Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира на тему :”Почва, ее состав и свойства” в 3-Б классе.»
Урок ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС
Тема урока:”Почва, ее состав и свойства” 3-Б класс.
Задачи урока.
1.Выявить основные свойства почвы.
2.В процессе опытов установить состав почвы.
3.Узнать об образовании почвы.
4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Формирование УУД.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.
Литература:
1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель» 2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель» 3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Настрой на урок.
Доброе утро Солнцу и птицам! Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
1.Объявление темы урока. Введение в тему
1) – Посмотрите внимательно и скажите: – Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем) – Почему с заглавной буквы? (Имя собственное) 2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!” – О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству) 3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.) 4) – Вспомните сказку “Репка” – Где выросла репка? (В земле) – Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное. – Земля, на которой растут растения, называется – почва. – Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека. – Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы) – А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей) Тема урока: Почва. Её состав и свойства. – Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. – В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. – Это объекты какой природы? (неживой природы) – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы? – Сделайте вывод: – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы. – Но что такое почва? Из чего состоит?
4. Изучение нового материала
– Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.А теперь найдите что такое почва в словаре Ожигова и сравните:
Фронтальный опрос:
– Что такое почва? – Найдите определение в тексте. (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.) – Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения) – Что такое перегной? (Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.) – Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.) – Из каких слов оно состоит? – Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы. – Почему же почва плодородна? (Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)
5. Практическая работа
– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы? – Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями. – Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства) – Что же мы будем исследовать? – Задача сегодняшнего урока:“Исследование почвы”– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. – Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.) – Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.
Лист наблюдений:
1. Названия предмета исследования … 2. Цвет … 3. Слой земли … 4. Состав …
5. Свойство …
– Заполните 1 строку листа наблюдений – Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.) – Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты. – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва? – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный) – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву) – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы? – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
Опыт 1.
– Выполняем по очереди! – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку) – Что вы видите? (из почвы идут пузырьки). – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух) – Запишите в таблице (воздух) – Воздух помогает корням растений дышать. – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе) – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно) – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве) – Сделайте вывод. (В почве есть вода) – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт 3.
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. – Какая стала вода? (Мутная). – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых) – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина) – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина) – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. – Глина хорошо удерживает воду,
Опыт 4.
– Следующий опыт вам продемонстрирую я. – Нагреем немного почвы над огнем. – Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах). – Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. – Чем больше перегноя, тем плодородней почва. – Что доказал этот опыт? – Итак, что еще содержится в почве? (Перегной). Вывод: в почве содержится перегной.
– Запишите в таблицу.
Круговорот веществ – Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.
Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем? – Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы). – Запишите в таблицу.
Физминутка
(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)
Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.
Весной солнышко согрело землю.
Семя отогрелось (распрямиться)
Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
И оно начало расти (подняли руки)
Появились корешки у семени (потопали ножками)
Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
Появлялись всё новые и новые листочки.
И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.
Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
Но вот наступила осень.
На месте цветка образовались семена
Растение сбросило их в почву.
Теперь они будут ждать новой весны.
Вариант 2
Игра на внимание
– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны. – Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её. – Поместим несколько капель воды на стекло. – Подержим над огнем стекло. Вода исчезла. – Как называется этот процесс? (испарение) – Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет) – Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? – Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям. – Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите. Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы). 6. Сообщение о Докучаеве
– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. – Докучаев говорил, что почва дороже золота. – Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет) – Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)
7. Закрепление. Кроссворд
1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной) 2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина) 3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок) 4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода) 5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух) 6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.(Микробы) 7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.(Соли)– Какое слово у нас образовалось? – Да, плодородие. Запишите. – Это главное свойство почвы.
8. Итог урока
– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли) – Из чего состоит почва? – Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. – Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.