Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки; развивать навыки осознанного чтения; умение анализировать поступки героев, подтекст произведения, интерпретировать текст в графическую модель; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Ход урока
Психологическая установка на урок:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
«Доброе утро, гости!»
Дети, ”Доброе утро!”
Сегодня урок чтения проведу с Вами я, а зовут меня Елена Юрьевна.
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Тогда доброе утро будет длиться до вечера.
Я хочу, чтобы Ваше каждое утро было добрым!
Организационный момент слайд 1
А знаете, как сегодня началось моё утро? Я рано проснулась и книги увлекли меня!
Судьба подарила Бианки только 65 лет. За эти годы он многое пережил, побывал в разных городах. Отец писателя был ученым. Это он воспитал в сыне умение наблюдать и понимать природу.
Семья Бианки всегда держала дома много живности: от рыбок и птиц до змей и ежей. Интерес к лесной жизни сделал его страстным любителем природы.
Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой сказочных повестей и рассказов.
Что- то я совсем зачиталась.
Вот уже и рассвет. Мои ученики готовы к новым знаниям.
А эти книги помогут нам сегодня провести урок.
Кто пришёл сегодня на урок в отличном настроении?
Нарисуйте в воздухе улыбку.
Сколько много улыбок я вижу, значит мы поработаем на отлично.
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2- Сегодня мы продолжаем урок по уже знакомому нам произведению, и вновь отправляемся в страну чтения за открытиями.
А какие правила мы должны соблюдать на уроке? У меня есть подсказки, которые нам помогут. Закреплены заранее на доске.
Не перебивать отвечающего, поднимать руку для ответа, нельзя выкрикивать, внимательно слушать учителя
Проговорить все вместе с детьми
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке и сделать много новых открытий.
Актуализация знаний.
- Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем?
Название раздела «О братьях наших меньших»
А кто это такие братья наши меньшие?
Ответы детей
Странные существа – в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Каждый из них был для нас учителем и преподал уроки доброты.
Например, в произведении Б. Житкова утёнок нас учит быть храбрыми и защищать слабых.
М. Пришвин в своём произведении «Ребята и утята» показал нам, что люди должны бережно относится ко всему нас окружающему.
В. Бианки в своё рассказе «Музыкант» увидел в медведе человеческую душу.
Все сказки хранят мудрость народа, учат нас добру.
Соглашаетесь ли вы со мной, что это были уроки доброты? Вывешиваем УРОКИ ДОБРОТЫ
Открытие новых знаний Постановка учебной задачи
С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?
Слайд 3(Виталий Валентинович Бианки)
Сегодня мы продолжаем гостить у этого замечательного автора, который заставляет нас взглянуть на природу глазами братьев наших меньших.
Закрепить на доске В.В. Бианки
Ему в 2019 году в феврале исполнилось бы 125 лет со дня рождения (через 3 месяца)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях —
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь
Кого мы сегодня будем лучше узнавать? С какой птицей продолжим своё знакомство?
Закрепить на доску «Сова»
Кто поможет сформулировать тему урока?
Тема урока: В.В. Бианки «Сова»
Я добавлю всего два слова к сказанному Сказка – несказка (прикрепить на доску)
И тема нашего урока будет звучать теперь так…
Сказка – несказка В.В. Бианки «Сова»
Хорошо! ПРЕДПОЛОЖИТЕ, чем мы будем заниматься, какова цель нашего урока?
Будем узнавать, что такое СКАЗКА – НЕСКАЗКА, продолжим знакомство с произведением «Сова» Будем делать открытия
Дети, а может кто- нибудь из вас уже заметил какое было наше первое открытие
125 летзакрепляем цифру 1
Работа с текстом до чтения
Слайд 4сейчас мы с вами проведемРечевую разминку (артикуляционная минутка)
Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:
Прибаутка
Совушка – сова? I ряд 1,2 строка
Большая голова. восхищённо
На дереве сидела, II ряд 3,4 строка
Головой вертела, медленно
Мышку проглядела. III ряд 5 строка
с осуждением
Подходит эта прибаутка для нашей СОВЫ ? (показатькартинку)
Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано - Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Ребята мои глазки остановились на сове.
А что мы знаем о сове? Есть у нас в классе любознашки, которые нашли новый интересный материал дома, о чём мы с вами ещё не знаем…
У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. Летает сова бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.
Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В дупле, в ямке на земле, на камнях - везде может устроить гнездо сова. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху. Мудрейшая птица на свете - сова.
Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)
Любовь к природе, увлечение народными песнями, сказками, прибаутками и поговорками, помогла В.В. Бианки написать более трёх десятков сказок, а в литературе появился новый жанр сказки-несказки. Для вас это новое незнакомое, давайте вместе порассуждаем, почему автор называет свои произведения сказки - несказки ?
(В них есть сказочное и не сказочное.)
А что в нашем произведении сказочное и несказочное, реальное
Сказочное в тексте:
Сова наделена человеческими качествами:
Разговаривает
Рассердилась
Предупреждает старика
Реальное:
Совы поедают мышей - научный факт
Шмели опыляют клевер (с цветка на цветок переносят пыльцу)
Мыши разоряют гнезда шмелей
Корова питается клевером и дает молоко
Вывод:со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы, а с реальностью - они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.Прикрепляем к теме + это наше второе открытие
Слайд 5 А теперь отправляемся за открытиями на страницы учебника, открываем стр. 146, начало нашего произведения. И сейчас мы с вами почитаем по ролям и ДОКАЖЕМ, ЧО НЕОСТОРОЖНОЕ СЛОВО ТОЖЕ МОЖЕТ РАНИТЬ
1 ряд находит слова автора, 2 совы, а 3 ряд слова старика
СТАРИК ----- обидел СОВУ
Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? МЫШИ
- Что стали делать мыши?шмели
- Почему шмели нужны лугу? ОПЫЛЯЮТ КЛЕВЕР
- Что произошло с клевером на лугу? ОН ПЕРЕСТАЛ РОДИТЬСЯ
- Кому был необходим клевер? Почему? КОРОВЕ
- Что произошло с коровой? МОЛОКО открытие 3
Слайд 6 Ребята, слово МОЛОКО в русском языке словарное слово. ПРОИЗНОСИМ ПО СЛОГАМ МО-ЛО-КО в словаре ОЖЕГОВА -жидкость, получаемая от домашних животных, продукт питания, О под ударением, О-молОчный, Написние первой буквы О не можем проверть, запоминаем его написание, это словарное слово
Стала корова мало давать молока, нечем старику чай забеливать, посмотрите что получилось. Плохие поступки приводят к плохому.
сова- мыши –шмели- клевер - корова-молоко -чай
Слайд 7 Давайте проверим правильно ли мы с вами размышляли, а поможет нам в этом БУКТРЕЙЛЕР, бук – книга, трейлер – прицеп. Прицеп быстро движется, так и наша книга промелькнёт очень быстро
Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
Слайд 8 Физкультминутка
Ребята, кто был на природе, на лугу?
Давайте сейчас представим, что мы идем на луг? Шагаем вместе со мной….
Под ногами у нас стелется мягкая травка, давайте прикоснемся к ней. Проведем по ней рукой….
Идем дальше, перед нами большое дерево…проведем с вами по стволу дерева вверх, покачаем вместе с ветвями дерева руками, под шелест ветерка, посмотрим направо, теперь налево. И подышим свежим воздухом
- Что же пришлось сделать старику? Как он исправил, что натворил?
Стр. 149, давайте прочитаем как старик прощение просил у совы….
- Простила старика сова?
- Как всё восстановилось в природе? Опять схема. Теперь положительная.
сова- мыши –шмели- клевер - корова-молоко -чай
Давайте с вами попробуем охарактеризовать каждого героя, какие они?
СОВА 4 СТАРИК 5
Слова помощники : не считал своим другом, понимает связи в природе, добрая, пренебрежительный, мудрая, высокомерный, глупый, даёт советы, предупреждает об ошибках.
Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу. Нужно думать о каждом своём поступке и не совершать глупостей как старик.
- Выберите верное утверждение:
«Человек – царь природы.
Человек – часть природы.» 6
Вывод:
Раз человек – часть природы, нужно уважительно и бережно относиться ко всему живому!
Животные помогают человеку, а человек должен помогать природе!
Слайд 9 Можно ли считать наш урок сегодня уроком доброты?Да, он учит нас по-доброму относиться к окружающим 7
Слайд 11 Ребята у нас в городе тоже есть писательника, которая пишет книжки о природе и её книги тоже учат добру Солонова ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Слайд 11 РЕФЛЕКСИЯ
ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ СВОЮ РАБОТУ, В этом нам помогут волшебные блюдца, которые стоят у вас на столе, кто догадался с чем они? И волшебные палочки, сейчас мы вместе из молока сделаем радужное море, с цветными волнами. Но это нелегко… Те детки, которые считают что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в радужное молочное море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе размышлений.
Слайд 12Объяснение сути домашнего задания (на выбор)
Задания:
1-я группа рисует письмо Старику. 2-я группа рисует письмо Сове.. 3-я группа занимается законотворчеством: придумывает законы, по которым человек должен жить в природе.
Книги - это ответы на ваши постоянные ОТЧЕГО? и ПОЧЕМУ? В библиотеке вы можете взять любую из книг, прочитать её, узнать много нового и интересного. (Выставка книг)