kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Бианки "Сова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Сказка-несказка В.В. Бианки «Сова»

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки; развивать навыки осознанного чтения; умение анализировать поступки героев, подтекст произведения, интерпретировать текст в графическую модель; обогащать словарный запас учащихся;  воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Ход урока

Психологическая установка на урок:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

«Доброе утро, гости!»

Дети”Доброе утро!”

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. Бианки "Сова"»

Тема урока: Сказка-несказка В.В. Бианки «Сова»

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки; развивать навыки осознанного чтения; умение анализировать поступки героев, подтекст произведения, интерпретировать текст в графическую модель; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к природе, животным.



Ход урока

Психологическая установка на урок:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

«Доброе утро, гости!»

Дети, ”Доброе утро!”

Сегодня урок чтения проведу с Вами я, а зовут меня Елена Юрьевна.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Тогда доброе утро будет длиться до вечера.


Я хочу, чтобы Ваше каждое утро было добрым!



Организационный момент слайд 1

А знаете, как сегодня началось моё утро? Я рано проснулась и книги увлекли меня!

Судьба подарила Бианки только 65 лет. За эти годы он многое пережил, побывал в разных городах. Отец писателя был ученым. Это он воспитал в сыне умение наблюдать и понимать природу.

Семья Бианки всегда держала дома много живности: от рыбок и птиц до змей и ежей. Интерес к лесной жизни сделал его страстным любителем природы.

Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой сказочных повестей и рассказов.

Что- то я совсем зачиталась.

Вот уже и рассвет. Мои ученики готовы к новым знаниям.

А эти книги помогут нам сегодня провести урок.

Кто пришёл сегодня на урок в отличном настроении?

Нарисуйте в воздухе улыбку.

Сколько много улыбок я вижу, значит мы поработаем на отлично. 

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2- Сегодня мы продолжаем урок по уже знакомому нам произведению, и вновь отправляемся в страну чтения за открытиями.

А какие правила мы должны соблюдать на уроке? У меня есть подсказки, которые нам помогут. Закреплены заранее на доске.

Не перебивать отвечающего, поднимать руку для ответа, нельзя выкрикивать, внимательно слушать учителя

Проговорить все вместе с детьми

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке и сделать много новых открытий.

Актуализация знаний.

- Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем?

Название раздела «О братьях наших меньших»

А кто это такие братья наши меньшие?

Ответы детей

Странные существа – в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Каждый из них был для нас учителем и преподал уроки доброты.

Например, в произведении Б. Житкова утёнок нас учит быть храбрыми и защищать слабых.

М. Пришвин в своём произведении «Ребята и утята» показал нам, что люди должны бережно относится ко всему нас окружающему.

В. Бианки в своё рассказе «Музыкант» увидел в медведе человеческую душу.


Все сказки хранят мудрость народа, учат нас добру.

Соглашаетесь ли вы со мной, что это были уроки доброты? Вывешиваем УРОКИ ДОБРОТЫ


Открытие новых знаний Постановка учебной задачи

С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?

Слайд 3 (Виталий Валентинович Бианки)

Сегодня мы продолжаем гостить у этого замечательного автора, который заставляет нас взглянуть на природу глазами братьев наших меньших.


Закрепить на доске В.В. Бианки


Ему в 2019 году в феврале исполнилось бы 125 лет со дня рождения (через 3 месяца)


Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь



И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь

Кого мы сегодня будем лучше узнавать? С какой птицей продолжим своё знакомство?

Закрепить на доску «Сова»

Кто поможет сформулировать тему урока?

Тема урока: В.В. Бианки «Сова»

Я добавлю всего два слова к сказанному Сказка – несказка (прикрепить на доску)

И тема нашего урока будет звучать теперь так…

Сказка – несказка В.В. Бианки «Сова»

Хорошо! ПРЕДПОЛОЖИТЕ, чем мы будем заниматься, какова цель нашего урока?

Будем узнавать, что такое СКАЗКА – НЕСКАЗКА, продолжим знакомство с произведением «Сова» Будем делать открытия

Дети, а может кто- нибудь из вас уже заметил какое было наше первое открытие

125 лет закрепляем цифру 1

Работа с текстом до чтения

Слайд 4 сейчас мы с вами проведем Речевую разминку (артикуляционная минутка)

Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

Прибаутка

Совушка – сова? I ряд 1,2 строка

Большая голова. восхищённо

На дереве сидела, II ряд 3,4 строка

Головой вертела, медленно

Мышку проглядела. III ряд 5 строка

с осуждением

Подходит эта прибаутка для нашей СОВЫ ? (показать картинку)

Физкультминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазкам видеть всё дано - 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

Ребята мои глазки остановились на сове.

А что мы знаем о сове? Есть у нас в классе любознашки, которые нашли новый интересный материал дома, о чём мы с вами ещё не знаем…

У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.



У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. Летает сова бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.



Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В дупле, в ямке на земле, на камнях - везде может устроить гнездо сова. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху. Мудрейшая птица на свете - сова.









Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

Что помогает охотиться сове?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

Вывешиваем картинку «Сова».

Любовь к природе, увлечение народными песнями, сказками, прибаутками и поговорками, помогла В.В. Бианки написать более трёх десятков сказок, а в литературе появился новый жанр сказки-несказки. Для вас это новое незнакомое, давайте вместе порассуждаем, почему автор называет свои произведения сказки - несказки ?

 (В них есть сказочное и не сказочное.)


А что в нашем произведении сказочное и несказочное, реальное


Сказочное в тексте:

Сова наделена человеческими качествами:

  • Разговаривает

  • Рассердилась

  • Предупреждает старика

Реальное:

  • Совы поедают мышей - научный факт

  • Шмели опыляют клевер (с цветка на цветок переносят пыльцу)

  • Мыши разоряют гнезда шмелей

  • Корова питается клевером и дает молоко

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы, а с реальностью - они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Прикрепляем к теме + это наше второе открытие





Слайд 5 А теперь отправляемся за открытиями на страницы учебника, открываем стр. 146, начало нашего произведения. И сейчас мы с вами почитаем по ролям и ДОКАЖЕМ, ЧО НЕОСТОРОЖНОЕ СЛОВО ТОЖЕ МОЖЕТ РАНИТЬ

1 ряд находит слова автора, 2 совы, а 3 ряд слова старика

СТАРИК ----- обидел СОВУ

Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? МЫШИ

- Что стали делать мыши? шмели

- Почему шмели нужны лугу? ОПЫЛЯЮТ КЛЕВЕР

- Что произошло с клевером на лугу? ОН ПЕРЕСТАЛ РОДИТЬСЯ

- Кому был необходим клевер? Почему? КОРОВЕ

- Что произошло с коровой? МОЛОКО открытие 3

Слайд 6 Ребята, слово МОЛОКО в русском языке словарное слово. ПРОИЗНОСИМ ПО СЛОГАМ МО-ЛО-КО в словаре ОЖЕГОВА -жидкость, получаемая от домашних животных, продукт питания, О под ударением, О-молОчный, Написние первой буквы О не можем проверть, запоминаем его написание, это словарное слово

Стала корова мало давать молока, нечем старику чай забеливать, посмотрите что получилось. Плохие поступки приводят к плохому.

сова- мыши –шмели- клевер - корова-молоко -чай

Слайд 7 Давайте проверим правильно ли мы с вами размышляли, а поможет нам в этом БУКТРЕЙЛЕР, бук – книга, трейлер – прицеп. Прицеп быстро движется, так и наша книга промелькнёт очень быстро

Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.







Слайд 8 Физкультминутка

Ребята, кто был на природе, на лугу?

Давайте сейчас представим, что мы идем на луг? Шагаем вместе со мной….

Под ногами у нас стелется мягкая травка, давайте прикоснемся к ней. Проведем по ней рукой….

Идем дальше, перед нами большое дерево…проведем с вами по стволу дерева вверх, покачаем вместе с ветвями дерева руками, под шелест ветерка, посмотрим направо, теперь налево. И подышим свежим воздухом

- Что же пришлось сделать старику? Как он исправил, что натворил?

Стр. 149, давайте прочитаем как старик прощение просил у совы….

- Простила старика сова?

- Как всё восстановилось в природе? Опять схема. Теперь положительная.

сова- мыши –шмели- клевер - корова-молоко -чай

Давайте с вами попробуем охарактеризовать каждого героя, какие они?

СОВА 4 СТАРИК 5

Слова помощники : не считал своим другом, понимает связи в природе, добрая, пренебрежительный, мудрая, высокомерный, глупый, даёт советы, предупреждает об ошибках.

Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях. Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу. Нужно думать о каждом своём поступке и не совершать глупостей как старик.

- Выберите верное утверждение:

«Человек – царь природы.

Человек – часть природы.» 6

Вывод:

Раз человек – часть природы, нужно уважительно и бережно относиться ко всему живому!

Животные помогают человеку, а человек должен помогать природе!

Слайд 9 Можно ли считать наш урок сегодня уроком доброты? Да, он учит нас по-доброму относиться к окружающим 7



Слайд 11 Ребята у нас в городе тоже есть писательника, которая пишет книжки о природе и её книги тоже учат добру Солонова ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА



Слайд 11 РЕФЛЕКСИЯ

ДАВАЙТЕ ОЦЕНИМ СВОЮ РАБОТУ, В этом нам помогут волшебные блюдца, которые стоят у вас на столе, кто догадался с чем они? И волшебные палочки, сейчас мы вместе из молока сделаем радужное море, с цветными волнами. Но это нелегко… Те детки, которые считают что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в радужное молочное море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе размышлений.







Слайд 12 Объяснение сути домашнего задания (на выбор)

Задания:

1-я группа рисует письмо Старику.
2-я группа рисует письмо Сове..
3-я группа занимается законотворчеством: придумывает законы, по которым человек должен жить в природе.

Книги - это ответы на ваши постоянные ОТЧЕГО? и ПОЧЕМУ? В библиотеке вы можете взять любую из книг, прочитать её, узнать много нового и интересного. (Выставка книг)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
В. Бианки "Сова"

Автор: Шатова Елена Юрьевна

Дата: 11.08.2019

Номер свидетельства: 517552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки "Сова"" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-vitalii-valientinovich-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "109734"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404978544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "В. Бианки « Сова» "
    ["seo_title"] => string(13) "v-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "161289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422199488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Литературное чтение 2 класс "В. Бианки "Сова" "
    ["seo_title"] => string(46) "litieraturnoie-chtieniie-2-klass-v-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "175940"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424341915"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Литературное чтение В. Бианки "Сова". "
    ["seo_title"] => string(38) "litieraturnoie-chtieniie-v-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "175947"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424342430"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: «В. Бианки «Сова». (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytyi_urok_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_v_bianki_sova_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "524620"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572297889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства