Просмотр содержимого документа
«Встреча будущих первоклассников. Конспекты занятий.»
Занятие 1 с будущими первоклассниками
Тема. Знакомство детей с учителем и между собой. Формы устного ответа.
Цели:— познакомить детей с учителем и между собой;
— ввести правило "Хочешь говорить — подними руку";
— развивать речь, внимание;
— ввести правила "Готов к уроку", "Урок окончен";
— учить хоровому ответу и ответу цепочкой.
ХОД УРОКА
1.(1 мин) Вступительное слово учителя.
- Поздравляю вас с первым днем в школе! Вначале нам нужно познакомиться друг с другом, узнать и научиться выполнять школьные правила, т. е. мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начинаем наш первый урок...
2. (2 мин)Беседа: "Начало урока". Правило "Готов к уроку".
—Длячего звенит звонок?
— Как можно показать, что ты готов к уроку?
— В школе есть правило "Готов к уроку". По звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.
Тренинг правила "Готов к уроку":
Учитель говорит: "Перемена" — дети свободны, а потом звенит колокольчиком— "Звонок!" —дети должны встать у своих парт. Игpa проводится 2—3 раза.
3.(8 мин)Игра "Давайте познакомимся".
Знакомство детей проходит в виде игры: учитель называет опорное слово (например: "Имя", "Улица", "Дет. сад" и др.),бросает мяч, а дети должны сказать о себе на эту тему.
— Я уверена, что мы смогли познакомиться друг с другом.
4.(5 мин) Чтение рассказа.
— Сейчас мы знакомились. Мы отвечали на различные вопросы, чтобы лучше узнать друг друга. А теперь послушайте рассказ про мальчика Дениску, который почему-то не любил знакомиться...
Учитель читает рассказ В. Драгунского "Ничего изменить нельзя" (в сокращении):
Я давно уже заметил, что взрослые люди задают маленьким очень глупые вопросы. Они как будто сговорились. Получается так, словно они все выучили одинаковые вопросы и задают их всем ребятам подряд. Я так к этому делу привык, что наперед знаю, как все произойдет, если я познакомлюсь с каким-нибудь взрослым.
Это будет так:
"Ну, Денис, как тебя зовут?"
Конечно, если бы я был невежливый человек, я бы ему сказал: "Сами знаете! Ведь вы только сейчас назвали меня по имени, зачем же вы несете несуразицу?" Но я вежливый. Поэтому я притворюсь, что не расслышал ничего такого, я просто криво улыбнусь и, отведя в сторону
глаза, отвечу.
"Денисом". Он с ходу спросит дальше:
"А сколько тебе лет?"
Как будто не видит, что мне не тридцать и даже не сорок! Ведь видит же, какого я роста, и, значит, должен понять, что мне самое большое семь, ну, восемь от силы, —зачем же тогда спрашивать? Но у него свои, взрослые взгляды и привычки, и он продолжает приставать:
"А? Сколько же тебе лет? А?"
Я ему скажу:
"Семь с половиной".
Тут он расширит глаза и схватится за голову, как будто я сообщил, что мне вчера стукнуло сто шестьдесят один. Он прямо застонет, словно у него три зуба болят:
"Ой-ой-ой! Семь с половиной! Ой-ой-ой...Что делается, что делается! Семь с половиной! Уже! —И добавит: —А я тебя воттакусеньким
знал!"
И он отмерит ввоздухе сантиметров двадцать. В то время когда я точно знаю, что во мне был пятьдесят один сантиметр в длину. У мамы даже такой документ есть. Официальный. Ну, на этого взрослого я не обижаюсь. Все они такие...
Вот и сейчас я твердо знаю, что ему положено задуматься. И он задумается. Железно. Он повесит голову на грудь, словно заснул. А тут я начну потихоньку вырываться из его рук. Но не тут-то было. Просто взрослый вспомнит, какие там у него еще вопросы завалялись в кармане, он их вспомнит и наконец, радостно улыбаясь, спросит:
"Ах да! А кем ты будешь? А? Кем ты хочешь быть?"
Я-то, честно говоря, хочу заняться спелеологией, но я понимаю, что новому взрослому это будет скучно, это ему будет непривычно, и, чтобы не сбивать его с толку, я ему отвечу:
"Я хочу быть мороженщиком... У него всегда мороженого сколько
хочешь".
Лицо нового взрослого сразу посветлеет. Все в порядке, все идет так, как ему хотелось, без отклонений от нормы. Поэтому он хлопнет меня по спине (довольно-таки больно) и снисходительно скажет:
"Правильно! Так держать! Молодец!.."
И сейчас он мне задаст еще один вопросик. Но по его тону я догадываюсь, что дело идет к концу. Это будет такой самый смешной вопрос, вроде бы на сладкое. Сейчас его лицо изобразит сверхъестественный
испуг.
"А ты сегодня почему не мылся?"
Я мылся, конечно, но я прекрасно пойму, куда он клонит. И как им не надоест эта старая, заезженная игра? Чтобы не тянуть волынку, я схвачусь за лицо:
"А глазки? — скажет он лукаво. — Почему такие черные глазки? Их надо отмыть! Иди сейчас же в ванную!"
И он наконец-то отпустит меня! Я свободен и могу приниматься за дела.
Ох, и трудненько достаются мне эти новые знакомства! Но что поделать? Все дети проходят через это! Не я первый, не я последний...
Тут ничего изменить нельзя.
После чтения краткое обсуждение: почему Дениске не нравилось знакомиться?
5.(5 мин)Обучение хоровому ответу.
—В школе существует правило – хочешь что-то сказать или ответить, подними руку. Но это делается не всегда. Бывают такие вопросы, на которые ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором. (Учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой, жест дирижера или т. п.)Учитель читает стихотворение Ю. Тувима "Про пана Трулялянского" (в сокращении). Подчеркнутые слова учитель не читает, их дети произносят хором:
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском?
А живет он в Прииевайске,
в переулке Веселинском!
С ним и тетка —Трулялетка,
и дочурка —Трулялюрка,
и сынишка — Трулялишка,
и собачка — Трулялячка.
Есть у них еще котенок
по прозванью Труляленок,
и вдобавок попугай —
развеселый Труляляй!
Все шоферы — Трулялеры,
почтальоны — Труляльоны,
футболисты — Трудя листы,
продавщицы — Труля лицы.
музыканты — Трулялянты.
И студенты—Труляленты.
Сам учитель - Трулялитель.
а ребята—Трулялята!
6. (7мин)Различение хорового и индивидуального ответов.
— Молодцы! А теперь задание посложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие —нет. Будьте внимательны:
— Скажите хором; сколько будет один плюс один?
— Скажите все вместе у какого животного длинный хобот?
— Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?
—Листья опадают, когда это бывает?
— Какие марки легковых автомобилей вы знаете?
— Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно.
—Ваша любимая игрушка?
— Хором: какой день недели будет после понедельника?
—Какие имена мальчиков вы знаете?
- Какие имена девочек вы знаете?
— Закончите предложение: птицы умеют летать, а рыбы ....
— Дружно: как меня зовут?
— Все вместе: кем вы хотите стать?
Последний вопрос— "ловушка": на него нельзя ответить хором. Дети должны это заметить, и учитель исправляет вопрос:
- Кем вы хотите стать?
7.(5мин)Обучение ответу по цепочке.
— В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек.
Рекомендуется для этого упражнения использовать хорошо известные всем детям стихи, например А. Барто "Игрушки". Желательно, чтобы каждый ряд получил свое стихотворение для рассказа по цепочке.
8.(2мин)Подведение итогов.
Введение правила "Урок окончен".
— Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке?
— В начале урока мы научились выполнять правило "Готов к уроку". То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: "Урок закончен", и все ученики должны встать возле своих парт.
Тренинг правила "Урок закончен" (с колокольчиком):
***
— Прозвенит сейчас звонок — наш закончился ... (хором!)