Просмотр содержимого документа
«Волшебная сила слов и поступков.»
Тема « Волшебная сила слов и поступков»
Н.М.Артюхова «Большая берёза»
Цель: совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас слов; учить ребят анализировать прочитанное; способствовать нравственному воспитанию учащихся через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословиц.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно формировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и другими учениками необходимые действия; оценивать свою работу на уроке;
личностные – формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера, воспитания у детей доброты, милосердия, сострадания и их значимости в системе человеческих отношений и побудить их к этому)
Оборудование: рассказ В.Осеевой «Волшебное слово», пословицы, детские рисунки, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель:
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II.Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Волшебная сила слов и поступков». Проследим, какова же сила слов по тексту В.Осеевой «Волшебное слово»
III. Речевая разминка.
-Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Никто так детям не верит, как мать родная.
- Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое слово, последнее слово.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.
- Вы видите: от того, какое слово мы выделяем голосом, зависит смысл предложения. При чтении текста нужно учитывать это. Мы будем читать рассказ и делить его на части. Прежде проверим домашнее задание.
IV. Проверка домашнего задания.
- Скажите, что помогло Павлику в его трудную минуту?
-Сила слова.
- Какого слова?
- Какой человек может помочь в трудную минуту?
- Да, верно. Добрые люди добру и учат.
-Прочитайте отрывок о том, каким был Павлик вначале рассказа? Покажите голосом, что он вам не нравится, что он грубиян.
- А теперь прочитайте разговор Павлика с бабушкой.
Вывод. Какая же сила изменила поведение мальчика?
V. Беседа о писателе.
- Сегодня у нас в гостях русская писательница Нина Михайловна Артюхова. Она родилась в Москве в 1901году. Писала небольшие рассказы и сказки для детей разного возраста, но затрагивает глубокие темы: взаимоотношения детей и родителей, судьбы и характеры детей. Рассказы согреты добротой, мягким юмором, душевной чистотой.
- Сегодня на уроке познакомимся с её рассказом о том, как мальчик Алёша залез высоко на дерево и узнаем, что затем произошло. Будем учиться читать правильно, выразительно, используя интонацию голоса. Называется рассказ "Большая берёза". Слушайте внимательно и запоминайте те моменты, которые вас заволновали, что особенно понравилось.
VI. Словарная работа.
-В рассказе встретятся слова:
Терраса - летнее открытое помещение в жилом доме.
Дачник - человек, живущий в загородном доме, занимающийся выращиванием овощей, цветов и других культур.
Овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли.
VII.Чтение рассказа учителем.
Анализ: подумайте и скажите, какие чувства вы пережили во время моего чтения? ( страх, испуг, тревогу, волнение) Что вы чувствовали?
VIII. Самостоятельная работа.
1) - Мы хорошие читатели. Чтобы понять настроение, чувства героев нужно вчитываться в текст. Перечитайте самостоятельно 1 часть.
-Что нового открыли при повторном чтении?
- Какую ошибку допускают мальчики?
- Как автор показал, что мама испугалась? Докажите словами из текста. (Чашка выскользнула из рук...)
-Как вы понимаете эти слова? (бледное, белое, испуганное)
-Какой литературный приём использует для этого автор? (сравнение).
- Так какую же ошибку сделали мальчики? (поступили необдуманно)
-Почему она отправила ребят, сообщивших о случившемся, домой?
(Они кричали, возмущались, чем могли напугать Алёшу.)
2) Чтение вслух.
- А теперь давайте постараемся понять внутреннее состояние мальчика.
-Каково ему было на берёзе? Что он испытывал? (тревогу, испуг, страх, удивление)
- А как вела себя мама? (была спокойна)
- Дети, как вы думаете, когда маме было всех труднее?
Автор вводит ещё одного героя – дачника. О нём сказано очень мало. Как поступил он по отношению к мальчику? Почему вы так считаете?
-Что могло бы произойти? - А мог бы он разбиться?
- Как автор относится к поведению дачника? Каким она его показывает? Прочитайте.
- А какой показывает маму?
-С какой целью автор сравнивает поведение мамы и дачника? (чтобы лучше показать ум, мудрость мамы, любовь к сыну)
* Такое противоположное поведение героев, явлений природы, событий в литературе называют контрастом.
- Подумайте, из каких строк видно, что мама очень любила сына?
IX. Физкультминутка.
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами)
Мама зонтик свой берёт. (Раскрыть воображаемый зонтик)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами)
Потому что дождь идёт! ( Хлопки в ладоши)
X. Выборочное чтение.
- Прочитайте, какие слова говорила мама сыну, когда он спускался с дерева?
(спокойно, ласковым голосом, спрашивала его, давала ему советы)
- Что же помогло маме спасти сына? (сила любви)
Да, сила доброго слова и сила любви делают маму находчивой, терпеливой, выдержанной.
XI. Чтение учителем последней части.
1)Анализ.
-Что же пережила мама, когда путешествие было закончено? (страх за жизнь сына)
- Прочитайте слова, с которыми она обращается к Алёше.
- А теперь нарисуйте словесный портрет мамы. Какая она? (Умная, мужественная, находчивая, чуткая, добрая, внимательная)
- Как ведёт себя Алёшка? Прочитайте.
-Как к нему относится автор?( осуждает, но прощает)
- Как вы к нему относитесь?
*Рассказ закончился хорошо. Тогда почему заплакала мама? Ведь нужно было радоваться!
- Как подействовали слёзы на Алёшу?
-Какие отношения между мамой и Алёшей? Докажите, что они любили друг друга.
- Какое обещание дал Алёшка маме? Прочитайте.
2)Работа с пословицами.
-Прочитайте и свяжите их с текстом.
* Детей наказывают стыдом, а не грозою и кнутом.
* Материнский гнев, что весенний снег – и много выпадает, да скоро растает.
- А теперь вернёмся к пословице, которую читали вначале урока? Потому что мама всегда надеется на лучшее, верит в детей, помогает, делает только добро детям, она чувствует сердцем, как поступить.
XII. Рефлексия.
- Какое настроение у вас после данного урока?
- Запомните правило: «Быть послушным сыном (дочерью)». Нужно следовать и соблюдать это правило в жизни, давать отчёт своим поступкам. Помните, на свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.
XIII. Итог урока.
- Какова была цель урока? Достигли мы её?
- Представьте, что история, которую рассказала нам Н. М.Артюхова, произошла в вашей семье. Как бы повёл себя каждый из вас в этой ситуации?
Подведём итог нашей работы. Нам поможет карточка – помощница.
- На уроке мне было…
- Я понял, что…
- Я радовался…
- Я всегда буду…
VII. Домашнее задание.
Перечитать рассказ и ответить на вопрос.
Почему Алёша был смущен и растерян, когда плакала мама?