Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассный урок "Пути к грамоте"»
Внеурочное занятие по русскому языку «Путь к грамотности»
1.Орг. момент. Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2. Актуализация знаний. Работа со словарём.
- Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум «Мир слов». На симпозиумы собираются учёные.
- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)
Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «симпозиум» и «лексика».
-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)
-Каковы ваши дальнейшие действия? (вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «симпозиум» и т.д.)
Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.
-Главный вопрос нашей конференции – мир слов. Этим заведует лексика.
Лексика (от греч. – «словесный») - раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка.
-Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на три группы: Знайки, Умейки.
Сегодня мы с вами познакомиться с новыми словами. Сегодня наш словарный запас должен пополниться.
3. Открытие нового знания
-Начинаем обсуждение вопросов: Как рождаются слова? И как слова стареют?
- Есть ли среди предложенных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).
-Где мы с ними можем встретиться?
─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Подобные устаревшие слова называют историзмами. Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.
У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.
Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм - новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы.
Задания для групп. Повторим правила работы в группе.
1) Возьмите конверт №1. Читаем задания и выполняем их.
1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова, которые сейчас не употребляются; слова, которые используются в языке сегодня.
2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.
2) Возьмите карточки розового цвета. Следующее задание называется «Найди пару». В первом столбике устаревшие слова, а во втором их современные синонимы соедините их стрелочками.
4.Физкультминутка.
5. Развитие умений Применение нового знания.
1.Переведите на современный русский язык эти архаизмы