kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загадки на занятиях по математике в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадки расширяют кругозор детей,развивают любознательность и пытливость, тренирует память и мышление.Они могут быть использованы учителем как во время урока, так о во внеклассной работе и во время отдыха,так как всегда интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дает положительные результаты, так кк они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление. Предложенный материал показывает возможность использования загадок на уроках матемтики в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загадки на занятиях по математике в начальной школе »

Загадки на занятиях по математике



Загадки расширяют кругозор детей, разви­вают любознательность и пытливость, трени­руют внимание, память, мышление. Они мо­гут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе, во время отдыха, так как всегда интересны детям.

Практика показы­вает, что применение загадок на уроках ма­тематики дает положительные результаты (особенно при обучении шестилеток), так как они знакомят детей с окружающим ми­ром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.

На уроках математики и во внеклассных занятиях можно использовать загадки, со­держащие, например:

различные числа:

У него четыре лапки,

Лапки — цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он — гроза для мышей.

(Кот.)

Черненькая, хвостатенькая,

Не лает, не кусает,

А из класса в класс

Не пускает.

(Двойка.)

математические отношения:

Чем больше из нее берешь,

Тем больше она становится.

(Яма.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь в 10 раз умней.

(Книга.)

единицы измерения величины:

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор.)

При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Например, учи­тель предлагает детям отгадать загадку:



Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет.

(Подушка.)

После того как дети назвали отгадку, учи­тель просит их вспомнить,- какое число про­звучало в загадке, объясняет, как изобра­жается число 4; предлагает найти это число в кассе цифр и сметного материала и показать соответствующую карточку.

Сконцентрировав внимание на числе 4, учитель мо­жет провести обычную для урока математики работу — попросить детей назвать предыду­щие и последующие числа или сказать, между какими числами расположено 4 в числовом ряду; сказать, как можно получить число 4, составить все примеры на сложение с ответом 4 (изучение состава числа), сделать соответ­ствующие записи в тетради или составить с помощью разрезных цифр.

Приведем загадки, с которыми можно по­знакомить детей при изучении нумерации чи­сел в первом десятке.

  1. Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел.)

2. Деревянные сестрички,

Две сестрички-невелички,

Застучали по бокам,

Я ответил: трам-там-там.

(Барабан.)

3. Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный — Стоп!

Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз — погоди,

А зеленый — проходи!

(Светофор.)

4. Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита.)

  1. На лесенке-стремянке

Развешаны баранки.

Щелк да щелк — пять да пять

Так мы учимся считать.

(Счеты.)

Пять ступенек — лесенка,

На ступеньках — песенка.

(Ноты.)

6. На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина.

(Град.)

Дом без окон и дверей,

Как зеленый сундучок,

В нем шесть кругленьких детей

Называется...

(Стручок.)

  1. Приказало солнце — стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга,)

  1. Восемь ног как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!

(Паук.)

  1. Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.

(Девять.)

10. Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней

Станешь в 10 раз умней.

(Книга.)





Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной.

(Трактор.)

Особенно полезны загадки, по тексту кото­рых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и написать или показать ее. Такие загад­ки, как и стихотворения С. Я. Маршака «От 1 до 10» («Веселый счет»), помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию. Перво­классники с удовольствием откликаются на предложение учителя подумать, какая цифра о себе сказала:

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружочков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружочков!

Или отгадать, что это за цифра:

Вид ее — как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи — нет.

(Двойка.)

Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет.

(Шесть.)

После того как кто-нибудь из учащихся правильно ответит на вопрос, можно продол­жить работу с загадкой. Попросить детей найти в классе карточку с цифрой 6, пере­вернуть ее и ответить, какая цифра получи­лась. На сколько 9 больше 6? Каким дей­ствием можно узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? После этого дети могут записать пример в тетради или составить его с помощью разрезных цифр.

Любая загадка — это логическое упраж­нение, при выполнении которого ребенок учится выделить количественный, стороны предмета (абстрагирование), а также нахо­дить предмет по нескольким перечисленным

признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков (детям трудно учитывать все признаки предмета) и от того, насколько они характерны для данного объекта. По­этому чем младше дети, тем меньшее коли­чество признаков должно содержаться в за­гадке, но они должны быть наиболее харак­терными для данного предмета, например:



Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

(Паровоз.)

Ем я уголь, пью я воду.

Как напьюсь — прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колес

И называюсь...

(Паровоз.)

Первая из загадок более легкая, так как небольшое количество условий и имитация звуков помогают быстро найти отгадку; вто­рая содержит больше признаков, которые необходимо учесть, но рифмованность текста с отгадкой тоже облегчает поиск правиль­ного ответа.

Если загадка вызывает затруднение детей, то не следует торопиться говорить ответ. Надо попытаться помочь детям: сказать, что в загадке рассказывается о животном или предмете домашнего обихода, о явлении при­роды или ягоде. Например, после чтения загадки:

Танцует крошка,

А всего одна ножка.

(Волчок, юла.)

можно спросить учащихся, о какой детской игрушке идет речь. Это указание сужает поиски и облегчает нахождение отгадки.

Для того чтобы дети отгадали загадку, они должны быть знакомы с предметом или явле­нием, о котором идет речь, наблюдать его. С другой стороны, загадки про один и тот же предмет, позволяющие показать его с разных сторон, способствуют расширению знаний об окружающем мире, например:

Овсом его не кормят, Тридцать три родных сестрицы —

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

(Буквы.)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь — сороконожка

По дорожке той ползет,

Весь обоз одна везет.

(Поезд.)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колос.)

Не живой я, но шагаю,

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Экскаватор.)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем — миллион.

(Муравейник.)

После того как дети отгадают загадку и хотя бы кратко пояснят, какие слова в тексте помогли им в этом, можно предложить с по­мощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке: опре­делить, сколько в нем десятков и единиц, назвать число единиц каждого разряда, пре­дыдущее и последующее числа, представить число в виде суммы разрядных слагаемых и т. п.

Загадки могут использоваться при изуче­нии темы «Меры времени». Так, загадка:



Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка — только раз,

Та, что выше, — каждый час.

(Стрелки часов.)

может привлечь внимание учащихся к движе­нию стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). На­пример, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой), какую долю циферблата отделяют стрелки (1/4).



На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят с боем и без боя.

Всем нужны — и нам с тобою.

(Часы.)

Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, Не воротятся назад.

{Дни недели.)

При знакомстве учащихся с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет —

Весь лист опадет.

(Календарь.)

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 сокола,

Выпускали 365 лебедей.

(Месяцы, недели, дни.)

В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количественные соотно­шения между мерами времени служат основ­ными (характеристическими) признаками, по которым учащиеся определяют отгадку. Очень часто дети стараются запомнить загад­ку, чтобы загадать ее ! друзьям или роди­телям, подчас не подозревая, что тем самым заучивают таблицу мер времени.

Основные соотношения между мерами вре­мени очень своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произ­ведение дети воспринимают как большую загадку, в которой по количественным при­знакам нужно определить: каких птиц вы­пустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по 4 крыла, что это за 7 перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, другая — чер­ная».

Чтобы научить ребенка отгадывать загадки, ему надо помочь установить (хотя бы в общем виде), что и где искать, выявить все оставшиеся признаки, предположить отгадку и до­казать, что она удовлетворяет всем требова­ниям загадки. Не надо забывать, что загад­ки — это первые логические упражнения, доступные младшим школьникам, поэтому дети испытывают определенные трудности.

Для обучения детей отгадыванию загадок, можно использовать следующий прием: учи­тель читает загадку по частям, спрашивая детей, что или кто обладает этим свойством; по мере перечисления признаков остается все меньшее число объектов, пока не найдется отгадка. Рассмотрим применение этого приема.

Учитель читает первую строчку (один при­знак) загадки: На четырех ногах стою... и предлагает ученикам подумать, кто (что) может стоять на четырех ногах. Дети назы­вают лошадь, медведя, собаку... и стол, стул и т. п.

Учитель продолжает чтение загадки или читает две первые строчки: Ходить же вовсе не могу... и спрашивает, какой вывод можно сделать. (Это не живые существа.) Дети вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, кро­вать, диван, шкаф и т.п. Затем учитель заканчивает "чтение загадки: На мне ты лю­бишь отдыхать, когда устанешь ты гулять,— и дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих пред­метов является правильной отгадкой, т, е. это пример загадки с несколькими отгадками.

Часто дети стремятся быстрее дать ответ, не дослушав загадку до конца, не проверив все перечисленные в ней признаки. Чтобы исправить этот недостаток, желательно хотя бы изредка давать загадки, чем-то похожие, но имеющие разные отгадки, например:

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце станет,

Туда он и глянет.

(Подсолнух.)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Его ищут,

А он не откликается.

(Гриб.)

После отгадывания загадки задача учите­ля добиться обоснованного, доказатель­ного ответа на вопрос «Как ты догадался? Объясни». Это заставляет ребенка еще раз (но уже вслух) выделить все признаки, ука­занные в загадке, и сопоставить их с отгад­кой. Такая работа развивает логическое мыш­ление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и разли­чия предметов и явлений. Все это в дальней­шем будет способствовать формированию обобщений, умению давать определения по­нятиям (по ближайшему роду и видовому отличию), развитию мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Загадки на занятиях по математике в начальной школе

Автор: Халилова Елена Владимировна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Факультатив "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(39) "fakul-tativ-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "117374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779750"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы методического объединения учителей начальных классов "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-mietodichieskogho-obiedinieniia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "171649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423690507"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства