Просмотр содержимого документа
«Занимательная грамматика»
Тема: Состав слова
Цели урока:
- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное;
- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- представлять информацию в виде схемы.
Ход урока
1 Этап: Мотивационно-целевой
Добрый день мои друзья
Встали ровно. Тишина.
Всё внимание сюда.
Гости к нам пришли сегодня
Посмотреть на то, как вы-
Научились заниматься,
Результатов добиваться.
Добросовестно учиться,
Не лениться, а трудиться.
Громко, чётко отвечать и знанья получать.
Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А помогут вам в этом
Игра «Перевёртыши» Слайд
Яинанз (знания)
Яинему (умения)
Еинаминв (внимание)
Уклакемс (смекалка)
Абжурд (дружба)
Словарные слова: слайд
Записать на листочках ,что получилось?( СОСТАВ)
Как вы думаете состав чего?
Что такое вообще состав,где встречается это слово? слайд
Как же звучит тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? Слайд
Закрепим умение разбирать слова по составу,.
Проверим наши знания о значимых частях слова.
Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы
.
Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.
С нами сегодня на уроке будет Профессор Отвечайкин:
Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте сядем мы в ракету
И прямо в космос полетим.
Ведь и для нас осталось
Еще немало мест,
Пока что не открытых,
Или давно забытых.
Учитель:
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику
. - Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)(5гр)
Как можно одним предложением сказать,что такое словообразование
СЛОВООРАЗОВАНИЕ – раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.(6 гр)
Из каких частей состоит слова?
- Эти части называются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.
Профессор Отвечайкин:
Друзья! Моя задача такова —
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Учитель:
-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?
(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)
Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков
Итак первая наша планета,которую мы посетим это планета
Отгадайте -ка какая?
А для этого вам нужно прочитать стих-е на карточках
Чтение стих я про сад.
Как то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым-был он только словом.
Это слово-слово корень,разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-стало много новых слов.
Вот из сада, вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идет
Очень интернесно
Гулять в саду словесном.
О каком саде идет речь?(сад-это слова)
Какие плоды принесло это дерево? Родст слова
Какие родственны слова вы встретили?
Какие слова называются родст-ми?что у них общего?
Родственные слова –слова,которую имеют общую чась и близкие по значению
Итак мы с вами попали на Главную планету - планета Корней.
Что такое корень? Общую часть родственных слов называют корнем.
Корень чего еще может быть? - (Корень — «подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»). Слайд
- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из части слова?
- Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.
У слов корень — это самое важное, самое главное.
Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.
- Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, дом,вода.ночь,рыба,гриб) Ребята работают по группам – Слайд
Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?
Перед вами дерево с корнем ,вам нужно подобрать однокоренные слова.
С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?
Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:
(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.Слайд
- Предлагаю вам задание на выбор.
Составьте предложение из слов, выделите приставки.
Как пишутся слова с приставками и предлогами?
Слова антонимы Выходить, налить, убежать-,зацвести-,уехать-.
Физминутка Берегите глаза
Планета Суффиксов
После корня он стоит,
Перед окончанием
Его если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называя суффиксом.
- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)
Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.
Рыбка, дубок, горка, норка.
Тракторист, пианист, танкист, печник.
Хвостище, глазоньки, усище, когтище.
Работа в группах
Нужно образовать слова с помощью суффиксов с уменьшительным значением
1)Большой-маленький сущ 1 гр
Гвоздь-гвоздик стружка-стружечка стекло-стеклышко
Рама-рамочка доска-досточка кирпич-кирпичик
Стул-стульчик солнце-солнышко звезда-звездочка
2)Заяц белый, а зайчонок. (беленький).
Шарф синий, а шарфик. (синенький)
Береза тонкая, а березка (тоненькая).
Дом низкий, а домик. (низенький).
серый — серенький ( 2 гр)
вкусный — вкусненький
сладкий — сладенький
тонкий — тоненький
умный — умненький.
3)У кого какая мама»
Словарный материал:
львица зайчиха теленок (корова)
тигрица олениха ягнёнок (овца)
лисица ежиха жеребенок (лошадь)
волчица поросенок (свинья) 3 гр
медведица цыпленок (курица)
верблюдица
4) «Назови профессию»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.
часовщик строитель пианист
крановщик учитель танцор
каменщик летчик тракторист 4 гр
стекольщик моряк аптекарь
5,6)
«Поиграем». Слайд
Он слон – она слониха, Он лось – она лосиха, Он кот – она _________.
- Какой суффикс в названиях животных?
Он тигр – она тигрица, Он осел – она ослица, Он козел – она _________.
- Какой суффикс в названиях животных?
Просить,косить,дружить------б какие части речи получились от каких слов гл-сущ (хором)