Тема: «В гости к весне»
Учебный предмет: окружающий мир
Ф.И.О. учителя: Лисайчук Ирина Витальевна
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2012г., стр. 86 - 89.
Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»
Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (игра, отгадывание загадок, проблемно-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.
Оборудование:
1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.
2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.
3.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Технологическая карта урока
Тема
В гости к весне
Тип урока по целеполаганию
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Создание условия для формирования обобщения «явлений природы весной» и введения их в систему знаний
Задачи урока
Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; учить наблюдать за изменениями в природе;
Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.
Воспитывающая: воспитывать чувство бережного отношения к природе, воспитывать желание учиться и делать открытия;
Основные термины и понятия
Ледоход, половодье, проталины
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты
Познакомятся с весенние изменения в живой и неживой природе, названиями раннецветущих растений, научатся наблюдать за изменениями в природе.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные УУД:
Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.
Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
1 этап: Самоопределение к деятельности
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня. Слайд
- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» по нашей планете.
Девизом нашего урока будет: Не стыдно не знать, Слайд
Стыдно не учиться!
Сегодня мы будем работать, сравнивать, рассуждать, анализировать, искать решения.
Создание положительного настроя на учение, благоприятной эмоциональной атмосферы.
Эмоциональная мотивация.
Читают девиз на слайде.
2 этап: Актуализация знаний. (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.
Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.
На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа?
- Напомните мне, пожалуйста, что относится к живой природе?
- Чем отличается живая природа от неживой природы.
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, давайте немного поиграем:
Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - хлопаете в ладоши. неживой природы – топаем.
Дерево, камни, ромашка, сосульки, снег, бабочка, воздух, птицы, вода, люди, солнце, грибы, медведь, небо
С помощью диалога учащиеся вспоминают и называют предметы живой и неживой природы.
Обучающиеся в ходе игры выполняют
Определенные действия.
3 этап: Постановка учебной задачи
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.
Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа.
Сегодня мы не покидая класса отправимся в гости, а к кому вы узнаете после того как прослушайте стихотворения
1.Если речка голубая
Пробудилась ото сна,
И бежит, в полях сверкая-
Значит, к нам пришла.(весна)
2. Если снег везде растаял
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая-
Значит, к нам пришла …(весна)
3. Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет-
Значит, к нам пришла …(весна).
- Сформулируйте тему нашего урока с точки зрения названия раздела «Путешествие»
Мы пойдём в гости к весне, для того чтобы узнать….
1) как изменяется погода с приходом весны,
2) какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, с помощью диалога ставят цель на урок.
Просмотр содержимого документа
«Лисайчук И.В.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Сосногорска
Конспект урока по
окружающему миру во 2 классе
«В гости к весне»
подготовила
учитель начальных классов
Лисайчук И.В.
Сосногорск 2015
Тема: «В гости к весне»
Учебный предмет: окружающий мир
Ф.И.О. учителя: Лисайчук Ирина Витальевна
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2012г., стр. 86 - 89.
Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»
Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (игра, отгадывание загадок, проблемно-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.
Оборудование:
1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.
2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.
3.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Технологическая карта урока
Тема | В гости к весне |
Тип урока по целеполаганию | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Создание условия для формирования обобщения «явлений природы весной» и введения их в систему знаний |
Задачи урока | Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; учить наблюдать за изменениями в природе; Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету. Воспитывающая: воспитывать чувство бережного отношения к природе, воспитывать желание учиться и делать открытия; |
Основные термины и понятия | Ледоход, половодье, проталины |
Личностные результаты | Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты | Познакомятся с весенние изменения в живой и неживой природе, названиями раннецветущих растений, научатся наблюдать за изменениями в природе. |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Регулятивные УУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению. Планировать свои действия. Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
1 этап: Самоопределение к деятельности |
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня. Слайд - Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» по нашей планете. Девизом нашего урока будет: Не стыдно не знать, Слайд Стыдно не учиться! Сегодня мы будем работать, сравнивать, рассуждать, анализировать, искать решения. | Создание положительного настроя на учение, благоприятной эмоциональной атмосферы. Эмоциональная мотивация.
Читают девиз на слайде. |
2 этап: Актуализация знаний. (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся. Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений. |
На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? - Напомните мне, пожалуйста, что относится к живой природе? - Чем отличается живая природа от неживой природы. Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, давайте немного поиграем: Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - хлопаете в ладоши. неживой природы – топаем. Дерево, камни, ромашка, сосульки, снег, бабочка, воздух, птицы, вода, люди, солнце, грибы, медведь, небо | С помощью диалога учащиеся вспоминают и называют предметы живой и неживой природы. Обучающиеся в ходе игры выполняют Определенные действия. |
3 этап: Постановка учебной задачи |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. |
Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. Сегодня мы не покидая класса отправимся в гости, а к кому вы узнаете после того как прослушайте стихотворения
1.Если речка голубая Пробудилась ото сна, И бежит, в полях сверкая- Значит, к нам пришла..(весна) 2. Если снег везде растаял И трава в лесу видна, И поет пичужек стая- Значит, к нам пришла …(весна) 3. Если солнце разрумянит Наши щеки докрасна, Нам еще приятней станет- Значит, к нам пришла …(весна). - Сформулируйте тему нашего урока с точки зрения названия раздела «Путешествие» Мы пойдём в гости к весне, для того чтобы узнать…. 1) как изменяется погода с приходом весны, 2) какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, с помощью диалога ставят цель на урок. |
4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи) |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. Формируемые УУД: овладение умением извлекать необходимую информацию, анализировать, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, корректировать, вносить необходимые дополнения; устанавливать причинно-следственные связи. |
- Перечислите названия весенних месяцев по порядку. - Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь и какие из признаков этого месяца вы услышали: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. (март) Назовите признаки, которые вы услышали в загадке? слайд В старину в народе март называли протальник, капельник Как вы думаете, почему? 2. Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? (Апрель) Признаки ………. (слайд) А вот апрель в народе называют снегогон, водолей . Почему? 3.Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это (Май) Слайд В старину в народе май называли травень. Догадались почему? - Где ещё можно узнать об изменениях в неживой и живой природе? . Правильно, и сейчас мы поработаем в группах. Вы будете выступать в роли маленьких исследователей, тема заданий общая - весна. Но задания у каждой группы будут свои. -Перед тем как приступить к работе, вспомним правила работы в группе Слайд Уважай своего товарища Говори спокойно и ясно. Умей каждого выслушать Говори только по делу. Не согласен - предлагай Капитаны получают задания 1 группа 1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86) 1.Солнце. 2.Небо 3. Снег 4. Почва. 2 группа 1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 87) 1) Что такое ледоход? 2) Что такое половодье? 3 группа 1.Познакомьтесь с рассказом на с.88, на листочке ответить на вопрос: какие изменения происходят в жизни растений? 4 группа 1.Познакомьтесь с информацией в учебнике на (c.89), с рассказом на листочке и ответить на вопрос: 1) Что происходит в жизни птиц? 2) Что происходит с животными? | Отгадывают загадку, по очереди комментируют, рассуждают, обосновывая свой выбор.
Высказывают свои предположения.
Работают в группах, извлекая необходимую информацию из текста |
5 этап: Первичное закрепление |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
- Почему с приходом весны стало теплее?. - Какие новые понятия вам встретились. - Что такое ледоход? Слайд– - Приходилось ли вам наблюдать ледоход? - Теперь давайте посмотрим, как это происходит в природе (в движении). (видеофильм) Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска - А почему весной опасно ходить по льду? - Когда рекам грозит половодьем? Слайд
- Почему сильное половодье бывает опасно для животных? -Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (показ книги) - Какой можно сделать вывод об изменениях в неживой природе, и как они связаны между собой? Физкультминутка для глаз слайд - Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение природы. И сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. - Что происходит с деревьями, кустарниками? - Что значит раннецветущие растения? Давайте на них посмотрим. Слайд Мать–и-мачеха, - Кто из вас знает почему это растение так называют? – Почему эти растения могут зацветать так рано? - Почему около раннецветущих растений горит сигнал опасности? Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Многие собирают весной букеты весенних растений. Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу. А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту …. - Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?, Слайд Отгадайте загадку (на слайде) - Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Слайд - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Слайд Март — время прилета грачей в Россию. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы, трясогузки, журавли – в апреле, соловьи, ласточки – в мае. В народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Трясогузки прилетают с зимовок в конце марта–начале апреля, когда лёд еще не сошёл, а малые реки у берегов освобождаются ото льда. - Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? - А какую пользу приносят птицы? - Расскажите, какие изменения произошли в жизни животных с приходом весны. |
Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Встают из - за парт, выполняют физминутку. |
6 этап: Обобщение и закрепление (практическая работа) |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе практической работы. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике. |
Весенние изменения в неживой природе (в живой природе) 1) Ледоход 2) Потепление 3) Набухание почек 4) Прилёт птиц 5) Оттаивание почвы 6) Появление насекомых 7) Рождение детёнышей у животных 8) Таяние снега 9) Половодье Кодировка: 110010011 Слайд | Обучающиеся работают на листочках, проводят проверку по эталону. |
7 этап: Рефлексия. Итог урока |
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока? - Что нового узнали на уроке? - Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? Наш урок подходит к концу, с весной пора прощаться. Чтобы узнать какое настроение она у вас вызвала и наш урок, весна оставила это деревце. Оно без листочков, но это не беда, сейчас мы его оживим! - Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека». - Запомните это высказывание. Оно поможет вам быть истинными друзьями и защитниками природы. - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников). | Приклеивают соответствующие картинки, оживляя дерево. |
8 этап: домашнее задание Учебник: с.86-89,тетрадь: с. |