Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. М., 2011.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. М., 2012.
А. П. Чехов «Ванька»
Аудиозапись «письма» Ваньки, конверты
Формированию универсальных учебных действий:
1.Личностные УУД:
-проявление познавательных интересов и активности в области поэзии;
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2.Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
3.Познавательные УУД:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;
-умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;
-анализ,сравнение, группировка различных явлений и фактов.
4.Коммуникативные УУД:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя стихотворного текста , понимание прочитанного;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая правила речевого этикета;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения другого человека.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
- Пусть этот урок наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2.Сообщение темы и целей урока.
- В прошлом веке детям из бедных семей жилось очень тяжело. Их родные были вынуждены отдавать детей «в люди», т. е. к чужим людям на подсобную работу – нянчить детей, подавать что-нибудь, принести, сбегать … «за тарелку скудной еды», т.к. сами прокормить своих детей были не в состоянии. Сегодня мы познакомимся с судьбой такого мальчика.
- По первым буквам слов определите автора и название произведения, которое будем читать.
- Читая произведение Чехова «Ванька» давайте посмотрим на мир, в котором жили дети из бедных семей в начале прошлого века глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытаемся проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.
Чтение рассказа «Ванька» слайд №5,6,7,8,9.
Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении Ю.М.Соломина (звукозапись)
Учебник стр.165
( дети следят по тексту) до слов «…как за мамку Пелагею.» Стр. 169 читают по цепочке.
Выявление первичного восприятия текста.
- Что особенно взволновало вас в этом произведении?
- Какие чувства вы испытываете к Ваньке? Почему?
- Какой момент особенно запомнился? Почему?
- Да, это трогательная история о мальчике – сироте, который вынужден жить и прислуживать в чужом доме.
Составление модели обложки. Слайд №10.
- Давайте составим модель обложки к этому произведению. Что нам для этого надо знать?
- Сейчас каждая группа составит модель к этому произведению
( работа в группах)
- Почему вы решили, что это рассказ?
Рассказ – реальная история, которая могла произойти в жизни
- Что можно сказать про заглавие? (Заглавие – имя главного героя)
Физкультминутка для глаз
- Представьте, что вы Ванька. Я буду читать текст, а вы глазами повторяйте действия мальчика.
«Прежде чем вывести первую букву,Ванька пугливо оглянулся на двери…,окна,покосился на свечу,и прерывисто вздохнул,перевел глаза на темное окно,в котором мелькало отражение его свечки.»
Словарная работа.
- Некоторые слова в этом рассказе не понятны. Найдите их.
1 группа ищет слова с начала текста (с 136) и до слов-«Отдирай ,примерзло!» стр.138
2 группа – начиная со слов стр 138 «Дают понюхать табаку …»и до слов «Попроси у барышни ….» стр.140
3 группа – начиная со слов и до слов «Ванька судорожно вздохнул…» стр.141 идо конца произведения.
Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться толковым словарем.
Каждая группа ищет слова в толковых словарях.
1гр.- заутреня, колодка, клирос;
2гр. –людская, тулуп,
3гр. - ледник, горничная;
4гр.- подпасок, кучер, ямщик
(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник;
колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви, клирос-место для певчих в церкви перед иконостасом;
людская- помещение для слуг в барском доме,
тулуп – долгополая меховая шуба;
ледник – погреб;
колотушка- устройство из дощечек для постукивания;
горничная – работница для уборки комнат;
подпасок – мальчик, помогающий пастуху;
кучер – работник, который правит лошадьми;
ямщик – кучер)
Анализ произведения
- Каждой группе будет дано задание на листочках. Вы должны коллективно найти ответ на вопрос и кто-то один озвучит его.
1 группа – Найди и прочитай описание Ваньки: кто его родители, что умеет делать…
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину…
Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
Желаю тебе всего от Господа Бога (верующий в Бога)
Пожалей ты меня, сироту несчастную…
Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.
2 группа – Найди и прочитайте описание Константина Макаровича.
Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне и балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки…
Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука
3 группа – Найди и прочитай описание Москвы Ванькой.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают
Физкультминутка
Составьте фразу из этого рассказа, которая стала крылатой. Слайд №12
- В какое время написано письмо? (перед Рождеством)
- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?
(Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
А, наверное, многим бы хотелось, чтобы все мечты сбывались.Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
Давайте и мы представим такой поворот событий.
- Прослушайте разговор двух почтальонов. (Сценка про двух почтальонов)
1п. –Смотри, какой странный адрес!
2п. – Дай, посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1п. – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2п. – Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1п. – Да, ты прав. Завтра в эту деревню почту Савелий Иванович везет. Он всё и выяснит.
- Как вы думаете, дошло письмо?
Картинный план.
- Расположите рисунки в последовательности происходящих событий.
Составьте цитатный план.(1группа)
Он достал из хозяйскогошкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка.
А вчерась мне была выволочка.
А Москва город большой.
Срубленную елку тащили в дом.
Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу.
Составьте план рассказа. (2 группа .
Подготовьте краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану.
-Жизнь Ваньки в городе.
-Сведения о Ваньке.
-Начало письма к деду.
-Воспоминания о жизни с дедом.
-Продолжение письма.
-Воспоминания о жизни в деревне.
Обобщение.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?
Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни.
(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)
И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет “свое Рождество!»