установлены сроки выполнения работы, достаточные, на наш взгляд, для достижения цели, для получения необходимых результатов.
В рамках данного проекта мы выясним, почему растения называются лекарственными, изучим справочники лекарственных растений, выясним, какие целебные растения произрастают в нашей местности, в чём их польза для человека. Научимся правильно собирать травы, сушить и использовать их в лечебных целях.


2 этап – организация деятельности


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

организовать группы

разбивку на группы

распределить задания в группах

распределение ролей в группе

спланировать деятельность по решению задач проекта

планирование работы

возможные формы презентации результатов

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов



Учениками класса была выдвинута гипотеза:

Лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства в виде таблеток и порошков.


Необходимы были доказательства.

Было сформировано 4 группы учащихся, объектами их исследований стали следующие вопросы:

1 группа: Где растут лекарственные растения?

2 группа: Какие болезни лечат лекарственные растения?

3 группа: Какие части лекарственных растений используют в лечебных целях?

4 группа: Как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения?


3 этап – осуществление деятельности


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

консультирует учащихся по необходимости

каждый в соответствии со своим заданием и сообща

ненавязчиво контролирует

консультируется по необходимости

дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

«добывают» недостающие знания

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

готовят презентацию результатов


Как в вашей семье используют лекарственные растения?

Почему их нужно беречь?

Какие растения называют лекарственными?

Нужно ли знать свойства лекарственных растений?

Какие правила необходимо соблюдать во время сбора растений, чтобы их численность не уменьшалась?

Какие лекарственные растения произрастают в вашем регионе?

В каких случаях помогают лекарственные растения?

  • Почему растения исчезают?

  • Почему они нуждаются в охране?

Как правильно собирать и сушить лекарственные растения?

Какими лекарственными растениями пользуются в вашей семье, когда болеют?

  • Какие растения называют лекарственными?

  • Какими рецептами пользуются в вашей семье, когда болеют?

Сможет ли растение залечить раны, оставленные человеком?

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?



4 этап – презентация


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подводит итоги обучения:

Демонстрируют:

обобщает и резюмирует полученные результаты

понимание проблемы, цели и задач

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.

умение планировать и осуществлять работу

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

найденный способ решения проблемы

 

рефлексию деятельности и результата

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.



По окончании всей работы организовано чаепитие с использованием лекарственных трав, в сборе которых принимали участие дети и родители.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что дети могут выступить в роли ведущего, т.е.экскурсовода, могут поделиться впечатлениями о проделанной исследовательской работе.

Возможность развития проекта.

С данной темой мы вышли за рамки классов 4-ой параллели. Частично реализовали в других классах. Выступили перед учащимися школы на предметной неделе, посвященной здоровому образу жизни, на педагогическом совете учителей и собрании родителей.
В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.


первый этап классно - урочный:

4.Этапы и
Создание проекта включало в себя 5 этапов.
6.Работы участников проекта
В результате проведённой работы группами учащихся были представлены 3 презентации,
схема «Формы применения лекарственных растений», кроссворд, буклет, которые явились ответом на основополагающий вопрос: могут ли растения заменить лекарство? Представлены:
Презентация «Дикорастущие лекарственные растения»,
Презентация «Культивируемые лекарственные растения»,
Презентация «ядовитые лекарственные растения»,
Схема «Формы применения лекарственных растений»,
Буклет,
Крооссворд.

По комплексности:

- работа выполнена в рамках образовательной области "Литературное чтение" во внеурочное время.

По характеру контактов в процессе выполнения работы:

 - внутриклассный

По продолжительности выполнения работы:

- среднесрочные проекты.

, развивать навыки поисково-исследовательской деятельности,

Дети с осознанно анализируют работу друг друга – им помогают оценочные листы:


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Баллы

Постановка цели


Цель не сформулирована


Цель определена, но план её достижения отсутствует


Цель определена, дан краткий план её достижения


Цель определена, дан подробный план её достижения


Разнообразие источников информации


Использована неподходящая информация


Большая часть предложенной информации не относится к теме работы


Работа содержит незначительный объём информации


Работа содержит достаточно полную информацию из разных источников


Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе


Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора


Автор проявил незначительный интерес к теме проекта,


Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, проявились элементы творчества


Работа отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к проблеме.


Письменная часть


Письменная часть проекта отсутствует


В письменной части отсутствуют установленный порядок и структура


Предприняты попытки оформить работу в соответствии с правилами.


Работа отличается чётким, грамотным оформлением в соответствии с правилами


Качество презентации


Презентация не проведена


Материал изложен, однако автору не удалось заинтересовать зрителей.


Автору удалось вызвать интерес слушателей, но он вышел за рамки регламента.


Автору удалось вызвать интерес слушателей и уложиться в регламент



Итого:





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебный проект "Зелёная аптека Рязанского края"

Автор: Болховитиа Лидия Ивановна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация учебного проекта "Зелёная аптека Рязанского края" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-uchiebnogho-proiekta-zielionaia-aptieka-riazanskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "227442"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440708766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства