УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
Окружающий мир – это мир, полный загадок, тайн, вопросов и правил, которые ребенок должен сам открывать, чтобы их осознать и принять. Основной задачей курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Первая учебная задача курса во втором классе – открытие и освоение простейшего экспериментирования – ставилась в начале учебного года. Остальные открытия, в том числе и вопрос распространения семян растений, являются только развитием, конкретизацией нового способа действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
Козлёнкова Елена Петровна, учитель начальных классов МКОУ « СОШ №1» г.Поворино
Тип урока: конкретизация нового способа действия.
Особенности данного урока. Окружающий мир – это мир, полный загадок, тайн, вопросов и правил, которые ребенок должен сам открывать, чтобы их осознать и принять. Основной задачей курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Первая учебная задача курса во втором классе – открытие и освоение простейшего экспериментирования – ставилась в начале учебного года. Остальные открытия, в том числе и вопрос распространения семян растений, являются только развитием, конкретизацией нового способа действия.
На данном уроке перед детьми встает проблема, которую они должны разрешить: как и почему распространяются семена растений? Для этого дети делятся на группы и начинают практическую работу по изучению семян различных растений. После этой работы каждая группа выдвигает и защищает свои гипотезы.
Работа в группе необходима на этом уроке как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в рамках общеклассной дискуссии, и индивидуальной работы по освоению нового способа действий. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.
Тема: РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ.
Цели:
дать представление о способах распространения семян растений;
развивать внимание, память, наблюдательность;
воспитывать любовь к природе, интерес к предмету, культуру взаимоотношений.
Планируемые достижения на уроке:
понимание учащимися того, как и почему растения распространяются по свету;
развитие навыков экспериментирования;
воспитание интереса к предмету, культуры взаимоотношений.
О б о р у д о в а н и е: Плешаков А.А. учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы. М., Просвещение, 2008 г.
Н а д о с к е: плакат, на котором схематично нарисованы различные способы распространения семян растений. Презинтация.
У д е т е й: лупы, тарелки с разнообразными семенами и плодами (морковь, репейник, кокосовый орех, шишки сосны, желудь, крылатки клена и ясеня, орехи)
Проект урока
1.Организационный момент.
- Начнем урок окружающего мира. Чего вы ждете от этого урока? (Свободные высказывания детей.)
2. Повторение изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке окружающего мира? (О растениях.)
- Нас с вами окружает удивительный мир растений. Это деревья, кустарники, травы. Они разнообразны и прекрасны. Особенно весной. Скажите, ребята, а как изменяются растения с приходом весны? (Зеленеют, распускаются, цветут.)
- Что образуется на месте цветка? (Плод.)
- как определить плод перед нами или не плод? (Разрезать его.)
- Так что же такое плод? (То, в чем есть семена.)
- Почему незрелый плод невкусный, несочный? (Защита семени.)
- А какой зрелый плод? (Вкусный, сочный, мягкий, яркий.)
- Почему? (Чтобы привлечь внимание животных, людей.)
Р а с с к а з у ч и т е л я об удивительном растении дуриан, чьи плоды очень вкусны, но имеют отвратительный запах.
- А для чего растению семя? (Для размножения.)
- Только ли семенами размножаются растения? (Нет.)
- Вернемся в семени. Из чего оно состоит? (Оболочка, зародыш, семядоля с запасом питательных веществ.)
- Семена лотоса сотни лет могут пролежать в торфе, семена пшеницы – десятилетие. До тех пор, пока не попадут в подходящие условия для прорастания. Назовите эти условия. (Существенные условия – влага, тепло; несущественные условия – свет, почка.)
- Назовите фазы, этапы развития семени.
- Да, именно так семена дают жизнь новому растению.
3. Постановка темы урока.
- Что такое эксперимент? Расскажите об эксперименте, который вы провели в группах.
П р и м е р н ы й р а с с к а з д е т е й: «Мы посадили семена в две коробки. В одну из них - много семян, в другую – 5-6 семян».
- Сравните их. Что вы знаете? (Много семян – ростки слабые, кривые, тонкие; мало семян – ростки сильные, крепкие.)
- Почему так происходит? Как бы это объяснили? (Свободные высказывания детей.)
В ы в о д.
- Значит, рядом с материнским растением молодому растению будет тесно: мало света, мало питательных веществ.
- Что же нужно растениям, чтобы вырасти крепкими и здоровыми? (Распространяться по свету.)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока? (Распространение семян растений.)
- Почему же растениям необходимо распространяться?
- А вот каким образом происходит распространение семян растений?
4. Знакомство с новым материалом.
- Очень часто мы встречаемся с хорошо знакомыми растениями в необычных для них местах. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса рябину или найдя желудь далеко от дуба. Как они могли сюда попасть? (Ветер, животные, вода, саморазбрасывание.)
Р а б о т а в г р у п п а х.
Игра. Каждая группа получает семена одного растения (у каждой группы свое растение).
1-я группа – кокосовый орех;
2-я группа - семена моркови;
3-я группа – семена репейника;
4-я группа – крылатки клена;
5-я группа – фасоль, горох;
6-я группа – желуди, орехи.
З а д а н и е. Представьте себе, что вы – растение, вам нужно подальше забросить свои семена. Как вы это сделаете?
Дети обсуждают в группах возможные способы распространения семян растений и обосновывают свои гипотезы:
кокос - вода,
морковь – животные,
клен – ветер,
репейник - животные, бобы – саморазбрасыванием,
желудь или орех – животные.
Н а д о с к е появляется плакат, на котором изображены способы распространения семян растений:
По воде: кокос, ольха, осока, кувшинка, так как содержат воздушные полости.
С помощью животных, человека: череда, репейник, морковь, желудь, бузина, калина, рябина, черемуха и др., так как имеют различные крючочки, зубчики, липучки, шипы и т.д. Например, подорожник перекочевал из Европы в Северную Америку. Там индейцы прозвали его «следом белого человека».
С помощью ветра: ива, тополь, осина, одуванчик, береза, мак, ель, сосна, ясень, ковыль, перекати-поле и др., так как семена похожи на самолетики, вертушки, волоски, пушки и т.д., они легкие, летучие.
Саморазбрасывание: бобы, фасоль, горох, недотрога, бешеный огурец и др.
5. Работа с учебником.
- Перед вами текст. Прочитайте задание к нему.(Озаглавить текст, выделить главные мысли.)
- Прочитаем текст. (Ребята читают текст по одному абзацу.)
- Что нового узнали из этого текста?
- Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста.
- Озаглавьте текст.
- Познакомимся с еще одним увлекательным текстом.
- Прочитайте название. («Репей-душегуб».)
- Кого называют душегубом?
- Прочитайте текст.
Дети читают текст в режиме жужжащего чтения.
- Почему текст имеет такое название?
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. Игра «Проверь себя».
Детям предлагается дописать названия растений, распространяющихся разными способами.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Чем на уроке занимались? Какая тема урока? Что нового узнали?
_ В учебнике-тетради начертите две вертикальные шкалы. Отметьте на них, насколько хорошо вы поняли тему урока и насколько, она вам была интересна.
Выставление отметок.
Домашнее задание.
- Рассказать родителям, что запомнилось из урока. Учебник. Разбить текст «Маленькая тайна» на смысловые части. Для каждой части придумать рисунок, который поможет пересказать текст.