kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное чтение "Образ лисы в русских народных сказках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся вспоминают русские народные сказки, отгадывают ребус, загадки, рассуждают о характере лисы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение "Образ лисы в русских народных сказках"»

Образ лисы в русских народных сказках.

Задачи:

  • Закрепить знания русских народных сказок;

  • Расширить представления о лисе как диком животном;

  • Развивать читательский интерес, творческие способности, память, внимание.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.

- Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем уроке?



лиса.





3. Лиса в народном творчестве.

-Какие сказки о лисе читали?



  • Лиса и заяц.

  • Лиса и журавль.

  • Лиса и тетерев.

  • Лиса и дрозд.

  • Лиса и рак.

  • Лиса и козёл.

  • Кот, петух и лиса.

  • Лисичка со скалочкой.

  • Девочка и лиса.

  • Лисичка-сестричка и волк.

  • Петушок – золотой гребешок.



- Какие загадки о лисе знаете? Какой признак всегда упоминается при описании лисы?



Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса.

Кто же это?... ( лиса)



Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом.



Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.



- О лисе упоминается в скороговорках, потешках, прибаутках.



Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

Скороговорка.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапоточки плела:

Мужу – две, себе – трое,

А детишкам – по лапоточкам.

- Лиса является героиней басен.



4. Знакомство с новым материалом.

Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?

- Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?

– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке "Лиса и заяц".

– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.

5. Викторина по русским народным сказкам о лисе.



Лисичка-сестричка и серый волк № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок № 2

Лиса и дрозд № 5

Лиса и козел № 3

Кот и лиса № 6



– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

  • Несет меня лиса за темные леса,
    За быстрые реки, за высокие горы...
    Кот и дрозд, спасите меня!..

  • Ловись, рыбка, и мала и велика!
    Ловись, рыбка, и мала и велика!

  •  Глазки, глазки, что вы делали?
    – Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
    – Ушки, ушки, что вы делали?
    – Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.

  • А кто такой Котофей Иванович?

– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

  • Кума, а кума, как назвали-то?
    – Поскребышком.
    – Это имечко и того лучше.



  • Что ты там, лисанька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.



  • … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. 

  • … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… 

  • Подошли к избушке – петух и запел:
    – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
    – А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»







6. Характеристика лисы.

Лисица семерых волков проведёт.

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

- Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

- Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

- Как удалось лисе заманить козла в колодец?

- Как говорит она с ним в начале? А потом?



Какая лиса в сказках? хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.



- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

- Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

- Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

- Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

- Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают. “Лиса и рак”

Роль лисьего хвоста.

- Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

- А он ей чаще помогает или мешает?

- У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)

- А для чего?

 сказка “Лисичка со скалочкой”

- Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

- А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.



Где лиса живёт?

- Что говорится в сказках о жилище лисы?

- Какое оно?

- Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Зайчик:

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Лиса:

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

- А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

- Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.

  • Петушок выгнал лису.

  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.

  • Зайчик встретился с собакой.

  • Лиса выгнала зайца.

  • Зайчик живёт с петушком.

  • Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

- Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

- А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

- Так где же лиса живёт на самом деле? ( На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

- В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

- Интересно, что же такое ест лиса?

- Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

- А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

- В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

- Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться ,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.







Итог урока. Рефлексия.

- Давайте подведём итог нашего исследования.

- Узнали ли вы новые сказки о лисе?

- Вам они понравились?

- Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

- А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

- Отметим на оценочной линейке.

- Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

- Вам это было интересно? А полезно?

- Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

- Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

- Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

- Что бы вы еще хотели узнать про лису?

- Дополнительно можно прочитать рассказ К.Ушинского “Лиса Патрикеевна”.

Творческое задание.

- Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

  • выполнить дома:

  • прочитать сказки,

  • прочитать в энциклопедии,

  • нарисовать рисунок,

  • составить ребус,

  • найти загадки, стихи о лисе.























Найдите в филфорде 9 персонажей сказок

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

а

м

л

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

я

ч

с

м

и

с

т

ь

б

к

х

з

щ

ш

г

о

н

к

о

т

л

и

с

а

п

б

й

ц

у

к

н

е

к

у

ц

а

к

в

е

у

г

у

с

ь

в

к

б

о

т

м

ю

б

ь

т

и

а

с

л

ч

и

з

а

я

ц

с

ч

ц

к

а

й



«Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Друзья познаются
За добро
Под лежачий камень
Без труда не вытащишь
Доброе братство

рыбку из пруда.
дороже богатства.
в беде.
вода не течёт.
добром платят.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Внеклассное чтение "Образ лисы в русских народных сказках"

Автор: Пичугина Ольга Михайловна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок внеклассного чтения. Тема: «В мире сказок» 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-v-mirie-skazok-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379591"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Внеклассное мероприятие "Литературный ринг""
    ["seo_title"] => string(48) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_litieraturnyi_ringh"
    ["file_id"] => string(6) "448517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1515430430"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Литературное чтение урок 3 класс"
    ["seo_title"] => string(33) "litieraturnoiechtieniieurok3klass"
    ["file_id"] => string(6) "279690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453281760"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Внеклассное мероприятие "Папа, мама и я-читающая семья" "
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-papa-mama-i-ia-chitaiushchaia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "167982"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423155952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства