Познавательные цели: развивать готовность учащихся к активной учебно–познавательной деятельности на основе опорных знаний, развивать у детей способность к самостоятельному выполнению заданий, развивать познавательные интересы учащихся на основе природоведческих знаний.
Развивающие цели: формировать у учащихся умение анализировать, учить выделять главное, сравнивать, обобщать, ставить и разрешать проблемы, продолжить формирование умения работать с текстом.
Воспитывающие цели: формировать гуманные отношения на уроке, интерес к окружающему миру, воспитывать у учащихся дисциплинированность, любовь к предмету, бережное отношение к природе.
Ход урока.
I. Организация начал урока. Приветствие учащихся. Создание благоприятной психологической обстановки.
–Ребята, девизом нашего урока я выбрала пословицу: «Будет пчела
на цветке – будет и яблоко на столе».
– Как вы думаете, почему?
– Мы тоже будем трудиться, чтобы получить результат.
1. Жужжащее чтение. /Дети читают 2-3 минуты книгу, которую принесли на урок./
2. Совместная работа над словами. Задание на развитие памяти, внимания, мышления.
На доске записаны слова столбиком. Дети читают их несколько раз, затем слова закрываются и ребята отвечают на вопросы.
коньки
Волга
карандаши
чулан
листья
сахар
вьюга
Мурзик
хлеб
– Назови слова по порядку, как запомнил.
– Назови четырёхсложные слова.
– Назови слова с ь знаком.
– Назови слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу.
– Сколько «съедобных» слов? Назови их.
– Сколько слов с большой буквы? Почему?
– Сколько слов, называющих явления природы?
– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
3. Проверка домашнего задания в форме теста /перфокарты/.
А сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный читатель. Перед вами вопросы к рассказу И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Постарайтесь правильно ответить на них.
I. Когда у старой зайчихи появились зайчата?
а) весной
б) летом
в) осенью
II. Сколько зайчат было у зайчихи?
а) 2
б) 3
в) 4
III. Сколько этажей было в бобровой хатке?
а) 2
б) 3
в) 4
IV. Кто из зверей пробовал ломать хатку?
а) рысь
б) выдра
в) жадная росомаха
Физкультминутка.
II. Формулировка темы урока, постановка цели урока.
– Ребята, сегодня мы продолжим работу над текстом рассказа «Листопадничек». Вы будете много читать, думать, рассказывать. Эти виды работы помогут нам сделать верные выводы о герое сказки, выяснить смысл её названия и отношение автора к своему герою.
III. Работа с текстом.
1. Осмысление прочитанного.
– Кто является главным действующим лицом в прочитанном вами произведении?
– Можно ли сравнить Листопадничка с другим зайцем, о котором вы недавно читали в сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка («Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»)?
– Что общего у этих двух зайчат? А что их отличает?
2. Работа по развитию навыков чтения /выборочное чтение и чтение по ролям/.
А) - Рассмотрите внимательно рисунок /с. 67 учебника/, найдите в тексте описание эпизода, который предшествовал тому, что изобразил художник. Прочитайте выразительно./Ребята читают сначала про себя, а затем вслух./
– Расскажите, что произошло после встречи Листопадничка с Бобром.
– Найдите в тексте то место, где описывается, как бобры поставили крышу.
– Что делал Листопадничек в бобровой хатке, чем занимался? Найдите и прочитайте.
Б) Чтение по ролям /с. 66–69, отрывок завершается словами «Мы звери трудолюбивые»/.
-Какими качествами характера наделяет автор бобров?
-А вам, ребята, встречались люди, похожие характером на этих бобров?
3. Работа над осмыслением названия сказки.
На доске написано несколько названий:
1.Путешествие зайчонка.
2.Храбрый зайчик.
3.Дружба зверей.
– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанному рассказу. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.
– Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок рассказа, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?
4. Обобщение.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Листопадничек» и его главный герой?
-Как относится автор к своему герою? Докажите вашу мысль, используя текст.
5. Физкультминутка.
6. Творческие работы детей.
–Ребята, я уверена, что вы непросто внимательно и вдумчиво прочитали сказку И.С. Соколова-Микитова. Но вам захотелось больше узнать о животных, которых автор сделал своими героями, поделиться мыслями и чувствами.
Сообщения детей о зайцах /дети представляют свои работы/.
Например:
Зайцы живут небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении почвы или в снежной норе, а ночью бродят, отыскивая пищу.
Первый раз у зайчихи появляются зайчата в конце апреля, и их бывает один или два, второй раз – три или четыре зайчонка, а третий раз в августе (последний раз) и бывает, то есть появляются только три зайчонка.
Вывод:
–Из ваших, ребята, сообщений мы узнали, что не такой уж трус наш зайчишка. Бывает и такое: когда на него нападает орёл, он ложится на спину и отбивается задними лапами.
–Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились!
7. Работа в группах (вспомните про зайца: первая группа – загадки, вторая группа – пословицы, а третья группа – сказки).
8. Знакомство с литературой /книги, журналы /. Выставка книг и журналов.
Ребята, прочтя эти рассказы, вы ещё больше узнаете о зайцах.
9. Скороговорки. /Повторяем изученную скороговорку и учим новую./
IV. Итог урока.
– Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
– Какие виды работ мы с вами использовали при работе с текстом?
– Что мы узнали с вами нового?
Мне было очень интересно с вами работать. А вам?
Молодцы, ребята.
– А настроение какое?
Задание на дом: подготовить пересказ содержания рассказа от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).