Просмотр содержимого документа
«« Жизнь и быт народов Кубани. Казачьи станицы»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Технологическая карта урока кубановедения во 2 классе
« Жизнь и быт народов Кубани. Казачьи станицы»
п подготовила:
учитель начальных классов
Герасимиди Татьяна Сергеевна
ст. Переправная,2017 г.
Тема: «Жизнь и быт народов Кубани. Казачьи станицы».
Цели:
1. Дать представление о том, что Краснодарский край издавна являлся многонациональным.
2. Познакомить с архитектурными и строительными традициями людей разных национальностей, проживавших на территории Краснодарского края.
3. Дать представление о том , что при строительстве использовался архитектурный опыт разных народностей.
Оборудование :мультимедийная презентация.
Оборудование:
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
Материал для проектной деятельности: силуэт коврика,
Формаурока: урок – семинар-викторина
Тип урока: закрепление
Формы организации познавательной деятельности учащиеся: фронтальная, работа в парах, в группах.
Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в парах и оценивать товарища.
№
п\п
Слайд
Ход урока
Примечания
1.
Слайд 1.
Орг.момент.
Сообщение темы и цели урока.
2.
Слайд 2 .
Введение в тему урока:
Все в жизни дается трудом нам:
И хлеб наш насущный,
и кров,
и каждая новая домна,
и каждая сторочка стихов.
За скромной героикой будней,
За всем, чем заполнена жизнь,
Встают созидатели - люди-
Попробуй о них расскажи.
Я знаю: мне надо годами
Любить самому и страдать,
Чтоб мог я простыми словамти
Об этом другим рассказать.
Виктор Подкопаев
3.
Слайд 3.
-О ком говорит автор в своем стихотворении?
-Кто такие «созидатели»?
-Вот как объясняют слово в толковом словаре русского языка:
«Созидатель -творец чего либо».
-Подберите к этому слову близкие по значнию слова. Отгадайте кроссворд:
1. Под одним колпаком - семь казаков.
Желтое солнышко, а в нем черные домики.
Золотое полотно крупным бисером полно.
(Подсолнух)
2.В лесу расте, у коня кохается,
у бабы телепается.
(Сито)
3.Сидит Феофан в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любят нас
(Хата)
4.Сом с одним усом.
(Кнут)
5.Стоить Антошка на одной ножке,
его шукають, а вин не отклыкается.
(Гриб)
6.На горе-горушке, стоит старушка, руками машет,
Хлеба просит, даешь ей хлеба -
назад отдает.
(Мельница)
7.Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
искать царю чести, а себе славы.
(Казаки)
- Какое слово получилось в выделенном столбце? (СТАНИЦА)
1.П
О
Д
С
О
Л
Н
У
Х
2.С
И
Т
О
3.Х
А
Т
А
4.К
Н
У
Т
5.Г
Р
И
Б
6.М
Е
Л
Ь
Н
И
Ц
А
7.К
А
З
А
К
И
Станица - Большое казачье селение (толковый словарь Ожогова)
Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Открыть ссылку в презентации через щелчок.
4.
Слад 4.
Актуализация знаний.
-Вспомните, люди каких национальностей проживают на территории Краснодарского края?
5.
Работа по теме урока:
Слайд 5.
- Вы знаете, что территорию Краснодарского края с древности заселяли первобытные люди. Их жилищем были пещеры, которых много обнаружено по побережью черноморского побережья, в горах Кавказа.
-Позже люди научились строить хижины из шкур и костей животных.
-Можно ли сегодня построить такое жилище?
-Почему? Будет ли оно крепким и надежным, теплым, уютным?
-Кости каих животных могли использовать древние люди?
6.
Слайд 6.
-Такое жилище нашли при археологических раскопках на территории станицы Ильской.
7.
Слайд 7.
-Прошли тысячелетия, прежде, чем люди научились строить жилища, напоминающие корзины, обмазанные глиной , с крышей из соломы и камыша.
-Так выглядело жилище меота. Вспомните, кто это ?
-Опишите по картинке, как выглядело жилище снаружи и внутри.
Открыть ссылку в презентации через щелчок.
8.
Слайд 8.
-Позже на территории Черноморского побережья стали селиться греки. В основном на керчинском полуострове.
- На территории нашего края , в районе города Анапа ,археологи нашли следы древних греческих поселений-Синдской Гавани, названной Горгиппией, а на Таманском полуострове процветал город Гермонасса.
9.
Слайд 9.
-Греки основали первые города. На улицах стояли домики сельского вида, принадлежавшие беднякам, и усадьбы зажиточных горожан. Внеутреннее убранство дома былокрасивым и аккуратным.
10.
Слайд 10.
-Итак, предки людей каких нацилональностей осваивали территорию Краснодарского края в древности?
- Натухайцы – крупное воинственное племя адыгов, аулы которых располагались в горах, ближе к морю.
Дома они строили из хвороста, переплетающие вбитые в землю колья и обмазывали их глиной.
11.
Слайд 11.
-До переселения казаков основным населением были адыги.
-Первые казаки появились на Кубани в августе 1792 года на берегу Тамани.
-Ими и были освоены большинство городов , поселений и станиц края. Места для первых пристанищ определялись жребием, а названия переселенцы принесли с собой с Украины от имен известных казаков, например ст. Титоровская, ст. Васюринская, ст. Мышастовская, или городов Полтава- ст.Полтавская, Корсунь - ст.Корсунская.
-А что означает слово «казак»? Правильно, вольный человек.
- Казаки живо интересовались обычаями и традициями черкессов. В результате общения с местным населением казаки отличались друг от друга и были не похожи на русских.
Открыть ссылку в презентации через щелчок.
12.
Слайд 12.
- Свои хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Это был каркас из прутьев, обмазанный глиной.
-Кто еще использовал такой способ строительства?
-Пол был глинобитный, хату белили.она делилась на два помещения –великая хата с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе распологались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок.Оградой служил плетень из хвороста или камыша.
13.
Слайд 13.
- В 1890-1896 годах в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось их массовое бегство на авказ.армяне первоначально строили дома без фундамента. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю.Пол в жилище был земляной.
14.
Слайд 14.
-В 1896 году по решению правительства в районе Анапы были поселены 1021 человек из Германии по решению правительства, для повышения культуры местного населения.
-Немцы вызывали всеобщее уважение своей аккуратностью и трудолюбием. Их дома строились на высоком фундаменте с высоким цоколем. Крыши были двускатные, крытые черепицей, потолки в домах высоки.оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли, так не заводились грызуны и гниль.
15.
Слайд 15.
Итог урока:
- Мы узнали на уроке, в каких домах жили люди, населявшие территорию Кавказа и Черноморского побережья в прошлом.
-Какие выводы вы сделали из услышанного,что нового узнали?
Выводы:
1.Территорию нашего края населяет много различных народностей и национальностей.
2.Коренными жителями исторически являются адыги.
3.У народов, населяющих территорию нашего края много общего.
4.Люди разных национальностей, проживающие по соседству перенимали опыт друг у друга и использовали его при строительстве.
16.
Слайды 16-17
-Викторина покажет, насколько внимательны вы были на уроке.
17.
-Что нового узнали на уроке?
-Активны на уроке были учащиеся…
Приложение 1.
Викторина по теме урока.
1.Какой древний народ являлся предками адыгов?/ Меоты/
2. Куда высадились первые казаки ? / Тамань/
3. Какой народ при строительстве сыпал под порог известь? /Немцы/
4. Как называлось селение адыгов? /Аул/
5. Какой древний народ строил усадьбы? /Греки/
6.Кто из переселенцев вынужден был бежать из Турции? / Армяне/
7.Как назывался древний греческий город, расположенный на территории Анапы? / Горгиппия/
8.Как называют человека, который творит, придумывает создает? /Созидатель/
9. Определите, кому принадлежит жилище? ( Слайд 16)
10.Какие предметы являются лишними в доме казака? ( Слайд 17)
2.Мирук М.В., Науменко Т.А.Введение в историю Кубани:Учебное пособие для учащихся начальной школы.-Краснодар:ОИПЦ «Перспективы образования»,2004.
3.Паскевич Н.Я.Любимый уголок земли: учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений.-Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования»,2005.
4.Твердый А.В.Очерки по истории северо-западного Кавказа.