Просмотр содержимого документа
«"Вода и ее свойства"»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Вода и её свойства» 3 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание условий для формирования знаний о свойствах воды, трех состояний в природе, значении воды в природе и для человека.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве т разнообразии природы;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
Метапредметные результаты:
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
познавательные:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира;
- освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
- освоение доступных способов изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
- усвоение первоначальных сведений;
Ход урока.
I.Этап мотивации к учебной деятельности
Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой учащихся):
-На сегодняшнем уроке желаю вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
II.Этап постановки учебной задачи
– Без чего не может жить ничто живое? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях.
- На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: Как зовут? Где живу? Что собой представляю? Для чего всем нужна я? На вопросы ответить Сама капля не сможет. Ждёт она, не дождётся, Когда мы ей поможем.
III.Этап актуализации и закрепления
«Мозговой штурм»
Назовите формы пребывания воды на Земле. ( океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, записываем маркером на стенде)
2. Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода? Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.
Этап самостоятельной работы с проверкой
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...
● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки.
●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.
●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.
●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.
Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.
3. Практическая работа .Свойства воды:
Опыт 1 Какова прозрачность воды? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно ставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит? (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна.
Опыт 2 Какого цвета вода? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать что вода синяя? Желтая? Зеленая? Красная? Белая? (ответы учеников) -Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. –Какой вывод сделаем? Вывод: Вода бесцветна.
Опыт 3 Каков запах воды?Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода. Понюхайте ее и сделайте вывод. (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна.
Опыт 4 Вода растворитель. Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой столько же глины или измельченного мела. Помешать воду.
-Что можно заметить? О чем говорит этот опыт?
- Вода растворила соль (или сахар).
– Мел (или глина) осела на дно стакана. (ответы учеников) Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт 5 -Можно ли очистить мутную воду или воду с примесями песка и глины?
- Приготовьте стакан с мутной воды, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр. Фильтр – это приспособление для чистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам. Вставьте в воронку.
По стеклянной палочке вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая протекает из воронки. Проверьте его на прозрачность. Не растворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш. Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Опыт 6 (Опыт делает учитель) - Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?
- Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
-Почему? (ответы учеников) - Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается. Как вы это объясните? (ответы учеников). Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыт 7-Что случится с водой, если ее вылить из посуды? (ответы учеников) Она растекается в разные стороны.
- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (ответы учеников)Вода стекает в уклон. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Какое же свойство воды проявляется? (ответы учеников). Вывод: вода течет(свойство – текучесть) Именно с этими свойствами мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Физминутка.
Беленькое облако (округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (поднять руки над головой).
Устремилось облако
Выше, выше, выше ( потянуться руками вверх; плавные покачивания
руками над головой из стороны в сторону).
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако
В грозовую тучу. ( руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть)
- Молодцы, продолжаем нашу работу.
4.Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»
- Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?
- За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.
5. Работа в группах :
1 группа : Значение воды в природе:
– для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
– кормит (Но вода не только “поит”, но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).
– среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)
– средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)
– в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды).
– дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
– электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)
– красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
2 группа: Прочитать сказку по ролям
– Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах.
– Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка – Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка – На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка – А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка – Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.
Улитка – А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка – Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка – Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка – Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка – Да, уж досталось вам.
-- Оцените работу на уроке вашей группы. Если все получилось – на исследовательский лист прикрепите голубую ,чистую капельку воды с цветком, если не все получалось –грустную капельку воды.
– Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?
«Мозговой штурм»
Назовите формы пребывания воды на Земле. ( океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, записываем маркером на стенде)
3 группа: составить синквейн о воде
Вода.
Текучая, летучая, свободная.
Течёт, бежит, струится.
Да здравствует, вода!
Ручей.
Вода.
Жидкая, прозрачная
Течет, очищает, растворяет.
Без воды не прожить!
Жизнь!
4 группа: Как человек используетсвойства воды?
текучесть - (водяная мельница)
закон сообщающихся сосудов - ( фонтан, водопровод)
растворимость - ( пища, стирка )
несжимаема - ( в технике(пресс, домкрат)
расширение - ( паровой двигатель )
6. Три состояния воды.
-Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
1.Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло –
Скользко, весело, светло
Уч-ся: Лед
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В твердом состоянии
2.Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду – от меня
Укрываются.
Уч-ся: Дождь
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В жидком состоянии
3Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (туман)
7. Игра «Найди лишнее». Работа парами.
айсберг ледник озеро
река дождь снег
наст лужа лёд
болото море испарение
конденсация таяние вода
IV. Закрепление изученного материала: тестирование.
Тест
– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.
1. Имеет цвет.
2. Не имеет цвета.
3. Не имеет вкуса.
4. Имеет вкус.
5. Имеет запах.
6. Не имеет запаха.
7. Непрозрачна.
8. Прозрачна.
9. Не обладает текучестью.
10. Обладает текучестью.
11. Растворяет песок и мел.
12. Растворяет соль и сахар.
13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.
14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.
15. Имеет форму.
16. Не имеет формы.
ответы: 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16.
8. Ничто на Земле не может жить без воды!
– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. (слюна, кровь, слёзы.)
– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость.Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). она есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)
Это жизнь!
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...
● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки.
●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.
●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.
●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.
Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.
V. Итог урока.
- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.
- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.
Составить кластер «Свойства воды»
Домашнее задание.
– Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:
1) Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
2) Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
3) Подумай: почему это происходит?
4) Запиши свой вывод.
VI. Рефлексия
- Оцените работу на уроке. Если все получилось, прикрепите голубую, чистую капельку воды с цветком, если не все получалось –грустную капельку воды.