I. Организационный момент + психологический настрой.
Подготовка рабочего места. Запись числа в тетради. -Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
II. Минутка чистописания - записать 12-15 словарных слов по памяти / с делением слов на слоги, постановкой ударения, определения орфограммы + дополнительное задание: обвести в овал «самое большое» и «самое маленькое» слово /;
III. Мотивация к деятельности , целеполагание. Чтение стихотворения, определение границ предложений:
Отпели метели. Утих снегопад.
О тёплом апреле сосульки звенят.
О тающей стуже мурлыкает кот.
И солнце из лужи снегирь достаёт.
-Сколько предложений в этом стихотворении?/ 5/
-Какую работу можно провести с предложениями?/ разобрать по членам предложения и по частям речи/
- Как называется такой разбор? /синтаксический разбор предложения/.
– Сформулируйте тему урока. /Синтаксический разбор предложения/.
У.ПРАВИЛЬНО!!!! СЕГОДНЯ МЫ ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.
IY.Актуализация знаний, полученных ранее.
- Что такое предложение? / предложение это одно или несколько слов, связанных по смыслу/;
- Предложения по цели высказывания бывают … /повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос/;
- Предложения по интонации бывают……… /восклицательные и невосклицательные/;
- Предложения по наличию грамматических основ бывают………. /простые и сложные/;
-Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. /распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу/.
У. Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении?(разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).
-Члены предложения бывают………/ главные и второстепенные /;
- Главные члены предложения - это……….. / подлежащее и сказуемое/;
- Второстепенные члены предложения – это ………./ определение, дополнение и обстоятельство/;
- Для чего нужны второстепенные члены предложения? / ответы учеников/
У.МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ЗНАЕТЕ ПРАВИЛА.
Y.Проверка усвоения способов деятельности - коллективное повторение алгоритма разбора предложения.
YI. Динамическая пауза.
YII. Применение новых знаний в типовых заданиях.
1. Чтение загадки.
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?/ весной /
У.ПРАВИЛЬНО!!! ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ ТЕКСТ И ПОРАБОТАЕМ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. / приложение №1 / 2.Чтение текста, запись и разбор предложений:
Первое предложение – коллективный разбор на доске;
Второе и третье предложение – работа в парах;
Третье и четвёртое предложение – самостоятельная работа.
3.Творческое задание « Требуется предложение» /составление предложений по схемам- приложение №2/
YIII.Подведение итогов :
- Чем мы занимались на уроке?
- Что было новое, интересное?
- Какие трудности возникли?
IX.Рефлексия / «Лесенка успеха»/- самооценивание
X.Д/з – повторить правила разбора по ОСУДу + упр.521
-
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ВЕСНОЙ.
1)Весенние лучи ласкают землю. 2) Природа пробуждается от зимнего сна.3) Птицы радуются тёплым дням. 4) Появляются первые цветы на проталинках. 5) Над цветами кружатся золотые пчёлы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 составьте предложения по схемам:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
В а р и а н т I (для сильных учеников)
Составьте предложения по схемам, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи.
а)
б)
В а р и а н т II (средний уровень)
Допишите предложения, разберите по членам, надпишите части речи.