Сегодня у нас необычный урок! У вас на уроке много гостей, мы постараемся показать как мы умеем работать.
2.Работа в Дневнике наблюдений стр.55.(Слайд 2)
3.Проверка домашнего задания.
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
-Из чего состоит земная кора (твёрдая оболочка Земли)?
-Горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются:
-На какие группы делятся полезные ископаемые?(Слайд3)
-Нерудные полезные ископаемые бывают:
-Давайте выясним, что такое полезные ископаемые. Для этого мы подберем к каждому слову синонимы.(Слайд 4)
ИСКОПАЕМЫЕ - добытые, извлеченные, от слова «копать».
Пересказ текстов . Плотные горные породы и рыхлые горные породы.
Проверочный тест.(Слайд 5)
Проверочная работа по теме «Плотные и рыхлые горные породы» _______________
1. Укажи плотные горные породы:
1) глина, песок, песчаник
2) соли, минералы, нефть
3) драгоценные камни, гранит, мрамор, песчаник
2. Укажи рыхлые горные породы:
1) песок, глина
2) соли, минералы, нефть
3) гранит, мрамор, песчаник, драгоценные камни
3. Какие полезные ископаемые используют для отопления домов, работы фабрик
1) глина, песок
2) каменный уголь, нефть, газ
3) гранит, мрамор, песчаник, драгоценные камни
4. Какой камень имеет название кумтас:
1) гранит 2) песчаник 3) поваренная соль
5. Какой камень состоит из «разных зёрен»
1) гранит 2) песчаник 3) поваренная соль
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
- Какие еще вы знаете полезные ископаемые?
-Какие полезные искомаемые вы каждый день используете?
5. Практическая работа . Повторение пройденного материала.(Слайд 6)
На столах лежат образцы полезного ископаемого .
- А сейчас, ребята, вы превратитесь в исследователей и проведете практическую работу. Я раздам каждому образец полезного ископаемого, а вы должны описать это полезное ископаемое по плану . Прочтите его. У вас 7 минут.
Для правильного построения своего ответа используйте карточка «Помогайка»(Слайд 7)
Карточка «Помогайка».
Название.
Условное обозначение.
Свойства: а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
4. Использование.
-Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…»
6.Физминутка. (Слайд 8)
7.Работа над новым материалом. Сообщение темы и цели урока.(Слайд 9)
-Тема сегодняшнего урока: Виды полезных ископаемых.
-Сегодня на уроке мы узнаем виды полезных ископаемых, узнаем их свойства, способы их добычи.
Работа по учебнику.
8.Продолжение изучение новой темы. Составление схемы.(Слайд 10)
Полезные ископаемые
глина соли горючие рудные нерудные песок
каменный уголь железо свинец фосфориты нефть газ аллюминий медь гранит мрамор
Обсуждение прочитанного. Подведение итога работы.
Рассматривание рисунка. Определение группы стр.93.
1.Рассмотри рисунки. Определи, из каких полезных ископаемых изготовлены эти предметы. Приведи свои примеры.
Назови полезное ископаемое, из которого их получают.
2)И в самые сильные морозы в домах тепло. Тепло и в наших школах.Что же это могучее вещество, которое нас согревает?
Работа с картой Казахстана. Определение месторождений различных полезных ископаемых. Обсуждение.(Слайд 11)
-Назовите и покажите на карте месторождения нефти.
Карашыганакское месторождение является одним из крупнейших месторождений газа и нефти в мире.Город Атырау называют нефтяной столицей Казахстана
Беседа о профессиях, связанных с поиском, разработкой и использованием полезных ископаемых. (Слайд 12)
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту. (Слайд 13)
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
9. Практическая работа по закреплению изученного. Проверка практической работы.
- А сейчас давайте посмотрим на экран.(Слайд 14,15,16)
10.Игра «Определи из чего?».
-Ребята, я покажу вам различные предметы, а вы попробуйте определить, с помощью каких полезных ископаемых они изготовлены. (Стекло, бензин, ложка, пластилин).
11.Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как вы думаете, нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?
- А сейчас давайте посмотрим на экран.
-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.
Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!
-На память о нашем уроке я хочу вручить вам календарики «Юных любителей природы».
12.Рефлексия.(Слайд 17)
Оцените свою работу на уроке. Если вам на уроке было всё понятно покажите улыбающийся смайл, а если что-то непонятно то грустный смайл.
13.Домашнее задание. Прочитать текст, нарисовать использование полезных испопаемых.(Слайд 18)