Урок внеклассного чтения В. Сухомлинский Трудно быть человеком
Урок внеклассного чтения В. Сухомлинский Трудно быть человеком
Урок внеклассного чткния расширяет и закрепляет знания детей о творчестве гениального педагога В.А. Сухомлинского. Формирует нравственные качества учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения В. Сухомлинский Трудно быть человеком»
Тема. В. Сухомлинский. ”Трудно быть человеком”.
Цели урока: расширять и закреплять знания детей о творчестве гениального педагога В.А. Сухомлинского. Формировать нравственные качества учащихся. Совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах.
Развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам.
Воспитывать интерес к книге, нравственные качества: доброту, благодарность.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, иллюстрации к рассказам и сказкам В. Сухомлинского, карточки с номером и частью текста (у каждого ученика), пословицы на карточках, выставка книг писателя, ассоциативный куст, сенкан.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Методы, приёмы, формы работы:
технология работы в группах;
презентации прочитанных рассказов;
предвидение текста по названию и опорным словам;
метод ”Джигсоу”;
«Мозговой штурм»
Методика «Сенкан»
Ход урока
Организация класса.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите,
На меня теперь взгляните.
Потихонечку садитесь
На уроке не ленитесь.
Сообщение темы и задач урока
- Дети, посмотрите на доску и прочитайте пословицы
От добра добра не ищут.
Добра желаешь, добро и делай!
Жизнь дана на добрые дела.
- Какой темой объединены эти пословицы?
Тема нашего урока тесно связана с этим словом, прочитайте её.
Актуализация опорных знаний.
Беседа. Биография В.А. Сухомлинского.
Кто на портрете?
Кто это такой?
Что знаем из биографии? (ответы детей)
Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области в селе селянина – бедняка.
Отец его, Александр Емельянович, был столяром. Семья имела небольшой участок земли и занималась сельским хозяйством. Он принадлежал к образованным и уважаемым людям села. Делал заметки в районную газету и преподавал трудовое обучение в сельской школе.
Мама, Оксана Авдеевна, работала в колхозе.
В 1933 году Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был чудесный характер. Он был энергичным, жизнерадостным мальчиком.
Всех учил ”Устные задания можно выполнять пока идёте домой. Идёте вместе и вспоминаете, что рассказывал учитель на уроке”.
Учился в Кременчугском пединституте на факультете языка и литературы, но вынужден был бросить учёбу в связи с болезнью. Позднее он работал учителем украинского языка и литературы в 5–7 классах и продолжал заочно учиться. После окончания института работал учителем украинского и русского языка и завучем.
2. Рассказ учителя
Послушайте, ребята, ещё сведения из жизни Сухомлинского.
В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал ”Сердце отдаю детям”. (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Перестало биться сердце выдающегося педагога. Он после себя оставил большую и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом и нашу большую Родину.
Проверка домашнего задания.
Есть выражение: ”Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты”. С таким же правом можно сказать: ”Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”. Человек любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён умными, добрыми и верными друзьями.
Как вы думаете, что это за друзья? Правильно друзья эти – книги. Огромный и поучительный мир врывается к нам со страниц любимых книг.
Сегодня на урок мы готовили рассказы и сказки В.А. Сухомлинского.
Как вы думаете, почему мы выбрали рассказы этого выдающегося педагога? ( Его книги учат быть добрыми, вежливыми, трудолюбивыми, красивыми, охранять красоту, любить и охранять природу.)
К каким произведениям выполнены эти иллюстрации? (”Пурпурный цветок”, ”Праздник первого хлеба”, ”Доброе слово”, ”Самый скупой в мире дед”, ”Какой след должен оставить человек на земле”, ”Возьми ещё один цветок, Тина”).
Какие ещё рассказы вы читали, и какие иллюстрации к ним подготовили? Проведём презентацию некоторых прочитанных рассказов (”Борщ со свежим хлебом”, ”Скажи человеку ”Здравствуйте”, ”Старый и Новый год”, ”Потому что я – человек”), (ответ учащихся и оценивание).
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами вместе познакомимся еще с одним рассказом В. Сухомлинского. ”Трудно быть человеком” (Приложение 1)
1. Артикуляционная минутка.
Перед чтением подготовим наш речевой аппарат к правильной и красивой речи.
Чистоговорка.
За – за – за – уходи домой коза.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.
Ор – ор – ор – подмели мы двор
–– Скороговорка:
Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.
Изучение и закрепление нового материала.
Предвидение текста по названию и опорным словам.
Ребята, по названию и опорным словам определите содержание рассказа.
«Трудно быть человеком»
Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.
Словарная работа.
Прежде чем приступить к работе скажите, что такое ХУТОР (повторить хором).
ХУТОР – маленькая деревня на краю леса.
Обсуждение детей в группах (устно).
Дети, выдержите в своих рассказах: зачин, основную часть и концовку.
Рассказы детей по группам.
Физминутка
Мы танцуем «Хлопай - топай»
Мы танцуем «Хлопай - топай»
(Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец
(Хлопаем в ладоши.)
«Хлопай - топай»,
(Топаем ногами.)
Когда делать нечего…
(Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты – отличник,
(Приседаем.)
Иль совсем наоборот,
(Повороты влево – вправо.)
Разучите танец этот
(Хлопаем в ладоши.)
И танцуйте целый год!
(Топаем ногами.)
Ознакомление с текстом методом ”Джигсоу” (учащиеся в домашних группах получают карточку с номером и часть текста, на партах таблички с номерами, и каждый учащийся по своим номером переходит в экспертную группу, в группе читают свою часть, пересказывают её друг другу, возвращаются в свои домашние группы и пересказывают весь рассказ друг другу по частям). (Приложение 2)
Каждый получил номер с определённой частью рассказа (поднимите руки 1 номера, 2 номера и т. д. Инструктаж, куда идти каждому номеру).
Сейчас вы перейдёте по своим номерам, прочитаете свою часть, перескажите её друг другу, вернётесь в свои группы и перескажите весь рассказ друг другу по частям.
Приступили к работе.
Вернулись в свои группы. Продолжаем работу.
Пересказ рассказа одной из групп у доски. (Оценивание учащихся).
Перескажет нам весь рассказ 2 группа.
Теперь определим, какая из групп первоначально угадала правильное содержание рассказа.
Беседа по содержанию.
О ком наш рассказ?
Кто помог уставшим детям?
Какую ошибку совершили дети в рассказе?
Почему девочка решила вернуться и поблагодарить женщину?
Как вы думаете, почему за Марийкой пошли все дети?
Кого в этом рассказе можно осудить и почему?
Как вы понимаете выражение ”Трудно быть человеком”?
Чему научил нас В. Сухомлинский, написав этот рассказ? (Быть добрыми, вежливыми, честными, культурными, благодарными).
Работа с пословицами.
Поработаем с деформированными пословицами
У вас на столах лежат слова, вам необходимо из данных слов составить половицы.
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к нашему рассказу и почему?
Какое наивысшее человеческое качество мы должны воспитать в себе? (Доброту).
Технология «Мозговой штурм»
С какими словами ассоциируется слово ”Доброта”. Слова записывает каждая группа на листочке и анализируем.
Подведение итогов.
Подведём итоги нашей работы.
Какие новые сведения узнали из жизни Василия Александровича Сухомлинского?
С каким рассказом познакомились?
Чему научил нас этот рассказ?
Каждая группа подведёт сейчас свой итог, составит сенкан.
Синквейн.
Что? Доброта.
Какая?
Что делает?
Предложение
Синоним
Спасибо за хорошую работу.
VI. Домашнее задание.
Прочитать рассказы из книги ”Сердце отдаю детям”. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.
Учитель читает стихотворение Я желаю вам добра Я желаю вам добра –
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет
Кто – нибудь:
”В добрый час
и в добрый путь!”
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях – мудры.
К ЛЮДЯМ БУДЕТЕ ДОБРЫ ВЫ –
ЛЮДИ БУДУТ К ВАМ ДОБРЫ.
Приложение 1
ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
- Cтоит - сказала Марийка. - Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину...
Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман... - Ведь мы так устали...
Потому что мы люди...
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, вместе со всеми. Трудно быть человеком... - подумал он.
Приложение 2
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату.
Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
-А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.
4. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? -Cтоит - сказала Марийка.
- Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?
5. Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. -Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину... - Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман...
- Ведь мы так устали...
Потому что мы люди...
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.