Просмотр содержимого документа
«Урок "Золотое правило нравственности"»
Пояснительная записка
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Золотое правило нравственности
Цель урока: познакомить обучающихся с золотым правилом нравственности и применением его в жизни.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить обучающихся с золотым правилом нравственности, с причинами появления и применением его в жизни.
Развивающие:
• совершенствовать навыки чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания;
• развивать навыки групповой самоорганизации, умения вести диалог;
• развивать логическое мышление (на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа, обобщения), способности четко формулировать свои мысли.
• развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
• формировать у обучающихся ценностного отношения к собственным поступкам;
• воспитывать положительную мотивацию к процессу познания;
• воспитывать желание оказать помощь товарищу, применять правила делового сотрудничества.
Методы, приёмы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный метод, проблемно-диалогический метод, работа с учебником, беседа, рассказ, слушание, информационно-коммуникативные технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые учебные результаты урока:
• обучающиеся познакомятся с причинами появления золотого правила нравственности; с его формулировкой;
• научатся применять золотое правило нравственности в жизни;
• научатся оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать другого, вступать в беседу;
• научатся аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• научатся определять цель учебной деятельности, планировать её, выполнять последовательность необходимых операций и оценивать свою работу;
• будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ход урока
I. МОТИВАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Организация деятельности детей
- Добрый день и добрый час!
Очень рада видеть вас.
Урок «Основы светской этики» я начинаю.
И новых открытий всем желаю.
- Чтобы вы хотели пожелать друг другу на урок? (пожелания детей)
2. Актуализация знаний
- Что изучает этика? (изучает мораль, т. е. правила поведения)
- Зачем нам нужны знания по этике? (этика помогает совершать добродетельные
поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше)
- Назовите главное понятие этики. (нравственность)
- Найдите на доске определение, которое соответствует понятию «нравственность».
( поднимите карточку с нужной буквой)
А) Это действия, направленные на удовлетворение личных интересов.
Б ) Правила, определяющие поведение человека в обществе.
В) Это отношения, основанные на взаимной привязанности личных интересов.
- Что такое нравственный поступок? (это действия человека, совершённое в соответствии с нормами морали)
3. Работа в парахс раздаточным материалом Приложение 1
- Сформулируйте задание. (Найти и отметить нравственные поступки)
Самопроверка со слайдом. Самооценка. Слайд 1
- Что объединяет все эти поступки? (Это поступки добродетельные, во благо людей)
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП(информационно-аналитический)
1.Целеполагание и планирование деятельности
- Нам часто приходится решать, как поступать в той или иной ситуации. Иногда очень трудно сделать выбор. Как вы думаете, что помогает нам правильно поступать? (ответы детей)
- Существует особое правило. Его называют золотым правилом нравственности. Это тема нашего урока. Тема на доске Слайд 2
Запись темы урока в маршрутный лист. Приложение 2
- В каком значении употреблено слово «золотое»? (главное) Сформулируйте цель урока?
(познакомиться с золотым правилом нравственности и как применять его в жизни)
Цель на доске Слайд 3
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Коллективное составление плана урока)
План План на доске Слайд 4
1. Почему появилось золотое правило нравственности?
2.Как формулируется это правило?
3.Как применить его в жизни?
- Что будет источником информации?
2. Работа в парах с раздаточным материалом.
- Почему появилось золотое правило нравственности? Прочитайте и ответьте на вопросы.
Приложение 3
Индивидуальная работа (1 уч.) Работа с учебником стр.42, 1 абзац
- Кто из великих людей говорил о золотом правиле нравственности?
- Когда стали это правило называть золотым?
3. Проверка работы в парах
- Назовите великих людей, которые говорили о золотом правиле нравственности. (Будда, Конфуций, Ману, Фалеса)
- Чему учит Будда? Почему Будда стал говорить о правилах нравственности? Что говорил Конфуций? Смысл законов Ману? Фалеса? Слайд 5-7
- Что объединяет все эти правила?
4. Проверка индивидуальной работы
- Кто ещё из великих людей говорил о золотом правиле нравственности? (римский философ Сенека)
- Когда стали это правило называть золотым? (в 18 веке) Самоконтроль. Самооценка.
5. Работа с учебником стр. 42. Знакомство с формулировкой этого правила. (чтение про себя, хором)
6. Самостоятельная работа.Допишите по памяти это правило в маршрутном листе урока. Самопроверка. (правило на доске) Самооценка.
- Сделайте вывод. Что такое золотое правило нравственности? (выберите правильный ответ и покажите нужную букву) Слайд 8
Это способ правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку.
7. Работа в группах с раздаточным материалом. Как применить это правило в жизни?
- Определить последовательность действий. Работа с учебником стр. 43
Приложение 4
8. Проверка работы в группах.Фронтально и Слайд 9
Самооценка результата работы группы. (Кто справился без ошибок?)
Оценить деятельность группы, выбрав вариант ответа.
А) Работали дружно, разногласий не было
Б) Работали дружно, спорили, но достигли результата.
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Физминутка. – Чем знаменателен день 7 февраля 2014 года?
- Под олимпийскую музыку ищут в классе 3х талисманов олимпийских
игр в Сочи?
- Как вы думаете, актуально ли золотое правило нравственности для олимпийцев?
9. Работа в группах с раздаточным материалом.
- Оцените поступки детей (карточка №1 и №2 Приложение 1) с точки зрения золотого правила нравственности, пользуясь алгоритмом.
10.Проверка работы в группах.Фронтально. Самопроверка. Самооценка.
11. Рассказ учителя.
- 27 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. 900 страшных дней и ночей город был окружен немцами. Слайд 10
Послушайте отрывок из воспоминаний «Блокадный Ленинград»
В городе не было продовольствия. Люди умирали от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. (показ кусочка хлеба), хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке, вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, вставь последним в очередь, получил ещё порцию хлеба. Окрылённый шёл домой, с радостью рассказал маме о случившемся. С нетерпеньем ждал похвалы, но увидел слёзы на глазах мамы.
- Подумайте и оцените поступок мальчика с точки зрения золотого правила нравственности.
- Почему заплакала мама? (мнения детей)
- Сделайте вывод. Чему учит нас золотое правило нравственности?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. (Оценочно-рефлексивный)
1. Самостоятельная работа «Проверь себя»в маршрутном листе (по выбору)
Самопроверка по образцу. Самооценка. Слайд 11
2. Продолжи предложение
Я узнал………………………….
Я советую своим друзьям……………….
Я понял……………………………………..
Самым важным для меня было .……………
- Над чем заставил задуматься вас этот урок?
- Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить? Для желающих по выбору учитель предлагает задание.
1.Напишите свои правила нравственности, которые вам помогают в жизни.
2.Напишите те поступки людей, которые бы вы не хотели, чтобы совершались по отношению к вам.
Приложение 1
4.
5.
2.
1.
3.
Приложение 2.
Маршрутный лист
Тема урока___________________________________
1. Допиши предложение.
Поступай по отношению к другим так, __________________________________________
2. Напишите те поступки людей, которые бы вы не хотели, чтобы совершались по отношению к вам.
Я не хочу, чтобы меня обзывали,____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Прочитайте.
Около двух с половиной тысяч лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
Будда учит нас: «не делай другим того, что сам считаешь злом»
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших».
Конфуций говорил: «только добро ведёт к счастью»
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».
Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы боль тебе.»
Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил:
«Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других»
Ответьте на вопросы.
1. Кто из великих людей говорил о правилах поведения?
2. Чему учат нас эти правила? Что их объединяет?
Приложение 4
Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
Оценить последствия поступка.
Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»