Цели: провести наблюдения за зимними изменениями в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Вводная беседа.
Какая сегодня погода?
Чем она отличается от погоды того дня, когда проводилась осенняя экскурсия.
Рассмотрите снежинки.
Сколько лучей у снежинок?
Дети: На улице холодно, мороз. Идет снег. У снежинок 6 лучей. Попадая на руку, снежинки от тепла тают, превращаются в капельку воды.
Учитель: Прислушайтесь. Снег хрустит под ногами. Это под тяжестью человеческого тела ломаются хрупкие снежинки.
Итоговые вопросы:
1. Как с приходом зимы изменилась погода в нашей местности?
2. Как изменились температура воздуха, осадки?
Дети отвечают на вопросы.
2. Практическая работа.
Измерение глубины снега на открытом и закрытом местах. Глубина снега разная.
Учитель: Где снега больше? Почему?
Дети: На открытых местах снега меньше, потому что его от ветра ничто не закрываем и ветер сдувает снег. Возле деревьев снег задерживается, дерево является преградой.
Учитель: Как похолодание и снег повлияли на растения и животных? Обратите внимание на парк. Как он изменился со времени осенней экскурсии?
Дети: деревья совсем сбросили листья, их укрыл снег.
Учитель: Определите, где хвойные, а где лиственные деревья. Обратите внимание на снег под елями и соснами.
Дети: Хвойные деревья по-прежнему зеленые, под ними лежат побуревшие иголки, значит, постепенно меняется.
На ветках лиственных деревьев есть почки. На рябине ярко-красные гроздья ягод.
Учитель: Какое значение имеет снег для защиты зимующих зеленых растений от вымерзания.
Дети отвечают.
3. Наблюдение за жизнью животных в зимнее время.
Учитель: Обратите внимание, насекомых не видно. Если снять кусочек коры, то можно увидеть ходы насекомых и их куколок. Некоторые насекомые так зимуют. Из всех животных на зимней экскурсии наиболее доступны для наблюдения птицы. Прислушайтесь к птичьим голосам.
Дети: Птичьего пения не слышно. Слышно, как кричит ворона, стучит дятел. Можно увидеть стайки.
Учитель: Синички очень подвижные, юркие. В стволах деревьев отыскивают в трещинках коры насекомых. Обратите внимание, на рябине — снегири, они кормятся ягодами.
4. Вывод делают ученики.
Зимой стало еще холоднее, чем осенью. Лиственные кустарники стоят без листьев. По прежнему зеленеют лишь хвойные. Зелеными зимуют и некоторые растения под снегом. Большинство животных от холода и голода спрятались в норах, гнездах, перебрались поближе к человеческому жилью. Большинство птиц улетели в теплые края.
5. Работа в классе.
Работа в учебнике на стр. 110—113.
Каким зверям и птицам дает ель пищу и укрытие?
Чтение рассказа на стр. 112.
Домашнее задание.
Вспомнить, что увидели на экскурсии. Нарисовать рисунок на тему «Зимней лес», написать сочинение не тему «Зима».