kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выразительное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач учителя начальных классов

           Сформировать эмоционально развитую, отзывчивую, умеющую сопереживать, воспринимать красоту окружающего мира личность – одно из главных требований к современной школе. Это занимает важное место в проблеме обучения и воспитания младших школьников. Установлено, что выразительное чтение влияет на воспитание нравственных качеств учащихся.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выразительное чтение»

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач учителя начальных классов



Сформировать эмоционально развитую, отзывчивую, умеющую сопереживать, воспринимать красоту окружающего мира личность – одно из главных требований к современной школе. Это занимает важное место в проблеме обучения и воспитания младших школьников. Установлено, что выразительное чтение влияет на воспитание нравственных качеств учащихся.

Чтение можно разделить на два типа: базовое и художественное. Базовое чтение – это навык, овладение которым позволяет воспринимать текст. Значение художественного чтения гораздо шире. Работая над ним, надо решить три задачи:

  • передача настроения текста;

  • расставление акцентов на основных словах;

  • задание оптимального темпа речи.

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение и есть художественное чтение, а художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

Ясная и правильная передача мысли автора – первая задача выразительного чтения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передаёт своё понимание и свою оценку читаемого. Научить выразительно читать своих учеников – это одна из главных задач учителя начальных классов.

Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов.

Одним из главных этапов является подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближе произведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть. Раньше, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте. Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

Работая над выразительностью чтения, обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи, но лучше всего использовать второе.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателем понимание смысла произведения; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль. Через эмоциональные переживания ребёнок приходит к осмыслению произведения.

Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения без наблюдения над изобразительно-выразительными средствами.

Выразительность чтения учащихся должна опираться на умение ими представить картину жизни по авторскому словесному описанию. Поэтому содержание произведения должно соответствовать возрасту ребёнка.

Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения учащимися проанализированного произведения.

В работе над выразительностью чтения необходимо использовать интонационные средства языка.

Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как логическое ударение, пауза, темп, тембр. Функции интонации очень разнообразны: членить речевой поток, оформлять высказывание в единое целое, выделять важное, выражать эмоциональное состояние, различать стили речи.

Отдельные компоненты, составляющие интонацию:

1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление

2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!».

3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом.

4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.

Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст .

6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.

7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу…

8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей.

Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение учащихся.

Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы

Виды упражнений
1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ
5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6. Работа над скороговорками.
Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции.
7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.
Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.
Например:

Шепчет кошке петушок:
- Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнешь - и откушу.

Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).

Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя.
1 половина класса/ 2 половина класса
Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…
Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…
Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…
Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

8. Артикулирование без звука.
Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

9. Отработка правильного дыхания.
А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:
На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.
В) «Задувание свечи».


2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).
1. Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя.

Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения.

3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией.


4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.
В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения.

5. Упражнения на развитие логической выразительности.
Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией.
1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?

2. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи.

В) Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа:
- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.
Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!
Н. Глазков
- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами.
Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.


Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения.

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.
Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль.

Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д.


Чтобы наша речь была разборчивой нужны специальные упражнения. Путь малыша к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, поэтому я использую игры - звукоподрожания.

- Ты слышишь, как жужжат пчёлы? Попробуй прожужжать также – жжж.

А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: “Давай дружить! Ты где жжживёшь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу медовым пирожжжком и морожжженым”. А потом называю лишь игру – дети сами придумывают (“Уж и мышь”(шшш) и другие темы).

Не нужно подгонять малыша, вынуждать его копировать чужую манеру и читать с чувством с первого раза. Не надо родителям надеяться на помощь учителя, а надо самим принимать непосредственное участие в учебном процессе.

Превращать домашние занятия в веселые игры, которые доставят удовольствие и взрослым, и ребенку. И тогда справиться с выразительным чтением можно быстрее, легче и комфортнее

В работе над выразительностью речи младших школьников хорошо использовать фольклорные жанры.

Предназначение колыбельной песни – успокоить ребёнка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей, убаюкивающей.

Главная цель потешки – поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок . Главное в этой игре – жесты, движение.

Главная задача прибаутки (побасенки) – высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя. Ее форма – диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя..

Предназначение небылицы – весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором.

Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

Цель скороговорки – научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий.

Считалка исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру.

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:в

Сказка должна читаться в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Голосом выделяются особо красивые выражения, поэтические обороты, чтобы дети могли обратить внимание именно на эти моменты.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения – длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие – то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.

Считается, что инсценирование произведений способствует развитию выразительности речи и чтения. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонаций, мимики, позы, жеста. Несколько лет подряд я вела кружок в своём классе «Художественное творчество» - Любительский театр. В нашем репертуаре были и сказки, которые учили жить дружно, помогать друг другу («Теремок» - С. Маршак), учиться – не лениться «О медвежонке Моне, который не хотел учиться», любить и беречь близких («Гуси-лебеди») о том, к чему приводит зазнайство (С.Михалков «Зайка – Зазнайка»), и не сказочные произведения на экологическую тему.

Мои ученики участвовали в XI Областном поэтическом конкурсе им. А.И. Люкина «Жизнь длиною в век», Маша Д. заняла 2 место в районном конкурсе стихов, посвящённом Дню Победы.

Алексей В. стал победителем IV музейного фестиваля – конкурса «Княгининский край – территория любви», в номинации «Люди». В группе поддержки выступили одноклассники: Екатерина А., Матвей Л., Артём Е.. Они прочитали стихи А. Люкина. Приняли участие в мероприятии районной библиотеки «Рождественское чудо», где ученик представил стихи собственного сочинения, в 9 –ом международном литературном интернет - конкурсе «Сказка в Новогоднюю ночь»,

Для проверки выразительности чтения в начальных классах есть сборники, в которых подобраны тексты для каждого класса начальной школы. Вот, например, можно проверить результат работы над выразительностью чтения во втором классе, используя такие задания:


Е.Чарушин

Индюк

По двору индюк ходит, надулся. Как шар, и на всех сердится. Крыльями по земле бороздит и хвост широко развернул. А ребята шли мимо и давай его дразнить:

― Эй, индя, индя. Покажись!

Индя, по двору пройдись!

Он ещё больше надулся да как забормочет:

― А-бу-бу-бу-бу-бу!

Вот какой болтун-бормотун!

Задание. Подготовь выразительное чтение.

Покажи голосом:

Каким был индюк?

Как его дразнили ребята?

Как вёл себя индюк?


Работая постоянно над выразительностью чтения, ребята показали неплохие результаты при проверке выразительности чтения незнакомого текста. На конец 1 – ого класса выразительно (соблюдение правил повышения и понижения голоса, соблюдение пауз, знаков препинаний в конце предложений) прочитали 3 ученика из 22 – 13%, во втором классе на конец первого полугодия - 8 учеников из 21 – 38 %, в 3-ем классе на конец года – 10 учеников из 19 учеников – 53%, в 4 – ом классе – 15 учеников из 19 – 79 %.



Итак, выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока чтения в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. А также способствует повышению культуры устной речи,

Выразительное чтение содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся.

Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Они базируются на анализе текста и средствах речевой выразительности.

Главное средство речевой выразительности – интонация. Она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выразительное чтение

Автор: Ильичёва Вера Николаевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока литературы для учащихся 5 класса «М.Ю.Лермонтов «Тучи». Урок выразительного чтения»"
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-m-iu-liermontov-tuchi-urok-vyrazitiel-nogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280036"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453309495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект логопедического занятия по формированию выразительного чтения «Не торопись говорить, торопись думать» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-formirovaniiu-vyrazitiel-nogho-chtieniia-nie-toropis-ghovorit-toropis-dumat"
    ["file_id"] => string(6) "190525"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427188646"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(104) "vyrazitiel-noie-chtieniie-kak-sriedstvo-osmyslieniia-khudozhiestviennogho-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453616127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Реферат по теме «Формирование навыка выразительного  чтения у младших школьников.»"
    ["seo_title"] => string(80) "riefieratpotiemieformirovaniienavykavyrazitielnoghochtieniiaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "326907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463332722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Факультативные занятия по выразительному чтению в 3-4 классах "
    ["seo_title"] => string(69) "fakul-tativnyie-zaniatiia-po-vyrazitiel-nomu-chtieniiu-v-3-4-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "241430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445250273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства