Данная разработка урока поможет учителям начальной школы в более доступной форме изложить материал о кровеносной системе человека и ее значении. Использованные материалы смогут расширить представления деетей о строении и функциях кровеносной системы, а дополнительный энциклопедический материал обогатит знания учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира по теме: Кровеносная система»
Тартанова Людмила Ивановна учитель начальных классов первой категории Маржанбулакской средней школы
Алгинского района
Актюбинской области
Урок познания мира, 3 класс
Тема:Кровеносная система.
Цель: ознакомление учащихся со строением и работой кровеносной системы;
Задачи:
- углубить и расширить знания о строении организма человека;
- убедить в необходимости проведения профилактических мер по предупреждению заболеваний кровеносной системы;
- развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;
- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
Ожидаемые результаты: к концу урока ученики будут знать органы кровеносной системы, их работу, значение крови для организма человека.
Оборудование: рабочие листы (на каждого ученика), материал для изучения в группах, карточки №1 и№2, таблица вопросов, изображение корзины, стикеры разного цвета, презентация «Кровеносная система»
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Учитель:
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Пожелания друг другу (одно слово)
Деление на группы (игра «Атомы и молекулы»)
Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.
– А почему очень важно на уроках спину держать ровно, ноги ставить ровно и не наклоняться низко над партой?
(Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее.)
– Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?
– Вы готовы показать, те знания которые получили на предыдущих уроках?
2.Стадия вызова
Учитель:
-Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали.
- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. (Проверка д/з)
1) Соединить стрелками ( органы чувств)
2) Что такое рецепторы? Сальные железы?
3) Задания для групп (карточки №1 и №2)
4) Ответы на вопросы (выборочно)
- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?
(ответы детей)
- Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.
- Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам достичь цели?
(ответы детей)
3.Целеполагание. Знакомство с критериями.
- Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кровь и познакомитесь со строением и работой кровеносной системы человека.
4.Объяснение нового материала.
- А что же такое кровь?
- Что вы знаете о крови? (ответы детей)
- А что хотели бы узнать? (ответы детей)
- Кровь – удивительная жидкость.
5.Работа в группах. (Каждая группа работает со своим материалом. Затем от группы выступает спикер)
I группа - Органы кровеносной системы.
Что заставляет нашу кровь двигаться? Это наше сердце. Сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Оно подобно насосу подаёт кровь ко всем тканям и органам. Это плотный мышечный мешочек. Сердце состоит из двух половинок: левой и правой. Из одной половинки сердца выходят кровеносные сосуды с красивым греческим названием «Артерии». По ним кровь течёт от сердца. А из другой половинки выходят кровеносные сосуды с не менее красивым названием «Вены». По венам кровь течёт к сердцу.
Когда сердце сокращается (сжимается), оно выталкивает в артерию кровь, богатую кислородом и питательными веществами. С кровью кислород и питательные вещества попадают ко всем нашим органам. А по венам в сердце возвращается кровь с углекислым газом.Ежедневно сердце прокачивает примерно 10 тыс.литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.
IIгруппа - Кровь – удивительная жидкость.
Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни. Движение крови в организме называется кровообращением. . Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. Кровь разносит по всему телу питательные вещества без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровьнасыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их выбросят из тела. Кровь разносит по всему телу воду и поддерживает температуру тела. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. В организме взрослого человека 5 литров крови, а у детей – 3литра. По анализу крови можно узнать здоров человек или болен.
IIIгруппа - Состав крови.
Из чего же состоит кровь? В состав крови входят: красные кровяные тельца – это эритроциты, именно они придают крови её цвет. В крови столько кровяных телец, что вся кровь выглядит красной. Они выполняют очень важную работу, переносят от лёгких по всем органам кислород, а от органов к лёгким углекислый газ. Второй важный компонент – белые кровяные тельца, их меньше чем красных и называются они лейкоцитами. Лейкоциты борются сболезнями. Они уничтожают попавших в организм микробов. Но при этом погибают и сами. А ещё они вырабатывают в крови особые вещества – антитела, которые защищают человека от многих заболеваний.
IV группа- Состав крови.
Третий компонент крови – тромбоциты. Тромбоциты фиолетового цвета и имеют форму шариков. Тромбоциты образуют подобие сетки и опутывают кровяные тельца. В этом месте поток крови останавливается и образуется маленькая пробочка из кровяных клеток – корочка. Тромбоциты участвуют в свёртываемости крови. У всех людей кровь сворачивается с различной скоростью. Есть люди, у которых кровь свёртывается очень медленно, а то и совсем не свёртывается. Такое заболевание называется гемофилией. При больших потерях крови человек может умереть.
- Продолжаем открывать новые знания.
- Какие органы входят в кровеносную систему? (ответы детей)
- Итак, ребята в кровеносную систему входят: сердце и сосуды.
6.Практическая работа
-Ребята, какой же орган заставляет кровь двигаться?(ответы детей) Как можно узнать, как работает наше сердце?
О работе сердца можно судить по пульсу. Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца. -Найдите у себя пульс на руке. - Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. - Сердце человека невелико. - Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди?
-Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди? И я надеюсь, что у всех у вас оно доброе и отзывчивое.
7.Физминутка (видео)
- Сейчас прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете, что сердце бьётся быстрее.
- Как вы думаете почему?
- При физической нагрузке начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - и сердце начинает подавать их больше с кровью.
- Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки.
- Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?
(ответы детей)
- Сердце надо укреплять.
- Сейчас вам предстоит ответить на вопрос.
- Как надо укреплять сердце?
8. «Корзина Идей»
Индивидуальная работа. (1 минута)
2. Работа в группах (3 минуты)
- Давайте посмотрим, что же надо делать, чтобы укреплять сердце.
- Обратимся к корзине «Идей»
- Все ли идеи наши верны?
9.Стадия рефлексии
а).Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение.
Сколько литров крови в организме у человека? (ответы детей) ( у взрослых-4,5–5 л.; у детей 3,5 л б)- Какую цель мы ставили в начале урока? - Мы ответили на поставленный вопрос?
в)Новые слова и понятия: артерии, вены, кровообращение, эритроциты,лейкоциты, антитела, тромбоциты,свёртываемость крови, гемофилия
г)Вспомним критерии сегодняшней оценки. На партах у вас лежат карточки с вопросами. Чтобы получить 5, вы должны ответить на все вопросы. Если вы отвечаете на два, то получаете 4. На один – 3.
10. Самооценка и взаимооценка. Техника «Сигналы рукой» и стикеры.
11. Домашнее задание: подготовить интересный материал по теме.