Цели деятельности педагога: создать условия для создания образа Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны в ХХ веке; содействовать воспитанию чувства личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувства гордости за свою страну и живущих в ней поколения наших предков.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: находить и показывать на карте границы России, места известных исторических событий; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, об исторических деятелях;
Получат возможность научиться: находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, Из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Личностные УУД: оценивают жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; учатся отделять поступки от самого человека; объясняют с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плозие.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы ( задачи); в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников, при этом ведут «диалог с автором»; доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: презентация «Вставай, страна огромная!», карта «Великая Отечественная война»
Термины: Вторая мировая война, Великая Отечественная война
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Вставай, страна огромная!"»
Методическая разработка урока окружающего мира « Вставай, страна огромная!»
Цели деятельности педагога: создать условия для создания образа Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны в ХХ веке; содействовать воспитанию чувства личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувства гордости за свою страну и живущих в ней поколения наших предков.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: находить и показывать на карте границы России, места известных исторических событий; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, об исторических деятелях;
Получат возможность научиться: находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, Из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Личностные УУД: оценивают жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; учатся отделять поступки от самого человека; объясняют с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плозие.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы ( задачи); в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников, при этом ведут «диалог с автором»; доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: презентация «Вставай, страна огромная!», карта «Великая Отечественная война»
Термины: Вторая мировая война, Великая Отечественная война
I. Организационные действия (самоопределение к деятельности)
Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории.
II Постановка проблемы и актуализация знаний.
1.-Какие ваши любимые праздники? Какие чувства вызывает слово праздник? С каким настроением идут на праздник люди?
Какой сделаем вывод: Праздник- это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях. ( На доске запись)
2. (Вещи из музея) (Слайд 1)
-Что объединяет все эти вещи? (связаны с войной). Как называется эта война? Почему эта война получила название «Великая» и «Отечественная»? Что решалось в этой войне? (судьба страны..)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (посвящена ВОВ, назовем ее «Вставай, страна огромная!») (Слайд 2)
3.- Послушайте куплет из песни, скажите, как называют День Победы? (Слайд 3)
«День Победы - «праздник со слезами на глазах». Какое вы заметили противоречие? - Какой вопрос у нас возникает?
-Что могут вспоминать люди, прошедшие войну? ( страх за себя, близких, друзей, смерть, боль)
III. Поиск решения проблемы.(открытие нового знания)
- Где мы можем проверить свои предположения? (В книге)
1.Начало Великой Отечественной войны.
( работа по учебнику с 100…),
_ Кто захватил власть в Германии?
- Кто стоял во главе? (фашисты, А.Гитлер). (Слайд 4)
- Кто слышал слово «фашизм»? Что оно обозначает? ( зачитать из словаря)
Фашизм – это идеология человеконенавистничества. Она поразила Германию в середине ХХ века. Но, к сожалению, и сейчас не истреблена
- Что внушили они немецкому народу? (что Гитлер будет господином мира)
Такая политика – это распространение идеологии фашизма.
-Что начали гитлеровцы?
1939 год –гитлеровцы начали Вторую мировую войну (Слайд 5)
-Почему война называется Мировой? ( Вовлечены многие государства)
- Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами (карта) (Слайд 6)
- Что произошло 22 июня?
22 июня 1941 год - гитлеровцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война (Слайд 7)
-Каким оказалось это нападение для простых советских людей? (совершенно неожиданным)
-Вспомним, что строили советские люди после Первой мировой войны? Какие чувства вы бы испытали на месте людей, с таким трудом построившим к 40 годам хх века новый дом, и теперь столкнувшися с врагом, который хочет не только разрушить этот дом, но и отнять землю на которой он стоит?
-Кто поднялся на защиту Родины? (Весь народ перед лицом опасности сплотился) Звучит песня.
-Посмотрим, как это было (слайд 9 прочитать текст…..)
– 22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться (слайд 10)
(Слайд 11) Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, всего 7—8 тысяч человек. С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
- 22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что гарнизон был разбит на несколько отдельных очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты; 26 июня пал последний участок обороны Цитадели. Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” (слайд 12)
- По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.
– Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
2. События 1941-1945 г.
- Важные события, происходившие в 1941-1945 годах, даты, вы будете искать в тексте учебника по группам.
Работа по группам.
Задания для групп.
Задание для 1 группы: учебник с. 102
«Позади Москва», 1,2 абзац (заканчивается: «Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров..».)
Вопросы:
Отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?
Кто показал пример героического подвига?
Кто командовал нашей армией в битве за Москву?
Задание для 2 группы: учебник с 102-103 «Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашисткие войска…)
Вопросы:
Отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?
Чьи слова стали призывом стоять насмерть?
Какой мемориал открыт в память о той битве?
Задание для 3 группы: учебник с 103-104 «С войной покончили мы счеты» (до и после карты)
Вопросы:
Отметьте, что произошло весной 1945 года?
Где был поднят красный флаг Победы?
Когда фашисты признали свое поражение?
Почему люди радовались и не скрывали слез?
Что вас удивило в рассказе автора?
Учебник с 104 работа с картой (весь класс)
- Пользуясь картой, ответь на вопрос :
Какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
IV. Воспроизведение нового знания.
Проверка работы групп.
1 группа.
Вопросы:
Отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?
Кто показал пример героического подвига?
Кто командовал нашей армией в битве за Москву?
- Важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение – битва за Москву.
- Пример героического подвига показали 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова.
- Командовал армией Г. К. Жуков
(Слайд 13)
Дополнительный материал.
- 28 героев дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы танков.
(слайд14) - Слова Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва!»,- облетели всю страну. Почти все они погибли. Но не пропустили фашистов к Москве! Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.
Вывод: Сентябрь- декабрь 1941 год – битва за Москву
Отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?
Чьи слова стали призывом стоять насмерть?
Какой мемориал открыт в память о той битве?
- В Сталинградской битве решалась судьба нашей Родины (слайд 15)
- Слова Вас. Зайцева «Для нас за Волгой Земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!» были призывом для всех сражаться до конца (слайд 16)
- Был открыт мемориал на Мамаевом Кургане (слайд 17-18)
Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва
Дополнительный материал.
- Сталинградская битва у Сталинграда, города на Волге длилась более 200 дней, больше 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград, измотав врага, перешли в контрнаступление.
(слайл19) – Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. Запасы продовольствия были крайне ограниченны (слайд 20)
- Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября. В Ленинграде начался голод. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. (слайд21)
Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. (слайд 22)
- Всю семью унесла блокада. Савичевы умерли. Умерли все" .Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников , а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.
То, что увидели советские войны и о чём вскоре узнал весь мир было чудовищно.
(слайд 23) - 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец. (слайд24) - Концлагеря - страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними. Существовали и детские концлагеря. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта.
Задание для 3 группы: учебник с 103-104 «С войной покончили мы счеты»(до и после карты)
Вопросы:
Что произошло весной 1945 года?
Где был поднят красный флаг Победы?
Когда фашисты признали свое поражение?
Почему люди радовались и не скрывали слез?
Что вас удивило в рассказе автора?
- Весной союзники вели последние бои с фашистами.
- Над главным зданием Берлина Рейхстагом был поднят красный флаг.(слайд 25)
- Люди радовались Победе.
(слайд 26) - Не скрывали слез потому, что в каждой семье кого-либо оплакивали: или погибшего сына, или замученных фашистскими. палачами родителей, или увезенную в Германию дочь. (Из 24 выпускников до победы дожили трое.)
Вывод: 9 мая 1945 год – День Победы в Великой Отечественной войне
Вывод: Каждая семья оплакивала погибших родственников, война –это смерть, горе
Работа с картой,учебник с 104
Вопросы:
- пользуясь картой, ответь на вопрос : какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?
(Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Австрия)
Вывод: Сентябрь 1945 год – окончание Второй мировой войны (Слайд27)
V. Первичное применение знаний.
Работа в тетради закрепление
Рабочая тетрадь стр. 46 № 2
- Записать даты , пронумеровать последовательность событий по картинкам.
VI. Подведение итогов работы.
- Почему же День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?-
- Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В каждой семье кого-либо оплакивали. 27 миллионов жизней унесла война. В руинах были города и села.
-Скажите, есть ли свидетели или участники этой войны? (Да, есть, это ветераны)
-В нашем классе участником ВОВ был прадедушка Пчелкиной Евгении. Женя расскажет о своем прадедушке. (рассказ)
- Война коснулась каждой семьи. В моей семье тоже был человек, который погиб на войне. Это мой дедушка, Поликарпов Павел Никитович. К сожалению, не осталось в живых людей, которые могли бы о нем рассказать. Но существует сайт «Мемориал», где размещены сведения обо всех погибших и пропавших без вести во время ВОВ. Вот на этом сайте я и нашла сведения о своем дедушке.
(слайд 28)
-Ребята, выясните у родителей, кто из ваших родственников был участником войны?
VII.Рефлексия деятельности на уроке
- Что нового узнали?
- Что помогло узнать новое?
-Где пригодятся знания?
-Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?
Домашнее задание (слайд30)
Выполнить одно из заданий в рабочей тетради.
Творческое задание:
Узнай у своих родителей, кто в Вашей семье участвовал в ВОВ. Составь об этом рассказ.
Найди открытки, плакаты, посвященные ВОВ. Постарайся узнать, какие события на них изображены.
Вспомни строки из песен, стихотворений, посвященных ВОВ. Сделай иллюстрации к этим строкам.