kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века. Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»»



Урок по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»

Цели:

  1. Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.

  2. Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.

  3. Формировать навык осознанного и выразительного чтения.

  4. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.

  5. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.

  6. Воспитывать нравственные качества, культуру общения.


Оборудование.

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. М., 2011.

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. М., 2012.

  • А. П. Чехов «Ванька»

  • Аудиозапись «письма» Ваньки, конверты

Формированию универсальных учебных действий:

  • 1.Личностные УУД:

  • -проявление познавательных интересов  и активности в области поэзии;                                                                       

  • -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

  • -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • 2.Регулятивные УУД:

  • -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

  • -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • 3.Познавательные УУД:

  • - рациональное использование  учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;

  • -умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

  • -анализ,сравнение, группировка различных явлений и фактов.

  • 4.Коммуникативные УУД:

  • -оформление своих  мыслей в устной речи с учетом  учебных и жизненных ситуаций;

  • -чтение  вслух и про себя стихотворного  текста , понимание прочитанного;

  • -выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • -отстаивать свою точку зрения ,соблюдая  правила речевого этикета;

  • -критично относиться к своему мнению;

  • -понимать точку зрения  другого человека.

Ход урока.

Организационный момент.

1. Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.


- Пусть этот урок наполнит наши сердца добрыми чувствами.


2.Сообщение темы и целей урока.

- В прошлом веке детям из бедных семей жилось очень тяжело. Их родные были вынуждены отдавать детей «в люди», т. е. к чужим людям на подсобную работу – нянчить детей, подавать что-нибудь, принести, сбегать … «за тарелку скудной еды», т.к. сами прокормить своих детей были не в состоянии. Сегодня мы познакомимся с судьбой такого мальчика.


- По первым буквам слов определите автора и название произведения, которое будем читать.

Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас. Слайд №2

ч

е

х

о

в

«

в

а

н

ь

к

а

«



(Чехов «Ванька») слайд №3,4.

- Читая произведение Чехова «Ванька» давайте посмотрим на мир, в котором жили дети из бедных семей в начале прошлого века глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытаемся проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.

Чтение рассказа «Ванька» слайд №5,6,7,8,9.

  1. Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении Ю.М.Соломина (звукозапись)

Учебник стр.165

( дети следят по тексту) до слов «…как за мамку Пелагею.» Стр. 169 читают по цепочке.

Выявление первичного восприятия текста.

- Что особенно взволновало вас в этом произведении?

- Какие чувства вы испытываете к Ваньке? Почему?

- Какой момент особенно запомнился? Почему?

- Да, это трогательная история о мальчике – сироте, который вынужден жить и прислуживать в чужом доме.

Составление модели обложки. Слайд №10.

- Давайте составим модель обложки к этому произведению. Что нам для этого надо знать?

- Сейчас каждая группа составит модель к этому произведению

( работа в группах)

- Почему вы решили, что это рассказ?

Рассказ – реальная история, которая могла произойти в жизни

- Что можно сказать про заглавие? (Заглавие – имя главного героя)

Физкультминутка для глаз

- Представьте, что вы Ванька. Я буду читать текст, а вы глазами повторяйте действия мальчика.

«Прежде чем вывести первую букву,Ванька пугливо оглянулся на двери…,окна,покосился на свечу,и прерывисто вздохнул,перевел глаза на темное окно,в котором мелькало отражение его свечки.»

Словарная работа.

- Некоторые слова в этом рассказе не понятны. Найдите их.

1 группа ищет слова с начала текста (с 136) и до слов-«Отдирай ,примерзло!» стр.138

2 группа – начиная со слов стр 138 «Дают понюхать табаку …»и до слов «Попроси у барышни ….» стр.140

3 группа – начиная со слов и до слов «Ванька судорожно вздохнул…» стр.141 идо конца произведения.

Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться толковым словарем.

Каждая группа ищет слова в толковых словарях.

1гр.- заутреня, колодка, клирос;

2гр. –людская, тулуп,

3гр. - ледник, горничная;

4гр.- подпасок, кучер, ямщик

(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник;

колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви, клирос-место для певчих в церкви перед иконостасом;

людская- помещение для слуг в барском доме,

тулуп – долгополая меховая шуба;

ледник – погреб;

колотушка- устройство из дощечек для постукивания;

горничная – работница для уборки комнат;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

кучер – работник, который правит лошадьми;

ямщик – кучер)


Анализ произведения

- Каждой группе будет дано задание на листочках. Вы должны коллективно найти ответ на вопрос и кто-то один озвучит его.

1 группаНайди и прочитай описание Ваньки: кто его родители, что умеет делать

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину…

Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Желаю тебе всего от Господа Бога (верующий в Бога)

Пожалей ты меня, сироту несчастную…

Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

2 группаНайди и прочитайте описание Константина Макаровича.

Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне и балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки…

Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука

3 группаНайди и прочитай описание Москвы Ванькой.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают

Физкультминутка


Составьте фразу из этого рассказа, которая стала крылатой. Слайд №12

Небо, астра, дым, енот, рама, ельник, вышка, нож, юность, декабрь, ералаш, дракон, удочка, шапка, кольцо, единство.

-Что обозначает данная крылатая фраза? ( Неизвестно куда) Слайд №13.

( работа в группах)

- В какое время написано письмо? (перед Рождеством)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

(Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

А, наверное, многим бы хотелось, чтобы все мечты сбывались.Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Давайте и мы представим такой поворот событий.

- Прослушайте разговор двух почтальонов. (Сценка про двух почтальонов)

1п. –Смотри, какой странный адрес!

2п. – Дай, посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1п. – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2п. – Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1п. – Да, ты прав. Завтра в эту деревню почту Савелий Иванович везет. Он всё и выяснит.

- Как вы думаете, дошло письмо?




  • Картинный план.

- Расположите рисунки в последовательности происходящих событий.

  • Составьте цитатный план.(1группа)

  1. Он достал из хозяйскогошкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

  2. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка.

  3. А вчерась мне была выволочка.

  4. А Москва город большой.

  5. Срубленную елку тащили в дом.

  6. Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу.

Составьте план рассказа. (2 группа .

Подготовьте краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану.

-Жизнь Ваньки в городе.

-Сведения о Ваньке.

-Начало письма к деду.

-Воспоминания о жизни с дедом.

-Продолжение письма.

-Воспоминания о жизни в деревне.



Обобщение.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?

Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни.

(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)

И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет “свое Рождество!»

- Страшно ли оказаться в том времени?



Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок.

Дом.задание Стр. 136-138, выразительное чтение письма Ваньки.Т стр №

X. Рефлексия.

- Заинтересовала ли вас тема, которую мы изучали на уроке?

- Что вам дало это произведение, над чем заставило задуматься?

- Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»

Автор: Зарубина Елена Владимировна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация к уроку литературного чтения по теме :"Антон Павлович Чехов "Ванька"""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiiakurokulitieraturnoghochtieniiapotiemieantonpavlovichchiekhovvanka"
    ["file_id"] => string(6) "293241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455444384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "игра "Что? Где? Когда?" к неделе русского языка "
    ["seo_title"] => string(51) "ighra-chto-gdie-koghda-k-niedielie-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "131914"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416246362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока и разработка урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-uroka-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "250766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447138871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства