2 класс. Внеклассное чтение. В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».
2 класс. Внеклассное чтение. В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».
Цели урока: Создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей: добро, зло, умение осознавать свои ошибки и просить прощение;
совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах; развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческие способности; воспитывать уважение к чужому и собственному труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«2 класс. Внеклассное чтение. В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».»
Тема. Внеклассное чтение. В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».
Цели урока: Создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей: добро, зло, умение осознавать свои ошибки и просить прощение;
совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах; развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческие способности; воспитывать уважение к чужому и собственному труду.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, иллюстрации к рассказам и сказкам В. Сухомлинского, карточки с номером и частью текста (у каждого ученика), пословицы на карточках, выставка книг писателя, ассоциативный куст.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Ход урока
Организация класса.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите,
На меня теперь взгляните.
Потихонечку садитесь
На уроке не ленитесь.
Определение темы и задач урока
- Дети, посмотрите на доску и прочитайте пословицы
От добра добра не ищут.
Добра желаешь, добро и делай!
Жизнь дана на добрые дела.
- Какой темой объединены эти пословицы?
Тема нашего урока тесно связана с этим словом, прочитайте её.
Актуализация опорных знаний.
Беседа. Какие произведения писателя тебе знакомы? Биография В.А. Сухомлинского.
Работа по карточке. Чтение с пометами.
Биография В.А. Сухомлинского.
Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области в селе селянина – бедняка.
Отец его, Александр Емельянович, был столяром. Семья имела небольшой участок земли и занималась сельским хозяйством. Он принадлежал к образованным и уважаемым людям села. Делал заметки в районную газету и преподавал трудовое обучение в сельской школе.
Мама, Оксана Авдеевна, работала в колхозе.
В 1933 году Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был чудесный характер. Он был энергичным, жизнерадостным мальчиком.
Всех учил «Устные задания можно выполнять пока идёте домой. Идёте вместе и вспоминаете, что рассказывал учитель на уроке».
Учился в Кременчугском пединституте на факультете языка и литературы, но вынужден был бросить учёбу в связи с болезнью. Позднее он работал учителем украинского языка и литературы в 5–7 классах и продолжал заочно учиться. После окончания института работал учителем украинского и русского языка и завучем.
Что нового из биографии писателя узнали?
Слово учителя
В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал «Сердце отдаю детям». (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Он после себя оставил большую и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом, свою Родину.
Есть выражение: «Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Человек любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён умными, добрыми и верными друзьями.
Как вы думаете, что это за друзья? Правильно друзья эти – книги. Огромный и поучительный мир врывается к нам со страниц любимых книг.
Как вы думаете, почему мы читаем рассказы этого выдающегося педагога?
Мотивация учебной деятельности.
Предвидение текста по названию и опорным словам.
Ребята, по названию и опорным словам определите содержание рассказа.
«Трудно быть человеком»
Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.
Постановка целей деятельности.
Словарная работа.
Хутор – маленькая деревня на краю леса.
Изучение нового материала.
Первичное ознакомление с рассказом.
В.Сухомлинский «Трудно быть человеком».
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
– Трудно быть человеком… – подумал он.
Беседа по содержанию.
Благодарность – словом и делом отвечать добром на добрый поступок.
Кто помог уставшим детям?
Какую ошибку совершили дети в рассказе?
Почему девочка решила вернуться и поблагодарить женщину?
Как вы думаете, почему за Марийкой пошли все дети?
Предположи, как Марийка могла поблагодарить добрую женщину.
Работа в группах.
1 группа. Выпишите из текста опорные слова, по которым вы могли бы его воспроизвести.
2 группа. Перескажите текст от лица Марийки.
3 группа. Перескажите текст от лица Романа.
4 группа. Запишите советы, которые бы вы дали Роману, Марийке.
Слушание выступлений рабочих групп.
Физминутка. Дети имитируют движения по тексту.
Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
Закрепление нового материала.
Игра «Собери пословицы».
Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к нашему рассказу и почему?
Какое наивысшее человеческое качество мы должны воспитать в себе?
Игровое упражнение «Добрый человек» Попробуй составить сложные прилагательные, используя слова.
добро и дело (добродетельный);
добро и душа (добродушный);
добро и желать (доброжелательный);
добро и порядок (добропорядочный);
добро и сердце (добросердечный);
добро и совесть (добросовестный).
Какими качествами обладает хороший человек?
Итог урока.
«Ассоциативный куст»
Кому бы ты хотел сегодня выразить свою благодарность?
Рефлексия. Продолжи предложение:
Я умею …
Я сегодня узнал, что …
Я доволен своей работой, потому что…
Домашнее задание. Прочитать рассказ В. Сухомлинского «Трудно быть человеком». Подобрать пословицы о благодарности, подходящие к рассказу. Составить свой небольшой рассказ «О хорошем поступке».