Загадки на занятиях по математике в начальной школе
Загадки на занятиях по математике в начальной школе
Загадки расширяют кругозор детей,развивают любознательность и пытливость, тренирует память и мышление.Они могут быть использованы учителем как во время урока, так о во внеклассной работе и во время отдыха,так как всегда интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дает положительные результаты, так кк они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление. Предложенный материал показывает возможность использования загадок на уроках матемтики в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Загадки на занятиях по математике в начальной школе »
Загадки на занятиях по математике
Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе, во время отдыха, так как всегда интересны детям.
Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дает положительные результаты (особенно при обучении шестилеток), так как они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.
На уроках математики и во внеклассных занятиях можно использовать загадки, содержащие, например:
различные числа:
У него четыре лапки,
Лапки — цап-царапки,
Пара чутких ушей.
Он — гроза для мышей.
(Кот.)
Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс
Не пускает.
(Двойка.)
математические отношения:
Чем больше из нее берешь,
Тем больше она становится.
(Яма.)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь в 10 раз умней.
(Книга.)
единицы измерения величины:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор.)
При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Например, учитель предлагает детям отгадать загадку:
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(Подушка.)
После того как дети назвали отгадку, учитель просит их вспомнить,- какое число прозвучало в загадке, объясняет, как изображается число 4; предлагает найти это число в кассе цифр и сметного материала и показать соответствующую карточку.
Сконцентрировав внимание на числе 4, учитель может провести обычную для урока математики работу — попросить детей назвать предыдущие и последующие числа или сказать, между какими числами расположено 4 в числовом ряду; сказать, как можно получить число 4, составить все примеры на сложение с ответом 4 (изучение состава числа), сделать соответствующие записи в тетради или составить с помощью разрезных цифр.
Приведем загадки, с которыми можно познакомить детей при изучении нумерации чисел в первом десятке.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел.)
2. Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам,
Я ответил: трам-там-там.
(Барабан.)
3. Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный — Стоп!
Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз — погоди,
А зеленый — проходи!
(Светофор.)
4. Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита.)
На лесенке-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк — пять да пять
Так мы учимся считать.
(Счеты.)
Пять ступенек — лесенка,
На ступеньках — песенка.
(Ноты.)
6. На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
(Град.)
Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей
Называется...
(Стручок.)
Приказало солнце — стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга,)
Восемь ногкак восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук.)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
(Девять.)
10. Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в 10 раз умней.
(Книга.)
Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной.
(Трактор.)
Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и написать илипоказать ее. Такие загадки, как и стихотворения С. Я. Маршака «От 1 до 10» («Веселый счет»), помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию. Первоклассники с удовольствием откликаются на предложение учителя подумать, какая цифра о себе сказала:
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков!
Или отгадать, что это за цифра:
Вид ее — как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи — нет.
(Двойка.)
Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(Шесть.)
После того как кто-нибудь из учащихся правильно ответит на вопрос, можно продолжить работу с загадкой. Попросить детей найти в классе карточку с цифрой 6, перевернуть ее и ответить, какая цифра получилась. На сколько 9 больше 6? Каким действием можно узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? После этого дети могут записать пример в тетради или составить его с помощью разрезных цифр.
Любая загадка — это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделить количественный, стороны предмета (абстрагирование), а также находить предмет по нескольким перечисленным
признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков (детям трудно учитывать все признаки предмета) и от того, насколько они характерны для данного объекта. Поэтому чем младше дети, тем меньшее количество признаков должно содержаться в загадке, но они должны быть наиболее характерными для данного предмета, например:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу.
(Паровоз.)
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...
(Паровоз.)
Первая из загадок более легкая, так как небольшое количество условий и имитация звуков помогают быстро найти отгадку; вторая содержит больше признаков, которые необходимо учесть, но рифмованность текста с отгадкой тоже облегчает поиск правильного ответа.
Если загадка вызывает затруднение детей, то не следует торопиться говорить ответ. Надо попытаться помочь детям: сказать, что в загадке рассказывается о животном или предмете домашнего обихода, о явлении природы или ягоде. Например, после чтения загадки:
Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Волчок, юла.)
можно спросить учащихся, о какой детской игрушке идет речь. Это указание сужает поиски и облегчает нахождение отгадки.
Для того чтобы дети отгадали загадку, они должны быть знакомы с предметом или явлением, о котором идет речь, наблюдать его. С другой стороны, загадки про один и тот же предмет, позволяющие показать его с разных сторон, способствуют расширению знаний об окружающем мире, например:
Овсом его не кормят, Тридцать три родных сестрицы —
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
(Буквы.)
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь — сороконожка
По дорожке той ползет,
Весь обоз одна везет.
(Поезд.)
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колос.)
Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор.)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион.
(Муравейник.)
После того как дети отгадают загадку и хотя бы кратко пояснят, какие слова в тексте помогли им в этом, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке: определить, сколько в нем десятков и единиц, назвать число единиц каждого разряда, предыдущее и последующее числа, представить число в виде суммы разрядных слагаемых и т. п.
Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени». Так, загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час.
(Стрелки часов.)
может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой), какую долю циферблата отделяют стрелки (1/4).
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят с боем и без боя.
Всем нужны — и нам с тобою.
(Часы.)
Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, Не воротятся назад.
{Дни недели.)
При знакомстве учащихся с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет —
Весь лист опадет.
(Календарь.)
Выходило 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели, дни.)
В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количественные соотношения между мерами времени служат основными (характеристическими) признаками, по которым учащиеся определяют отгадку. Очень часто дети стараются запомнить загадку, чтобы загадать ее ! друзьям или родителям, подчас не подозревая, что тем самым заучивают таблицу мер времени.
Основные соотношения между мерами времени очень своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произведение дети воспринимают как большую загадку, в которой по количественным признакам нужно определить: каких птиц выпустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по 4 крыла, что это за 7 перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, другая — черная».
Чтобы научить ребенка отгадывать загадки, ему надо помочь установить (хотя бы в общем виде), что и где искать, выявить все оставшиеся признаки, предположить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки. Не надо забывать, что загадки — это первые логические упражнения, доступные младшим школьникам, поэтому дети испытывают определенные трудности.
Для обучения детей отгадыванию загадок, можно использовать следующий прием: учитель читает загадку по частям, спрашивая детей, что или кто обладает этим свойством; по мере перечисления признаков остается все меньшее число объектов, пока не найдется отгадка. Рассмотрим применение этого приема.
Учитель читает первую строчку (один признак) загадки: На четырех ногах стою... и предлагает ученикам подумать, кто (что) может стоять на четырех ногах. Дети называют лошадь, медведя, собаку... и стол, стул и т. п.
Учитель продолжает чтение загадки или читает две первые строчки: Ходить же вовсе не могу... и спрашивает, какой вывод можно сделать. (Это не живые существа.) Дети вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, кровать, диван, шкаф и т.п. Затем учитель заканчивает "чтение загадки: На мне ты любишь отдыхать, когда устанешь ты гулять,— и дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих предметов является правильной отгадкой, т, е. это пример загадки с несколькими отгадками.
Часто дети стремятся быстрее дать ответ, не дослушав загадку до конца, не проверив все перечисленные в ней признаки. Чтобы исправить этот недостаток, желательно хотя бы изредка давать загадки, чем-то похожие, но имеющие разные отгадки, например:
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет.
(Подсолнух.)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.
(Гриб.)
После отгадывания загадки задача учителя добиться обоснованного, доказательного ответа на вопрос «Как ты догадался? Объясни». Это заставляет ребенка еще раз (но уже вслух) выделить все признаки, указанные в загадке, и сопоставить их с отгадкой. Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений. Все это в дальнейшем будет способствовать формированию обобщений, умению давать определения понятиям (по ближайшему роду и видовому отличию), развитию мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез).