- развивать в детях умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать навыки управления собственной деятельностью(планировать, контролировать, оценивать) ; - развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы).
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формировать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
Метапредметные:
Регулятивные:
-учить планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Познавательные:
- учить находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- учить использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- учить выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Коммуникативные:
- учить сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.
Методическое сопровождение: учебник . Окружающий мир: 4-й кл. А,АПлешаков., М.Ю.Новицкая. Москва «Просвещение», компьютер, презентация, картинки животных и растений.
Ход урока Слайд №1
I. Орг.момент: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, Окружающий мир у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II.Проверка д/з.
1)
1.С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
(Природной зоной степей) Слайд №2
2.Где расположена зона степей?
Покажите расположение этой зоны на карте. Что вы можете рассказать про эту зону? Слайд №3
( Степная зона расположена южнее лесных зон. Здесь много тепла, но недостаточно влаги. Степь-царство трав. В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы. Участки диких степей сохранились в заповедниках.)
3. Каковы природные условия в этой зоне?
( В этой зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры-суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды не успевая напоить почву,потоками стекает в низины.
Зима в степной зоне короткая,но холодная. Ей на смену приходит непродолжительная весна, отмеченная буйным цветением степных растений.) Слайд №4
4.Дайте краткую характеристику растительного мира степей.
(Тюльпаны, ирисы- луковичные растении, они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Потом надземная часть растений отмирает, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Слайд №5
Ковыль, типчак благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги приспособлены к степным условиям) Слайд №6
6. .Дайте краткую характеристику животного мира степей.
1.Внесите по порядку буквы правильных ответов в таблицу, сначала первый вариант, а затем второй.
2.-Что у вас получилось за слово? Слайд №12
п
у
с
т
ы
н
я
III.Работа над новой темой.
1.-Ребята, вы можете рассказать о месторасположении этой зоны на карте, о животном и растительном мире этой природной зоны? ( нет)
- А хотите узнать? (Да.)
- Каким образом вы можете узнать что-то новое? (Спросить у взрослых или самим постараться найти ответ.)
-Вам какой вариант интересен? (Самим узнать)
Молодцы!!! Я горжусь что у меня в классе учатся такие любознательные детки.
А теперь начнем с вами работать над этой задачей.
- Что вы представляете, когда слышите слово пустыня? От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»).
-А попробуйте найти значение этого слова в словаре.
Работа со словарем.
1. «Пустыня» Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.
2.Безлюдное необитаемое место.
– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
2. -Чтобы нам быстрее разобраться с нашей задачей, мы будем работать в микрогруппах. Первая группа будет называться –географами. Вторая-зоологами. Третья-ботаниками.
-Каждая группа будет работать над проектом и должна защитить его в конце урока. Для этого вы будете использовать учебник стр.94-97, картинки которые вы должны выбрать из тех которые лежат на столах у вас и подойдут к вашей теме, а также разный материал из энциклопедии, который вы сами отберете себе для проекта.
-На какие же вопросы поможет ответить ваша работа?
1. Неживая природа пустыни. Слайд №13
2. Растительный мир пустыни.
3.Животный мир пустыни.
-И так, как же вы будете работать? Вы должны найти нужную информацию в учебнике, в энциклопедии, расположить ее на листах формата А-3 и защитить проект.
Вспомните правила работы в группах.
Все члены группы равны Слайд №14
Группы не соревнуются
Дружите, чтобы вместе выполнить задание
Будьте уверены в себе
В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
Ответственность за результат несёт каждый
-Но перед тем, как начнем работу, немного отдохнем, погуляем по пустыне.
3. Физминутка. Слайд №15
По пустыне мы гуляем
За природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели
И нас всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ножками топаем
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
4. -И так, начинаем работу. Желаю вам успеха!
(Дети работают в группе по плану, это поможет им в защите проекта)
5.Защита проектов. Слайд №16
Географы. Слайд №17,18
Южнее зоны степей становится теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений все меньше, появляются большие участки голой земли. Так степь постепенно сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню.
В России полупустыни охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Пустыня на карте обозначена желто – оранжевым цветом.
Пустыни бывают песчаные и глинистые. Слайд №19
Валы из песка, это барханы . Слайд №20
Растрескавшийся глинистый участок, это такыр.
Слайд №21
В пустыне встречаются оазисы. Оазис – это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут деревья и растения. Слайд №22
Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до + 70С, а ночью прохладно, потому, что песок и глина быстро остывают. Человек побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой все лето не бывает ни капли дождя!
Зима короткая, но довольно холодная. Средняя температура в январе около
–10. Снег выпадает не везде, аесли и выпадает, то снежный покров совсем неглубокий.
Ботаники. Слайд №23
Одно из самых удивительных растений пустыни- верблюжья колючка.
Слайд №24
Её корни проникают на 20-ти метровую глубину и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения.
Большую роль в жизни пустыни играют травянистое растение колосняк и кустарник джузгун. Слайд №25
Их корни хорошо закрепляют пески, не давая им двигаться под действием ветра. Интересно, что джузгун не имеет листьев, их роль играют зелёные веточки. А его плоды очень легкие и снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.
Приспособления растений к условиям жизни в пустыне :
Слайд №26
1) маленькие листья;
2) недоразвитые листья (крохотные чешуйки);
3) сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары;
4) толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев;
5) растения-насосы ( корни 20-30 метров );
6) утолщённые стебли или листья ;
7) низкорослые растения.
Зоологи. Слайд №27
Из насекомых пустыни особенно удивителен жук-скарабей- священный жук древних египтян. Слайд №28
В пустыне немало пресмыкающихся, например песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица –круглоголовка. У ящерицы –круглоголовки есть удивительная способность: в момент опасности она почти мгновенно зарывается в песок. Слайд №29, 30
Каждое животное пустыни по-своему интересно. Вот к примеру, песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвленные норы и живут в них группами. Необычно выглядят тушканчики- знаменитые прыгуны пустыни.
В пустыне живут ушастый ёж и маленькая лисичка корсак.
Слайд №31
Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами,кочуя в писках пищи и воды. Могут бегать-со скоростью до 80 километров в час.
А также самое крупное животное пустыни- верблюд. Слайд №32
Верблюд — уникальное животное. Некоторое считают его красивым, в то время как другим он кажется совсем не привлекательным и даже пугающим. Вопреки бытующему заблуждению, горб верблюдов не хранит воду. В нем накапливается жир, помогающий понизить высокую температуру всей остальной части тела. Верблюды могут выпивать до 200 литров воды за раз. Губы верблюдов имеют особенную форму, что очень помогает им пастись. Они могут съесть что-угодно, включая тернистые колючки, не повреждая губы и ротовую полость.
У многих животных пустыни маскирующая окраска песочного цвета. Приспособленность к условиям жизни видна и в поведении животных. Днем многие из них прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
-Молодцы ребята, вы хорошо работали на уроке, сами нашли информацию о пустыне, смогли выполнить и защитить свои проекты. А теперь ответьте на вопрос, который прозвучал в начале нашего урока.
– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? ( ответы детей)
IV. Закрепление изученного.
Диктант.
Задание: Найти ошибки.
Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они уталили свою жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени хвойного леса, раскинувшего у самой воды. Стали думать, что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения. Слайд №33
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
1 вариант- приготовить сообщение на тему: «Деятельность человека в природной зоне пустыня».
2 вариант- приготовить сообщение на тему: «Экологические проблемы зоны «Пустыня».