kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однокоренные слова; два признака однокоренных слов

Цель: Уточнить представление о понятиях «однокоренные слова», «корень».

Задачи:

  • закрепить умение находить корень в однокоренных словах;
  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация по теме, карточки с словами.

1. Организационный момент:

— Все готовы? Всё в порядке?
Начинаем наш урок.
Ручки, книжки и тетрадки
Положи на уголок.

2. Чистописание:

— Я вчера проходила мимо класса в котором два ученика спорили, какую букву нужно писать в слове ЛО(В,Ф)КО. Один говорил что В, а другой что Ф. Кто из них прав? Докажите.

(ответы учеников)

— Правильно. В этом слове пишем букву В, так как проверочное слово ЛОВОК.
Давайте сегодня на минутке чистописания вспомним написание заглавной и строчной буквы В.

Образец: Вв // Вв//

3. Словарно-орфографическая работа

— Нам нужно будет закончить предложения одним словом, записать и подчеркнуть букву, которую нужно запомнить.

— Москва, Киев, Минск — (г…рода).
— Чашки, тарелки, блюдца — (п…суда).
— После пятницы идет — (су (б,бб)та).
— Ты держи всегда в порядке Книжки, ручки и … (т…традки).
— На заборе очень громко Утром каркала … (в…рона).
— На пеньке растут опята Очень дружные … (р.бята).

4. Сообщение темы урока:

— Прослушайте стихотворение:

Интересная семья —
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придает,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

— О какой семье говориться в стихотворении?

(ответы учеников)

— Что вы знаете об однокоренных словах?

(ответы учеников)

— Сегодня мы повторяем тему «Однокоренные слова и их признаки». (слайд 7).

5. Работа по теме урока:

— Сейчас мною будет прочитано ещё одно стихотворение. Вы его внимательно слушаете и выписываете однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Это слово — слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

— Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова. Выделим в них корень.
(слайд 8)

(ответы учеников)

— Как вы догадались, что это однокоренные слова? По каким признакам?

(ответы учеников)

— А вот ещё слова (слайд 9). (У каждого ученика эти слова тоже на парте).

Небо, н(е,и)бесный, н(е,и)беса.
Сне(г,к), сне(г,к)овой, сне(г,к)овик.
Соль, с(а,о)ленный, с(а,о)лить.

— Почемучка из нашего учебника считает, что корни слов надо вставить одинаковые буквы. Может быть он не прав? Предположим, что …

  • все корни однокоренных слов пишутся одинаково.
  • все корни однокоренных слов пишутся по разному.

Что необходимо выполнить, чтобы эти предположения проверить?

(ответы учеников)

— Спишите слова, вставив нужные буквы. Выделите корень в словах.
— Давайте проверим, что вы написали (показ слайда 5 и словесное доказательство).

(ответы учеников)

— Сейчас мы с вами выяснили первый признак однокоренных слов. Проверим нашу точку зрения с помощью учебника. Прочитаем правило на странице 57. (зачитываем правило)

— Но это только первый признак однокоренных слов. А их два. Попробуем выяснить в чём суть второго признака. Открываем учебник на странице 54 и выполним упражнение 119.

(выполнение упражнения)

— В чем схожи выписанные нами пары слов, и чем они отличаются?

(ответы учеников)

— Какой вывод мы можем с вами сделать из наших наблюдений?

(ответы учеников)

— Значит, мы с вами выяснили, что у однокоренных слов корень пишется одинаково и они должны иметь одно лексическое значение.
Выполним упражнение 121 на странице 55. Выпишем однокоренные слова из каждой строчки и надпишем, какой частью речи они являются.
(выполнение упражнения)

6. Работа в тетради на печатной основе

— Откройте тетрадь на странице 28 упражнение 3.

(выполнение упражнения)

— На станице 29 упражнение 4.

(выполнение упражнения)

7. Систематизация материала

— что мы выделяли в словах?
— Что такое корень?
— Какие признаки однокоренных слов использовались при работе?
— Что выяснили о написании корней родственных слов?

8. Итог урока:

— Давайте подведём итог урока. Используйте предложения

  • Я узнал(а)…
  • Я понял(а)…
  • Я доказал(а)…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова»

Однокоренные слова; два признака однокоренных слов

Цель: Уточнить представление о понятиях «однокоренные слова», «корень».

Задачи:

  • закрепить умение находить корень в однокоренных словах;

  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

  • развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

  • воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация по теме, карточки с словами.

1. Организационный момент:

— Все готовы? Всё в порядке?
Начинаем наш урок.
Ручки, книжки и тетрадки
Положи на уголок.

2. Чистописание:

— Я вчера проходила мимо класса в котором два ученика спорили, какую букву нужно писать в слове ЛО(В,Ф)КО. Один говорил что В, а другой что Ф. Кто из них прав? Докажите.

(ответы учеников)

— Правильно. В этом слове пишем букву В, так как проверочное слово ЛОВОК.
Давайте сегодня на минутке чистописания вспомним написание заглавной и строчной буквы В.

Образец: Вв // Вв//

3. Словарно-орфографическая работа

— Нам нужно будет закончить предложения одним словом, записать и подчеркнуть букву, которую нужно запомнить.

— Москва, Киев, Минск — (г…рода).
— Чашки, тарелки, блюдца — (п…суда).
— После пятницы идет — (су (б,бб)та).
— Ты держи всегда в порядке Книжки, ручки и … (т…традки).
— На заборе очень громко Утром каркала … (в…рона).
— На пеньке растут опята Очень дружные … (р..бята).

4. Сообщение темы урока:

— Прослушайте стихотворение:

Интересная семья —
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придает,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

— О какой семье говориться в стихотворении?

(ответы учеников)

— Что вы знаете об однокоренных словах?

(ответы учеников)

— Сегодня мы повторяем тему «Однокоренные слова и их признаки». (слайд 7).

5. Работа по теме урока:

— Сейчас мною будет прочитано ещё одно стихотворение. Вы его внимательно слушаете и выписываете однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Это слово — слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

— Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова. Выделим в них корень.
(слайд 8)

(ответы учеников)

— Как вы догадались, что это однокоренные слова? По каким признакам?

(ответы учеников)

— А вот ещё слова (слайд 9). (У каждого ученика эти слова тоже на парте).

Небо, н(е,и)бесный, н(е,и)беса.
Сне(г,к), сне(г,к)овой, сне(г,к)овик.
Соль, с(а,о)ленный, с(а,о)лить.

— Почемучка из нашего учебника считает, что корни слов надо вставить одинаковые буквы. Может быть он не прав? Предположим, что …

  • все корни однокоренных слов пишутся одинаково.

  • все корни однокоренных слов пишутся по разному.

Что необходимо выполнить, чтобы эти предположения проверить?

(ответы учеников)

— Спишите слова, вставив нужные буквы. Выделите корень в словах.
— Давайте проверим, что вы написали (показ слайда 5 и словесное доказательство).

(ответы учеников)

— Сейчас мы с вами выяснили первый признак однокоренных слов. Проверим нашу точку зрения с помощью учебника. Прочитаем правило на странице 57. (зачитываем правило)

— Но это только первый признак однокоренных слов. А их два. Попробуем выяснить в чём суть второго признака. Открываем учебник на странице 54 и выполним упражнение 119.

(выполнение упражнения)

— В чем схожи выписанные нами пары слов, и чем они отличаются?

(ответы учеников)

— Какой вывод мы можем с вами сделать из наших наблюдений?

(ответы учеников)

— Значит, мы с вами выяснили, что у однокоренных слов корень пишется одинаково и они должны иметь одно лексическое значение.
Выполним упражнение 121 на странице 55. Выпишем однокоренные слова из каждой строчки и надпишем, какой частью речи они являются.
(выполнение упражнения)

6. Работа в тетради на печатной основе

— Откройте тетрадь на странице 28 упражнение 3.

(выполнение упражнения)

— На станице 29 упражнение 4.

(выполнение упражнения)

7. Систематизация материала

— что мы выделяли в словах?
— Что такое корень?
— Какие признаки однокоренных слов использовались при работе?
— Что выяснили о написании корней родственных слов?

8. Итог урока:

— Давайте подведём итог урока. Используйте предложения

  • Я узнал(а)…

  • Я понял(а)…

  • Я доказал(а)…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Однокоренные слова"

Автор: Рыбцова Ирина Викторовна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Методическая разработка учебного занятия  русский язык  2 класс Тема урока: Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarazrabotkauchiebnoghozaniatiiarusskiiiazyk2klasstiemaurokaodnokoriennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "263270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449506826"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Мастерская урока " Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(39) "mastierskaia_uroka_odnokoriennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "400679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489598445"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План конспект открытого урока по русскому языку «тема урока: Однокоренные слова»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_iazyku_dlia_detei_s_ovz_tema_uroka_odn"
    ["file_id"] => string(6) "521851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570382391"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока "Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(35) "konspekt_uroka_odnokorennye_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "595602"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640020992"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства