kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассные занятия по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассные занятия по русскому языку.

Внеклассная работа по русскому языку, проводимая в начальных классах является обязательным элементом нормально организованной работы школы. Она даёт возможность более широко, чем на уроке, использовать разнообразные средства для выработки у учащихся навыков практического владения языком.

Цели внеклассной работы по русскому языку определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания интереса и развития их творческих способностей.

Внеклассная работа по русскому языку способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живёт страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.

Для овладения языком очень важно постоянное прослушивание красивой, правильной, грамотной речи, и особенно на начальном этапе, в период, когда происходит формирование базовых речевых навыков по всем видам речевой деятельности – слушанию, говорению, чтению и письму. Необходимость слушания чёткой правильной речи именно в начальных классах обуславливается тем, что наиболее интенсивное развитие речевого слуха происходит у детей  до 8-9 лет, следовательно, начало формирования речевого  слуха у ребёнка падает именно на первые годы учёбы. Эту особенность очень важно учитывать при обучении. Постоянное чтение и прослушивание произведений обогащает память детей большим количеством слов, грамматических структур, способствует усвоению правильного произношения и интонации русской речи, развитию чувства языка. Всё это повышает качество знаний младших школьников.

                                                       МБОУ СОШ № 47

                                                       г. Воронеж

                                                      Репникова Наталья Николаевна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассные занятия по русскому языку»

Внеклассные занятия по русскому языку.

Внеклассная работа по русскому языку, проводимая в начальных классах является обязательным элементом нормально организованной работы школы. Она даёт возможность более широко, чем на уроке, использовать разнообразные средства для выработки у учащихся навыков практического владения языком.

Цели внеклассной работы по русскому языку определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания интереса и развития их творческих способностей.

Внеклассная работа по русскому языку способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живёт страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.

Для овладения языком очень важно постоянное прослушивание красивой, правильной, грамотной речи, и особенно на начальном этапе, в период, когда происходит формирование базовых речевых навыков по всем видам речевой деятельности – слушанию, говорению, чтению и письму. Необходимость слушания чёткой правильной речи именно в начальных классах обуславливается тем, что наиболее интенсивное развитие речевого слуха происходит у детей до 8-9 лет, следовательно, начало формирования речевого слуха у ребёнка падает именно на первые годы учёбы. Эту особенность очень важно учитывать при обучении. Постоянное чтение и прослушивание произведений обогащает память детей большим количеством слов, грамматических структур, способствует усвоению правильного произношения и интонации русской речи, развитию чувства языка. Всё это повышает качество знаний младших школьников.

Ни для кого не секрет, что владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Наши дети нередко терпят неудачи в учёбе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии речи.

Задача развития речи ребёнка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга.

Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а её достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда всё дело – от замысла до завершения – они хорошо представляют.

Учёные отмечают поверхность интересов младших школьников, в частности учеников I – II классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в III – IV классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается прежде всего на их интерес к знанию вообще, на желание узнать новое.

У первоклассников множество вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов детей свидетельствует о том, как велико желание узнать побольше о языке. При этом «лингвистические» вопросы (типа «Кто придумал язык?», «Как люди научились говорить?» и т.п.) стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и отражают любознательность ребят вообще. Но именно это и является благодатной почвой для пробуждения интереса к русскому языку, к проблемам языкознания и позволяет учителю целенаправленно воспитывать любовь ребят к словесности, к родной речи, истории своей Родины. Однако школьная программа, строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его «секреты». И в этом случае на помощь учителю приходят внеклассные занятия как закономерное продолжение урока, его дополнение.

Необходимость внеклассной работы диктуется, однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.

Работа с первоклассниками рассчитана на детей, которые учатся активно читать и писать. Им предлагаются задания, связанные с выбором и заменой букв, делением слов на слоги, различные упражнения с разрезной азбукой. Большое место занимают подвижные игры, декламация, инсценировки, импровизированные представления. Занимательная форма подачи научных сведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.

Постепенно работа со словом усложняется. Всё большее место отводится беседе, научному комментированию языковых фактов. Вводятся даже «лекции» сказочных персонажей. Но и в этих случаях расширение лингвистического кругозора ребят происходит в процессе игры.

Необходимо широко использовать в работе произведения устного народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Особое место на занятиях следует отвести пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают знания детей и их словарный запас. Поэтому на внеклассных занятиях пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего занятия или служить созданием определённой проблемной ситуации.

Учитель может использовать разный материал во внеклассной работе с учащимися: разыгрывая понравившиеся инсценировки, поручая детям читать тематически подобранные стихотворения, рассказы, сказки. Учитывая специфику внеклассной работы с младшими школьниками, стремясь пробудить интерес к русскому языку у каждого ученика, педагог первые два-три года должен проводить внеклассные занятия со всем классом. Однако со временем характер этой работы всё больше будет приближаться к кружковой.

Проведение игры «Назови «слова-братья» преследует цель – дать ребятам понятие о системных связях слов в языке. Лексику нельзя представить себе как беспорядочный набор слов. Отображая определённым образом те или иные «отрезки действительности», слова, естественно, связаны между собой, как взаимосвязаны и отображаемые ими явления самой действительности. Благодаря этим «внеязыковым» связям слова объединяются в группы, которые можно назвать тематическими. Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, ель и др.), цветов (незабудка, гвоздика, василёк, ромашка и др.), времён года ( зима, весна, лето, осень)и т.д. Количество слов в разных тематических группах неодинаково, в одних может быть больше слов, в других – меньше. Есть группы закрытые (названия времён года, дней недели, месяцев), а есть и такие, которые могут пополняться новыми словами (названия профессий, машин, приборов). Есть тематические группы, которые объединяют слова, обозначающие названия признаков и действий предмета. Особые группы, например, составляют имена прилагательные со значением цвета, характеризующие внешность человека, его положительные и отрицательные качества и др., или глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т.п.

В игре, кроме названных тематических групп слов, можно предложить и другие. Например, названия животных, птиц; названия блюд, лакомств, напитков; названия транспортных средств, учебных заведений; названия печатной продукции; названия частей человеческого тела, частей лица и т.п. Чтобы облегчить лексическую работу первоклассникам, рекомендуется в этом случае ограничиться существительными.

Сказка-игра активизирует и закрепляет навыки чтения и письма, полученные первоклассниками в первые месяцы обучения в школе. Учитель, ведущий это внеклассное занятие, должен опираться в нём на тех учеников, которые уже достаточно хорошо умеют читать и писать, вовлекая, однако, в игру и всех участников похода.

В игре можно использовать разрезную азбуку и обычные приёмы сложения букв в слова, но только организация этой работы должна быть игровой, вызывать интерес у ребят.

Для оснащения игры необходимо заранее приготовить карточки с написанными на них словами, которые пройдут в сказке. «Добрые» слова лучше написать красным цветом, а плохие – чёрным.

В подвижной игре ребята получат возможность размяться после работы за партами. Учитель может помочь слабым ученикам в оценке доставшихся им слов. Для этого достаточно у некоторых ребят спросить, почему они считают то или иное слово добрым или плохим, предварительно поговорить с теми, у кого оказались нейтральные слова.

На протяжении четырёх лет младшие школьники должны запомнить написание ста шестидесяти семи слов, не подчиняющихся каким-либо орфографическим правилам. Учитель вынужден постоянно тренировать учеников, возвращаясь почти на каждом уроке к словам с той или иной орфограммой. Несмотря на частое повторение, характер упражнений оказывается нередко весьма ограниченным: это различные диктанты, составление предложений и связных текстов с данными словами, ведение словариков и некоторые другие. Вполне естественно, учителя стремятся найти какие-то новые варианты упражнений, которые обычно носят игровой характер, т.е. строятся на основе занимательности. Тем не менее и здесь подчас таится то же однообразие: чаще всего задания нацеливают учеников на подбор слов из словариков по каким-то определённым признакам. Например, вспомнить и выписать из словарика возможно больше слов, где только безударные о; слов, которые состоят из трёх слогов и т.п.

Однако приёмы занимательности при изучении трудных слов могут быть значительно разнообразнее: они могут привлекать новую, интересную для детей информацию (например, рассказы о происхождении некоторых слов, о роли гласных и согласных в слове и др.), строиться на разгадывании, придумывании, предпочтении одного варианта другому и т.п., включать художественные тексты, в которых очень интересно используются те самые слова, какие надо запомнить. Предлагаемые материалы и позволяют увидеть указанные приёмы, довольно редко используемые в практике.

На первый взгляд может показаться, что занятие с привлечением так называемых «словарных слов» выпадает из общего плана внеклассных занятий, посвящённых преимущественно содержательной стороне слова. И всё-таки работа над значением слова вовсе не снижает внимания к другим его сторонам, прежде всего звуковой и графической. Написанию слова в силу практической направленности внеклассной работы должно уделяться серьёзное внимание на каждом занятии, а некоторые из них могут быть посвящены этому целиком.

Дети уже до школы различают слова, противоположные по значению, и сравнительно легко составляют пары типа большой – маленький, высокий – низкий, рано – поздно и т.п. На внеклассных занятиях учитель, опираясь на известное детям об антонимах, даёт понятие об относительности того или иного признака предмета. Дети узнают также, что не к каждому слову может быть подобран антоним. Представления детей об антонимах расширяются; для наблюдений привлекаются многозначные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары. Большой интерес вызывают примеры использования антонимов в художественных произведениях.

Известно, что словарный состав языка пополняется двумя путями: путём заимствования слов из других языков и путём образования новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала. Второй путь обогащения словаря – основной. Кроме того, наряду с тематическими группами слов (или, как их ещё называют учёные-лингвисты, «семантическими полями») и синонимическими рядами, родственные слова являются одним из характерных признаков лексической системы языка. Таким образом, внеклассная работа по теме «Родственные слова» позволит составить у школьников более полное представление о словарном составе русского языка.

Основное внимание на занятиях уделяется практическим вопросам: нахождению и подбору родственных слов, отграничению их от созвучных слов (оса – осина) или тематически близких (апельсин – лимон). Привлекаются связные тексты для показа стилистической роли родственных слов.

В кружке русского языка несколько занятий можно посвятить пассивному запасу лексики: устаревшим и новым словам. Такие занятия создают у детей представление о развитии языка, пробуждают интерес к истории. Комментарии поясняют этимологию редко употребляемых слов и их написание.

Темы, связанные с изучением пассивной лексики рассчитаны на детей IV класса, у которых уже определился интерес к истории языка. «Экскурсию в прошлое» школьники могут проделать и без учителя.

Изучение заимствованных слов в кружке русского языка необходимо по ряду причин. Во-первых, знание значений многих заимствований расширяет кругозор школьников. Во-вторых, комментарий к заимствованию того или иного слова объясняет и его написание.

Для подготовки к кружковой работе рекомендуется привести лишь наиболее употребительные заимствования как иллюстрации.

Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьёзнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и грамотно; формирует навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению литературных произведений.

МБОУ СОШ № 47

г. Воронеж

Репникова Наталья Николаевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассные занятия по русскому языку

Автор: Репникова Наталья Николаевна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок-игра на тему Путешествие по океану Русский язык "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-ighra-na-tiemu-putieshiestviie-po-okieanu-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "165067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422736514"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnaia_deiatelnost_po_russkomu_iazyku_eio_rol_i_mesto_v_uchebno_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "529748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575233701"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное занятие по русскому языку  в 4 «А» классе "
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-v-4-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421385778"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства