- Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем уроке?
лиса.
3. Лиса в народном творчестве.
-Какие сказки о лисе читали?
Лиса и заяц.
Лиса и журавль.
Лиса и тетерев.
Лиса и дрозд.
Лиса и рак.
Лиса и козёл.
Кот, петух и лиса.
Лисичка со скалочкой.
Девочка и лиса.
Лисичка-сестричка и волк.
Петушок – золотой гребешок.
- Какие загадки о лисе знаете? Какой признак всегда упоминается при описании лисы?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса.
Кто же это?... ( лиса)
Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом.
Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора.
- О лисе упоминается в скороговорках, потешках, прибаутках.
Потешка
Тень-тень, потетень, выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялися весь день. Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!" Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!" Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!" Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"
Прибаутка
Уж как шла лиса по тропке, Нашла грамотку в охлопке*. Она по лесу ходила, Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела. Вот и села на пенек И читала весь денек: Будто небо провалится И земля загорится, Лисе негде будет жить – И пришлось с горя топиться.
Скороговорка.
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапоточки плела:
Мужу – две, себе – трое,
А детишкам – по лапоточкам.
- Лиса является героиней басен.
4. Знакомство с новым материалом.
Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?
- Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?
– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки". В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах. Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает. Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц. Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг. Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград". Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов. Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке "Лиса и заяц".
– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть. Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает. Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух. Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют. Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты. Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.
Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.
5. Викторина по русским народным сказкам о лисе.
Лисичка-сестричка и серый волк № 1
Медведь и лиса № 4
Петушок-золотой гребешок № 2
Лиса и дрозд № 5
Лиса и козел № 3
Кот и лиса № 6
– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:
Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот и дрозд, спасите меня!..
Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!
Глазки, глазки, что вы делали? – Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели. – Ушки, ушки, что вы делали? – Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.
А кто такой Котофей Иванович?
– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.
Кума, а кума, как назвали-то? – Поскребышком. – Это имечко и того лучше.
Что ты там, лисанька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.
… Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…
Подошли к избушке – петух и запел: – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон! – А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»
6. Характеристика лисы.
Лисица семерых волков проведёт.
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
- Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.
- Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?
- Как удалось лисе заманить козла в колодец?
- Как говорит она с ним в начале? А потом?
Какая лиса в сказках? хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.
- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
- Давайте послушаем, откуда же оно взялось?
Учёный -
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.
- Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.
- Давайте послушаем мнение учёного …
Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.
- Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают. “Лиса и рак”
Роль лисьего хвоста.
- Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).
- А он ей чаще помогает или мешает?
- У русского народа есть пословица:
Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)
- А для чего?
сказка “Лисичка со скалочкой”
- Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.
- А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?
Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.
Где лиса живёт?
- Что говорится в сказках о жилище лисы?
- Какое оно?
- Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.
Зайчик:
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку Да избушку непростую, а избушку лубяную. Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко, Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок! Всё разумно, всё толково и почти уже готово…
Лиса:
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку. Да избушку не простую, а избушку ледяную. На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ! Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица! “Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.
- А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?
- Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.
Работа в группе.
На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.
Карточки с предложениями:
Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
Зайчик встретился с собакой.
Лиса выгнала зайца.
Зайчик живёт с петушком.
Зайчик встретил петушка.
Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.
- Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)
- А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.
Учёные …
Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.
Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.
- Так где же лиса живёт на самом деле? ( На доске карточка: нора)
Чем лиса питается?
- В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.
(Пословица появляется на доске)
- Интересно, что же такое ест лиса?
- Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.
- А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?
- В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.
Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…
То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)
- Послушаем, что нам говорят об этом учёные …
1) Лиса – хищное животное.
Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!
2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться ,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.
3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.
Итог урока. Рефлексия.
- Давайте подведём итог нашего исследования.
- Узнали ли вы новые сказки о лисе?
- Вам они понравились?
- Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?
- А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?
- Отметим на оценочной линейке.
- Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?
- Вам это было интересно? А полезно?
- Отметим на оценочной линейке свои новые знания.
- Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?
- Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?
- Что бы вы еще хотели узнать про лису?
- Дополнительно можно прочитать рассказ К.Ушинского “Лиса Патрикеевна”.
Творческое задание.
- Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу
выполнить дома:
прочитать сказки,
прочитать в энциклопедии,
нарисовать рисунок,
составить ребус,
найти загадки, стихи о лисе.
Найдите в филфорде 9 персонажей сказок
у
м
е
д
в
е
д
ь
ю
ё
л
р
п
в
а
м
л
ш
э
ж
п
е
т
у
х
т
и
м
с
и
я
ч
с
м
и
с
т
ь
б
к
х
з
щ
ш
г
о
н
к
о
т
л
и
с
а
п
б
й
ц
у
к
н
е
к
у
ц
а
к
в
е
у
г
у
с
ь
в
к
б
о
т
м
ю
б
ь
т
и
а
с
л
ч
и
з
а
я
ц
с
ч
ц
к
а
й
«Собери пословицы»
Детям выдаются карточки следующего содержания.
Друзья познаются За добро Под лежачий камень Без труда не вытащишь Доброе братство
рыбку из пруда. дороже богатства. в беде. вода не течёт. добром платят.