kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательная грамматика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

-  развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное,  обобщать изученное;

- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- представлять информацию в виде схемы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная грамматика»

Тема: Состав слова

Цели урока:

- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное;

- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- представлять информацию в виде схемы.

Ход урока

1 Этап: Мотивационно-целевой

Добрый день мои друзья

Встали ровно. Тишина.

Всё внимание сюда.


Гости к нам пришли сегодня

Посмотреть на то, как вы-

Научились заниматься,

Результатов добиваться.

Добросовестно учиться,

Не лениться, а трудиться.

Громко, чётко отвечать и знанья получать.


Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А помогут вам в этом

Игра «Перевёртыши» Слайд

Яинанз (знания)

Яинему (умения)

Еинаминв (внимание)

Уклакемс (смекалка)

Абжурд (дружба)


Словарные слова: слайд

Записать на листочках ,что получилось?( СОСТАВ)

Как вы думаете состав чего?

Что такое вообще состав,где встречается это слово? слайд

Как же звучит тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? Слайд

  1. Закрепим умение разбирать слова по составу,.

  2. Проверим наши знания о значимых частях слова.

Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы

.

Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

С нами сегодня на уроке будет Профессор Отвечайкин:

Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте сядем мы в ракету

И прямо в космос полетим.

Ведь и для нас осталось

Еще немало мест,

Пока что не открытых,

Или давно забытых.



Учитель:

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику

.
- Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)(5гр)

Как можно одним предложением сказать,что такое словообразование

СЛОВООРАЗОВАНИЕ – раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.(6 гр)

Из каких частей состоит слова?

- Эти части называ­ются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.

Профессор Отвечайкин:

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Учитель:

-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?

(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)

  1. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков

Итак первая наша планета,которую мы посетим это планета

Отгадайте -ка какая?

А для этого вам нужно прочитать стих-е на карточках

Чтение стих я про сад.

Как то много лет назад

Посадили странный сад

Не был сад фруктовым-был он только словом.

Это слово-слово корень,разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло-стало много новых слов.

Вот из сада, вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идет

Очень интернесно

Гулять в саду словесном.

О каком саде идет речь?(сад-это слова)

Какие плоды принесло это дерево? Родст слова

Какие родственны слова вы встретили?

Какие слова называются родст-ми?что у них общего?

Родственные слова –слова,которую имеют общую чась и близкие по значению

Итак мы с вами попали на Главную планету - планета Корней.

Что такое корень? Общую часть родственных слов называют корнем.



Корень чего еще может быть? - (Корень — «подземная часть растения, посредством кото­рой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»). Слайд

- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из час­ти слова?

- Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.

У слов корень — это самое важное, самое главное.

Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.

  1. - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, дом,вода.ночь,рыба,гриб) Ребята работают по группам – Слайд

  2. Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

Перед вами дерево с корнем ,вам нужно подобрать однокоренные слова.

Лес дом вода

Лесок домик водичка

Лесочек домище подводный

Лесище домовой водяной

Лесовик домишко водный

Лесник домашний водица

Лесничий бездомный наводнение

Лесничество надомный паводок

лесишко домовладелиц водица

Лесной домосед водоем

лесоруб домовая водолаз

подлесок домина водопад


Ночь,ночной,ночлег,ноченька,полночь,ночевка,полуночной,ночка,ночлежка,ночник,ночевать,переночевать.

Рыба,рыбка,рыбочка,рыбеха,рыбица,рыбешка,рыбак,рыбный,рыбалка,рыболов,безрыбье

Гриб,грибной,грибок,грибочек,грибник,грибоед,грибовод,грибковый,противогрибковыйй,грибница,грибовар




Кто больше составил слов,тот и победил получит Звездочку

(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).

Найдите пары однокоренных слов Слайд

А как вы думаете на какую планету теперь мы полетим

А давайте узнаем

Что это ?Конечно приставка Слайд

Планета Приставок

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

Что вы знаете о приставке как части слова?

1) Ребята, посмотрите, пожалуйста, и образуйте новые слова при помощи приставок от слова «шёл»

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл)

Лететь,у-,вы,до-,об-,пере-,при,за-,под-,на-,про-,в-,от


Бег,пробег,забег,выбегать,убегать,прибегать,сбегать,побег,разбег,набег,перебегать,



Писать,на-,про-,за-,вы-,о-,пере-,под-,до-,рас-,с-


Ехать,с-,об-,пере-,за-,при-,по-,вы-,до-,у-,под-

С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?



Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.Слайд

- Предлагаю вам задание на выбор.

Составьте предложение из слов, выделите приставки.

Как пишутся слова с приставками и предлогами?


Слова антонимы Выходить, налить, убежать-,зацвести-,уехать-.

Физминутка Берегите глаза


Планета Суффиксов

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «стро­ительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

  1. Рыбка, дубок, горка, норка.

  2. Тракторист, пианист, танкист, печник.

  3. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.



Работа в группах

Нужно образовать слова с помощью суффиксов с уменьшительным значением

1)Большой-маленький сущ 1 гр

Гвоздь-гвоздик стружка-стружечка стекло-стеклышко

Рама-рамочка доска-досточка кирпич-кирпичик

Стул-стульчик солнце-солнышко звезда-звездочка

2)Заяц белый, а зайчонок. (беленький).

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик. (низенький).

серый — серенький ( 2 гр)

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

3)У кого какая мама»

Словарный материал:

львица                      зайчиха                             теленок (корова)

тигрица                    олениха                             ягнёнок (овца)

лисица                      ежиха                                жеребенок (лошадь)

волчица                                                              поросенок (свинья) 3 гр

медведица                                                          цыпленок (курица)

верблюдица     

        4) «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.

часовщик                 строитель                          пианист

крановщик               учитель                             танцор

каменщик                 летчик                               тракторист 4 гр

стекольщик               моряк                               аптекарь         

5,6)                                        



«Поиграем». Слайд

Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

Он тигр – она тигрица, 
Он осел – она ослица,
Он козел – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?


Просить,косить,дружить------б какие части речи получились от каких слов гл-сущ (хором)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Занимательная грамматика

Автор: Жакипова Надежда Валерьевна

Дата: 14.02.2019

Номер свидетельства: 499795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Проект Использование занимательной грамматики на уроках родного языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "proekt_ispolzovanie_zanimatelnoi_grammatiki_na_urokakh_rodnogo_iazyka_i_literatu"
    ["file_id"] => string(6) "530474"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575566272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Занимательная грамматика" (внеурочная деятельность 1 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413097230"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Программа кружка "Занимательная грамматика" "
    ["seo_title"] => string(46) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "128101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415437992"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Внеклассное мероприятие «Занимательная грамматика» в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zanimatiel-naia-ghrammatika-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "172585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423838003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства