- развивать интерес учащихся к исследовательским краеведческим делам.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф Базарного.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент. | -Прочитайте, что написано на доске? -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Пусть эта замечательная пословица будет девизом нашего урока «Дружба делу помогает» | Пословица. (Если работать вместе, дружно, помогая друг другу, то работа будет выполнена, быстро, хорошо) | ЛУУД: формирование положительных мотивов учения |
II. Актуализация знаний. | Повторение. - Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по родной стране. -Как называется наша страна? ( Россия). -Покажите на карте границы России -Назовите и покажите столицу нашей родины. Какие еще города знаете? | 2 чел. по карточкам: «Какие достопримечательности Москвы ты знаешь?» «Какие достопримечательности Санкт-Петербурга ты знаешь?» Работа у доски с физической картой России | ПУУД: знаково-символические средства, в том числе модели (физическая карта России) ЛУУД: гражданская идентичности личности как гражданина России, |
III .Постановка учебной задачи | - Догадайтесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Этот участок земли находится на востоке нашей страны. Его жители первыми в нашей стране встречают новый день. Этот участок земли мы называем родным краем. - Попробуйте сформулировать тему урока. В этом поможет название большого раздела, который мы изучаем («Путешествия») Тема урока: «Путешествие по Камчатке» С чем познакомимся на этом уроке? -Какие цели поставим?(на доске вывешиваются опорные слова: Познакомиться… Вспомнить… Работать…) -Как будем достигать этих целей? - Посмотрите на «лесенку знаний». Где мы находимся? В конце урока посмотрим, как далеко мы продвинулись. | (Камчатка) Цели: -узнать какие животные живут на Камчатке, какие растения растут, -какие есть достопримечательности. Узнаем от учителя, с помощью своих знаний, прочитаем в книгах, справочниках, спросим у родителей Почти в самом начале, потому что мало знаем. | ПУУД: Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; ЛУУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности РУУД: Целеполагание (постановка учебной задачи) ЛУУД: способность к самооценке |
III. Введение в новую тему. | - Посмотрите на карту. -Почему Камчатка это полуостров? -Мы уже знакомились с условными обозначениями на карте. Какого цвета больше и почему? -Горные хребты протянулись на сотни километров. Их склоны покрыты снегом, а вершины увенчаны ледяными «шапками». -Почему Камчатку называют беспокойной землёй?(Здесь часто бывают землетрясения и извержения вулканов). На полуострове около 300 вулканов и 29 из них – действующие. -Действующие вулканы при извержении выбрасывают из кратеров огромное количество вулканических «бомб», пепла, газов, изливают огненную лаву. В спокойное от извержений время они выдыхают в небо горячий газ или водяной пар. Самый высокий вулкан Европы и Азии – Ключевская сопка (4688 м).. С вулканами связано появление многих полезных источников: горячих ключей и гейзеров - фонтанов кипящей воды и паровых струй. -Посмотрите на карту. Что обозначено синими линиями на ней? -Камчатка край рек и озер, которые богаты рыбой. Крупнейшая река – Камчатка (760км). В верховьях - реки горные, с быстрым течением, на равнинах течение становится спокойным. Посмотрите на форму камчатского полуострова. На что он похож? Он похож на рыбку, голова рыбки повернута к югу. Климат здесь мягче. В южной части полуострова проживает большая часть населения Камчатки. Здесь находятся крупные города . -Какие города расположенные на Камчатском полуострове вы знаете? Какой город является столицей Камчатского края? Путешествуя с юга Камчатки на север, к хвосту рыбки, мы попадаем в холодные северные широты. Здесь лето очень короткое и холодное, а зима очень длинная и суровая. -Но есть на севере Камчатки одно родное и близкое каждому из нас место, которое мы называем малой родиной Послушайте песню и вы узнаете, о каком селе идёт речь. Это село Тиличики. -Поднимите руку, кто родился в Тиличиках. -Посмотрите на «лесенку знаний». Узнали новое? Продвинулись вперед? | (С запада он омывается холодными водами Охотского моря, с востока – Беринговым морем и Тихим океаном. На севере соединяется с материком) (Больше коричневого, потому, что Камчатка – край гор, вулканов) Реки. Полуостров похож на рыбку. Елизово, Вилючинск. Петропавловск – Камчатский. Песня написана в 70-хх корреспондентом "Камчатского комсомольца". 1 куплет. Уезжаю, уезжаю из Тиличик, От твоих полуопущенных ресничек, От товарищей, со мною хлеб деливших... Уезжаю, уезжаю из Тиличик. Я шагаю по косе, косе песчанной. Не вернусь я больше к старому причалу. И пускай мой след волной солёной слижет. Уезжаю, уезжаю из Тиличик. Припев: А вы меня из тумана кличете, Так что хочется разреветься мне. Тиличики, Тиличики - Северная Венеция. | ПУУД: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу; РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ЛУУД: гражданская идентичности личности как гражданина России ЛУУД:способность к самооценке |
I V. Поиск решения проблемы. | - Сегодня на урок я принесла письмо от ребят, которые живут от нас очень далеко, в городе Сочи.(показ на карте) В 2014 году там состоятся зимние Олимпийские игры. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам ученики 2 «Б» класса Никита и Максим. На уроках окружающего мира мы знакомимся с нашей страной. На карте мы нашли полуостров Камчатка. Он находится от нас очень далеко! Наша учительница Валентина Владимировна говорит, что когда у нас утро и мы идем в школу, то у вас уже закончились и уроки, и продленка. Вот здорово! Мы живем на юге нашей страны. У нас лето жаркое, а зимой мы только мечтаем о снеге.Напишите нам о Камчатке. Нам очень хочется узнать о вашем далеком крае. До свидания! Ждем ответа» - Что надо сделать, чтобы ответить на письмо ребят? (возвращение к целям, опорным словам) -Каких целей достигли? Что еще надо сделать? | Познакомиться с животным и растительным миром, работа в группах | РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, ЛУУД: -учебно-познавательный интерес к новому материалу; -гражданская идентичности личности как гражданина России |
V. Решение проблемы. | Работа над проектом. 1.Постановка задачи. - Чтобы ответ на письмо был как можно полнее и подробнее, каждая группа получит свое задание и подготовит сообщение. Повторим правила работы в группе: 1. Распределите обязанности в группах. Выберите руководителя, оформителя, докладчика и его помощника. 2.Работаем быстро, дружно, все вместе. (Обращение к девизу урока) 3. На столах лежат атласы Камчатки. Они помогут выбрать правильные ответы. В конвертах лежат инструкции, по которым вы будете работать. А по плану подготовите ответ. 4. Внимательно слушаем ответы команд. | Распределяют обязанности в группе. Руководители групп берут конверты с темой проекта и планом ответа, знакомятся с заданием. Хором читают девиз урока: «Дружба делу помогает» | КУУД: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, |
| 2. Самостоятельная работа по группам. Дети готовят сообщения по группам: -растения -птицы -звери -рыбы Учитель, наблюдает за работой в группах | Дети при помощи атласа и плана ответа выбирают представителей данного им вида, наклеивают нужные иллюстрации, записывают характерные признаки животных, птиц, рыб и растений. | КУУД: учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, РУУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ПУУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы |
VI. Физ. минутка. | Зарядка для глаз. Зарядка для мышц корпуса. | Использование офтальмологического тренажера, массажные мячики | ЛУУД: установка на здоровый образ жизни. |
VII. Первичное закрепление. | 4. Защита проекта. - Для защиты проекта к доске приглашаются 2 человека от группы. Используя алгоритм ответа, делаете сообщение. (После каждого выступления, учитель предлагает найти на доске лишнее животное или растение, которое не обитает на Камчатке.) | Дети ,используя алгоритм ответа, рассказывают по каким признакам определили данную группу животных и растений (Вывешиваются работы на доске) Дают самооценку. | ПУУД: -строить речевое высказывание в устной форме. -осуществлять синтез как составление целого из частей; ЛУУД: самооценка |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. | Над какой темой мы сегодня работали на уроке? -Какие ставили перед собой цели? - Какие цели мы выполнили? -Кто достиг своей цели? -О чем узнают ребята, прочитав ваши сообщения? - Что нового и интересного вы узнали на уроке? -Что помогло вам быстро и правильно выполнить? -Посмотрите на «лесенку знаний». Продвинулись мы с вами? (Да) Можно сказать, что мы все узнали о Камчатке? (нет) Оценивание работы учащихся. | Называют тему урока. Перечисляют цели, которые выполнили ( с опорой на ключевые слова) (Дружба, дружная и слаженная работа) Продвинулись, но многого еще не знаем. | ЛУУД способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя |
I Х.Дифференци- рованное домашнее задание. | На следующем уроке мы продолжим знакомство с Камчатским краем. Для этого я даю следующее домашнее задание: - спросить у родителей, как давно они здесь живут. Где жили их родители, откуда приехали сюда. - найти в библиотеке информацию о коренных народах, населяющих Камчатку? -чем занимаются (что выращивают, что производят) жители Камчатки. | | ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы |