Тема : «Вода и её свойства».
Цели :
1. Познакомить учащихся с физическими свойствами воды. Рассмотреть виды водоёмов. Доказать её жизненную необходимость для всех объектов живой природы.
2. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся.
Оборудование :
10 стаканов, вода, молоко, блюдце 5, ложек 5, плоски бумаги белой, фигуры для разбивки, листы для опытов
компьютерная презентация к уроку.
1. Орг. Момент. (ребята выстраиваются возле доски)
Сегодня у нас необычный урок в классе, а точнее не в классе, представьте,что наш класс это лаборатория в которой трудятся настоящие ученные. В роли ученных выступаете сегодня вы. У каждого на груди есть фигуры, они соответствуют каждому столу, то есть научной лаборатории. Те у кого большие фигуры считаются научными руководителями, а остальные ребята это помощники ученные. Займите свои места согласно своей лаборатории. (Рассадка учащихся по фигурам, которые они выбрали.) Итак все на своих местах.
2. Психологический настрой на урок.
Перед вами белый лист бумаги. Ребята, скажите пожалуйста, а что нам может помешать провести хороший урок.( плохое настроение, слезы, опыт не получится и т.д. Запись на белом листе бумаге. Все это мы убираем из нашего урока. Рвем лист бумаги.
3. Введение в тему.
Учитель: итак начинаем наше исследование. К нам к гости пришла капля и просит нашей помощи :
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.
- Ребята поможем нашей капле?.(Да)
- На какие же вопросы мы должны ответить слайд 2
II. Виды водоёмов.
1. Учитель: Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, где она живет, свойства и значение для жизни на Земле.
Учитель: Почему же воду так назвали? Для этого мы перенесемся с вами назад на несколько тысяч лет.
Итак. Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:
«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».(Сценку разыгрывает два родителя, переодетых в первобытных людей). Как зовут нашу гостью? (Отвечают ребята «вода») Гости уходят. Слайд 3
5. Учитель: Второй вопрос, интересующий Капельку воды, где она живёт. Как вы думаете, где может жить капелька воды? Обсудите этот вопрос в своей команде и все варианты запишите на листке. Слайд 4
(Дети записывают разнообразные ответы на листе бумаги(: в реке, в луже, в море, в стакане с водой.).зачитывает каждая группа.
Учитель систематизирует ответы детей, демонстрируя различные виды водоёмов.
(Демонстрация слайдов объектов: озёр, рек, морей, океанов. слайд 5,6,7,8
Учитель: Вода может быть очень разной:
(На слайдах № 9,10,11 12 вторая половина появляется по щелчку после того, как дети дают свою версию о противоположном проявлении воды.)
тихим озером и бурным водопадом;
лёгким облаком и тяжёлым айсбергом;
6. Знакомство со свойствами воды.
Учитель: Капелька просит нас помочь ей узнать, что она собой представляет. Слайд 13
Практическая работа.
На каждом столе оборудование для опытов.
(Слайд № 14, 15,16,17
Выявляются свойства:
Опыт №1 и 2.
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта.
- Определение запаха воды.
- Определение вкуса воды.
- Расскажем о результатах наблюдений.
- Сделаем вывод.
- Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.
Опыт №3. слайд 18
Вопрос: прозрачная ли вода?
Зачитаем план опыта.
- Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.
- Посмотрим на свет.
- Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
- Посмотрим на свет.
О каких свойствах воды идет речь? Прозрачная слайд 19
Опыт №4. слайд 20
Вопрос:имеет ли вода цвет?
- Сравнить цвет воды с цветом полосок.
- Расскажем о результатах наблюдений.
- Сделаем вывод.
- Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Бесцветная. Слайд 21
Опыт №5. слайд 22
Вопрос: обладает ли свойством текучести ?
Зачитаем план опыта.
- Возьмите ложку. Наберите в неё немного воды и вылейте на блюдце.
- Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
О каких свойствах воды идет речь? Текуча.слайд 23
IV Физкультминутка. Слайд 24 «Паучок»
7. Значение воды в жизни человека и всего живого. Слайд 25
Учитель: По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет.
1. Учитель: А теперь поможем Капельке узнать, зачем она нужна человеку. Как вы думаете?
Описать с помощью слайда 26. Работа в группах на листочках. Или если время не позволит, то по поднятой руке.
2. Вода – место обитания многих видов растений и животных. Cлайд 27
8. Рефлексия.
Оценить свою работу с помощью капелек.
9. Итог урока. Слайд 28
– Перечислите свойства воды.
– Какие виды водоёмов вы знаете?
– Какое значение имеет вода для всего живого?
IX. Домашнее задание: слайд 29
– подобрать пословицы о воде.