Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку »
Факультативное занятие по русскому языку во 2 классе
«Знакомство с фразеологизмами»
Цель: расширение кругозора учащихся; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.
УУД:
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Задачи:
1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять.
2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.
3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Постановка темы и целей занятия
- Сегодня наше занятие мы начнём с жеребьевки, после чего распределимся по командам (по цвету букв). Прошу подойти всех к столу (12 человек) и взять карточку определенного цвета. На карточке написана буква, назовите каждый свою. (фразеологизм). Какое слово у нас получилось? (фразеологизм) -от гр .phrasis – выражение + logos –учение
- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? (после высказываний детей записать цель на доске)
-Ребята, слово это нерусское.
- Где можно узнать лексическое значение этого слова? Где мы вообще можем получить нужную нам информацию? Из каких источников? (ответы детей)
- А давайте мы узнаем значение слова «Ф» из разных источников. Первая группа найдёт значение слова в словаре, вторая – спросит у взрослых, сегодня у нас много гостей, которые с радостью нам помогут, а третья – найдёт значение в интернете.
- Что же такое Ф? какой источник нам дал самое точное определение? (словарь)
- Поэтому у каждой группы на парте лежит фразеологический словарь школьника.
Изучение нового материала
Работа со словарём
- Сегодня мы с вами:
Узнаем значение некоторых фразеологизмов
Будем учиться употреблять и находить в речи фразеологизмы
Познакомиться с фразеологизмами – синонимами и фразеологизмами – антонимами
Узнаем происхождение некоторых фразеологизмов
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. С фразеологизмами мы встречались на уроках русского языка и решали олимпиадные задания. В жизни, в литературных произведениях мы постоянно сталкиваемся с фразеологизмами.
2) Работа со стихотворением (поиск фразеологизмов)
- Сейчас внимательно послушайте шуточное и немного поучительное стихотворение. Постарайтесь запомнить все фразеологизмы, которые услышите и попробуйте их объяснить.
Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра?
-Какие Ф вы услышали? Что они означают? Обсудите значение каждого Ф в группах.
Повесил нос – стал грустным, расстроился
Краснеет до корней волос – стало стыдно
Готов сквозь землю провалиться – стало стыдно
Бить баклуши – бездельничать, лентяйничать
3) Знакомство с исконно русскими фразеологизмами (игра «город Мастеров»)
- Откуда же к нам пришли фразеологизмы? Как вы думаете?
- Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает народный характер. Смысл многих фразеологизмов связан с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Многие фразеологизмы были созданыв устной речилюдей различных профессий. Например,
- В речи столяров(топорная работа, без сучка, без задоринки)
- Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологические обороты (на интер. доске - подбери рисунок профессии: портной, повар, доктор)
на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один отрежь;
шито белыми нитками. (Портной))
калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе; (Повар)
подсластить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание (Доктор)
Это исконно русские фразеологизмы. А есть фразеологизмы заимствованные.
Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков:
Из старославянского языка (на интер. доске)
На сон грядущий (перед сном),
Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).
откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)
- французского (на интер. доске)
не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте),
с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху).
(объяснить первые 2 Ф)
- Р., значение каких Ф вы могли бы объяснить? (ответы ребят).
- Ко многим фразеологизмам мы привыкли и считаем их своими.
- Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения.
-Давайте вернёмся к нашим исконно русским фразеологизмам
-О том, как они зарождались нам расскажет УЧЕНИК 1.
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
- В начале урока нам встретился фразеологизм «бить баклуши» он тоже исконно русский. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из рассказа УЧЕНИКА 2.
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
- Как вы поняли, что такое баклуши? (это чурбанчики из липового дерева)
- Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши.
- Однако, ребята, существует ещё одна версия появления данного Ф.: , баклушами ещё называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами - вот это уж точно настоящее бездельничество.
- Изучая эту тему, мы можем много узнать об истории русского народа, о костюмах, о традициях и играх.
Первичное закрепление изученного материала
Восстанови фразеологизм по рисунку
- А сейчас мы немного поиграем.
У каждой группы на парте лежат файлы с карточками, на которых записаны фразеологизмы. После того, как на интерактивной доске появится фразеологизм в картинке, вы должны будите поднять карточку с верным фразеологическим оборотом.
- Молодцы!
Знакомство с фразеологизмами – синонимами и антонимами
- На уроках русского языка мы с вами знакомились с понятиями «синонимы» и «антонимы»
- Давайте вспомним, что такое синонимы? Антонимы?
- Ребята, оказывается среди фразеологизмов тоже могут быть синонимы и антонимы.
- Рассмотрим пример фразеологических синонимов
В два счёта
В мгновение ока
Одна нога здесь, другая там
Во весь духОЧЕНЬБЫСТРО
Во всю прыть
- Или пример фразеологических антонимов
Кот наплакал (очень мало) - Куры не клюют (очень много)
Как кошка с собакой (недружно) - Душа в душу (дружно)
- А теперь задание для самых внимательных
Давайте вместе укажем фразеологизмы – антонимы:
(задание выполняется коллективно, на школьной доске - выполняет один ученик)
-Проверяем.
Жить как кошка с собакой Хоть отбавляй
С гулькин нос Душа в душу
Засучив рукава Спустя рукава
- Вы прекрасно поработали! А теперь найдите в карточке №2 фразеологизмы-синонимы и соединитеих (проверяется задание устно).
- обменяйтесь заданиями и проверьте (ответ на доске).
Голову морочить
Держать ушки на макушке
Держать ухо востро
Летать в облаках
Считать ворон
Сердце не на месте
Утереть нос
Заговаривать зубы
Кошки на душе скребут
Заткнуть за пояс
- Кто справился с заданиями без ошибок?
-Молодцы. Ну а кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, мы только начали знакомиться с фразеологизмами и впереди нас ждут новые занятия, посвященные этой теме.
5. Работа с творческим заданием.
-. Следующее задание для самых смекалистых, т.е. для вас, ребята! Здесь фразеологизмы разбиты на отдельные слова. Соберите их (ответы на доске).
1. Водить спустя белены за нос рукава объелся (водить за нос, спустя рукава, белены объелся)
2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть (зарубить на носу, крокодиловы слёзы, в бирюльки..играть_ ____________________________________________________________________________________________
3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом (засучив рукава, голова идёт кругом, на седьмом небе) _____________________________________________________________________________________________
- Молодцы, справились с заданием!
- А теперь посмотрите на доску. Каждой группе я предлагаю выдвинуть гипотезу о происхождении Ф, который подчёркнут. Первой -……, второй - …….. и третьей. Предположите, что он может означать.
- Проверьте значение Ф в словаре (прочитать и дать объяснение своими словами; зачитать последний абзац).
6. Итог урока. Рефлексия.
- На протяжении всего урока мы очень трудились, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.
- Расскажите о своей работе на занятии, используя фразеологизмы. Можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 или словарём.
- Русский язык удивительный, интересный и увлекательный.
- Я желаю вам удачи в изучении русского языка. Ни пуха, ни пера вам!
Дополнительный материал
1.Дидактическая игра
Отгадать загадки.
Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?
Оказаться в неловком, глупом положении.
Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.
Его вешают, приходя в уныние.
Не цветы, а вянут.
Ответы:
Медведь на ухо наступил.
Сесть в калошу.
Мухи не обидит.
Вешать нос.
Уши вянут.
2. Отработка навыка
- сейчас мы проведём подобную работу. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните их. Объясните, что они обозначают.
- Я посмотрю, какая группа быстро и точно справится с заданием. (текст на доске и у каждой группе на листах)
Попались на удочку
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим-пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались,уши развесили,слушаем. Мой братишка такголову потерялот счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить,собакуна этом делесъел".Не знаю, каких собак он ел, а вот мыпопались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километроводним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудьморочит голову. У братишкислезы в три ручья.Я, конечно, тожене в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была-ни в сказке сказать, ни пером описать.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.